Защита трудовых прав работников в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

Человек и гражданин в России наделен большим объемом прав и свобод, среди которых важное место занимают трудовые права. Трудовой Кодекс РФ закрепляет широкий круг прав работника, к числу которых относит право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми, не запрещенными законом способами, а также право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Содержание

Введение 3
Понятия способы защиты трудовых прав и свобод 5
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. 6
Порядок проведения проверок 10
Защита прав работников профессиональными союзами 13
Самозащита работниками трудовых прав 16
Трудовые споры 20
Заключение 23
Список литературы: 25

Работа содержит 1 файл

Реферат по правоведению.doc

— 130.00 Кб (Скачать)
  • доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
  • проведение проверок в назначенное время;
  • ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.

     При организации и непосредственном проведении проверок государственные  инспекторы труда обязательно должны руководствоваться требованиями гл. 2 Федерального закона « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

     Решения государственных инспекторов труда  могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. За противоправные действия или бездействия государственные инспекторы труда несут ответственность (дисциплинарную, материальную, уголовную), установленную федеральными законами .

     Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими  функции по надзору и контролю в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

     Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности. Он вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении  взрывных работ в промышленности.

     Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных  отраслях промышленности осуществляется в настоящее время Федеральной  службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.

     Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих  установок, осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.   Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии. Также указанные виды надзора сейчас осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

     Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В качестве такого органа выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее  территориальные органы.

     Работники специальных органов, ведающих вопросами  горного и промышленного надзора, энергетического надзора, надзора за ядерной и радиационной безопасностью, санитарно-эпидемиологического надзора при осуществлении надзорной деятельности независимы и подчиняются только закону.

     Длительное  время функции надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда осуществляли профессиональные союзы, а также состоящая в  их ведении техническая инспекция  труда. В профсоюзах и сегодня  есть техническая и правовая инспекция, однако с созданием федеральной инспекции труда эти инспекции являются инструментами только общественного контроля и не наделены полномочиями по наложению  на должностных лиц штрафов за нарушение нормативных актов по охране труда.

Защита  прав работников профессиональными союзами

 

     Профсоюз  защищает права работников, прежде всего, путем осуществления контроля за соблюдением работодателями трудового  законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Профсоюзный контроль является одним из видов общественного контроля.

     Право на профсоюзный контроль закреплено в ст. 370 ТК РФ и Законе о профсоюзах. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

       Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

     Для осуществления контроля за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением  условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утвержденными общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

     Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которого работают члены данного профессионального союза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

     Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить  обязательные  для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

     В целях выполнения своих функций  до вступления в силу ТК РФ профсоюзы  обладали значительными правами, позволяющими влиять на принимаемые работодателем  решения. Так, работодатель обязан был  совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом, например, принимать решение об установлении пятидневной или шестидневной рабочей недели и т.п. По сути, совместно или по согласованию с профсоюзом решались или должны были  решаться практически все вопросы деятельности организации, так или иначе затрагивающие интересы персонала.

     В настоящее время права профсоюзов несколько ограничены, однако при  этом законодательно определен круг вопросов, для принятия решений по которым работодатель учитывает  мнение профсоюзного органа.

     Защитная функция проявляется профсоюзами на всех стадиях правового регулирования труда:

     а) при принятии новых актов трудового  законодательства, как в централизованном порядке, так и в локальном. Здесь  профсоюзы должны 
четко высказывать свое мнение по каждому проекту нового акта трудового 
законодательства. Трудовой кодекс установил порядок запроса и 
учета мнения профсоюзного органа организации при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

     б) при принятии решений работодателем по применению отдельных норм трудового права с учетом мнения профсоюзного органа, в том числе при расторжении трудового договора но инициативе работодателя;

     в) при осуществлении установленных  для профсоюзов и их активистов (выборных профсоюзных работников) гарантий их деятельности;

     г) при оказании помощи, защите при  самозащите работниками своих трудовых прав и законных трудовых интересов, в том числе при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав;

     д) при защите трудовых прав работников на последней стадии правового регулирования  труда - на стадии привлечения к ответственности  нарушителей трудовых прав работников и профсоюзов.

     Только  активное участие профсоюзных органов  во всех указанных стадиях правового регулирования труда способно реально помогать восстановлению нарушенных трудовых прав работников и быть профилактической мерой от трудовых правонарушений. Если же профсоюзы малоактивны, не стремятся проявлять свою защитную функцию, то в нынешних условиях хозяйской власти они будут утрачивать свою защитную роль.

Самозащита  работниками трудовых прав

 

     Самозащита  – это новый для российского  трудового законодательства способ защиты прав работника. Данный способ базируется на положении ст. 45 Конституции РФ о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенные законом.

     Самозащита  трудовых прав предполагает самостоятельные  активные действия работника по охране своих трудовых прав и свобод, жизни  и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде.

     Трудовой  кодекс предусматривает лишь одну форму  самозащиты работников – отказ от выполнения трудовых обязанностей. Такой правомерный отказ возможен в случаях:

     1) поручения работы, не предусмотренной  трудовым договором;

     2)возникновения  непосредственной угрозы жизни  и здоровью работника, а также  других случаях, предусмотренных  Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Например, работник может, приостановит работу (а по сути, отказаться выполнять ее) при задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней.

     Отказ от выполнения работы, не предусмотренной  трудовым договором, при переводе на другую работу может рассматриваться в качестве законной самозащиты, если при этом нарушены требования закона, например, в случае перевода работника без письменного согласия на другую постоянную работу у того же работодателя, что связано с изменением трудовой функции или условий трудового договора.

     Возможность отказа от выполнения работы, которая  непосредственно угрожает жизни  и здоровью работника, основывается на положениях ст. 37 Конституции РФ и ст.219, 220 ТК РФ, которые предусматривают  его право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. При этом отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

     Определяя случаи, когда работник имеет право  отказаться от выполнения работы, ТК РФ также устанавливает условия правомерности отказа. Во-первых, прежде чем прекратить работу, работник обязан известить об этом в письменной форме работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя. Во-вторых, работник не может отказаться от выполнения работы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

     Работник  не может отказаться от работы, выполняемой  в условиях чрезвычайных обстоятельств, в случаях:

  • объявления чрезвычайного или военного положения;
  • бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии);
  • иных обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Информация о работе Защита трудовых прав работников в Российской Федерации