Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 11:16, курсовая работа
Основная цель данного исследования заключается в разработке основных направлений реализации и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи.
Изучить теоретические основы Конституционных прав, свобод и
обязанностей человека и гражданина вывести их определение.
Дать оценку состоянию вопроса реализации прав, свобод и обязанностей в Российской Федерации, выявить основные причины их нарушения и способы их устранения. Определить способ правовой защиты, указать средства обеспечивающие реализацию основных прав, свобод и обязанностей. В конечном итоге определить процессуальные стадии их реализации.
Поведение и социальные блага лежат вне права, право может лишь регулировать поведение людей и пользование социальными благами.
Права и свободы личности важны не сами по себе, а в той мере, в какой они служат удовлетворению реально существующих потребностей людей, их коренных интересов.
Члены общества, граждане государства пользуются правами и свободами как в личных, так и в общественных интересах. Особенно полно это проявляется в конституционных правах и свободах. Поэтому их понятие нельзя правильно раскрыть, не включив указанное положение, в их определение.
Записанные в Конституции РФ права и свободы означают прежде всего возможность свободно, самостоятельно в пределах закона действовать, активно участвовать в управлении государством, развивать свои способности и дарования, определять свои поступки, избирать вид и меру своего поведения и, как следствие всего этого, возможность пользоваться различного рода социальными благами.
Человек в новом государстве не может довольствоваться пассивной ролью, он требует проявления своей личности в области целого ряда общественных и политических отношений, поэтому понятие свободы в государстве значительно расширяется и обнимает собой проявление самоопределения индивида в области как индивидуальной, так и общественной и политической жизни; говоря о свободе в государстве, необходимо разуметь все те нормы, которые гарантируют свободное проявление индивида в сфере общественных и политических отношений.
Между двумя этими понятиями есть сходство и различия. Сходство состоит в том, что первое и второе определяются через правовую возможность. И в том и в другом случае говорится о возможности избрать тот или иной вид поведения, пользоваться предусмотренными конституцией социальными благами как в собственных интересах, так и в интересах всего общества.
Вместе с тем между основными правами и основными свободами имеются определенные различия. Кратко говоря, основные права свидетельствуют о возможности получения каких-то социальных благ, т.е. "право на"... получение чего-то. Свобода – это возможность избежать человеку воздействия со стороны государства, государственной власти тех или иных ограничений. Свобода характеризуется независимостью от государства. Нередко термины "право и свобода" употребляются как синонимы. Например, создавать общественные объединения характеризуется как право образовывать их, так и свобода граждан входить в них.
Скорее,
употребляющиеся в
личности", а с другой – свобода от произвольных арестов, задержаний и заключений под стражу, еще "право на труд" и "свобода труда".
Все это показывает, что различая между основным правом и основной свободой обусловлены как историей их возникновения, сложившимися традициями, так и смысловой нагрузкой. Можно говорить, свобода слова, печати, собраний – это более употребимые выражения, чем право на свободу печати, собраний, митингов, демонстраций; уличных шествий... Конечно, можно сказать "право на свободные мысли", но традиционно говорят о свободе мысли, слова, печати подчеркивая как раз в этом случае идею самостоятельности и независимости (ч. 1 ст. 29).
Поэтому, несмотря на единство двух обсуждаемых категорий, они в международных документах и конституциях по общему правилу употребляются хотя и одновременно, но не однозначно.
Подводя
итог анализу понятия
ституционной свободы, можно определить их следующим образом.
Конституционные
права и свободы – это
2
Права и свободы человека
и гражданина. Юридические
обязанности.
Проблема
юридической природы
Ныне в литературе по данному вопросу сложились две противоположные точки зрения. Сторонники одной из них отрицают субъективный характер конституционных прав, свобод и обязанностей. Напротив, приверженцы другой решительно высказываются за признание за ними такого качества. Если в недалеком прошлом первая точка зрения была господствующей, то теперь, видимо, большинство за теми, кто отстаивает субъективный характер конституционных прав, свобод и обязанностей.
Ученые, отрицающие за ними качество субъективности, для подтверждения своего мнения выдвигают ряд доводов. Но все они в конечном счете опираются на одно исходное положение: субъективное право может существовать только в рамках конкретного правового отношения. Оно, взятое вне правоотношения, исключенное из него, превращается в ничто, в социальный нуль. Такое истолкование субъективного права всецело вытекает из его прямого противопоставления так называемому объективному праву.
Если
субъективными считать
Юридическую природу конституционных прав, свобод и обязанностей,
их особенности
во всей полноте можно выявить, рассматривая
их как главный элемент правового
положения человека и гражданина.
Характеризуя
конституционные права, свободы
и обязанности граждан как
субъективные, необходимо подчеркнуть
тот несомненный факт, что они
принадлежат каждому
Между тем все, кто опровергает субъективный характер основных прав, свобод граждан, прибегают к этому приему. Они исходят из того, что
эти права и свободы могут быть охарактеризованы субъективными лишь в том случае, если они имеют свойства прав в свобод в конкретном правоотношении.
Именно с этих позиций опровергал тезис о субъективном характере конституционных прав граждан Д.М. Чечот. "Мнение авторов, рассматривающих право на труд, право на обеспечение в старости, право на образование и т.д. в качестве субъективных прав граждан, несостоятельно", – утверждал он. По его словам, оно опирается на целый ряд ошибочных исходных данных. Во-первых, на тезис о возможности существования права без корреспондирующей ему обязанности (или наоборот). Во-вторых, на утверждение о том, что субъективное право на труд или право на образование постепенно развилось из явлений, которые вначале (в силу социально-экономических условий) не носили характера субъективного права. В-третьих, сторонники этого мнения упускают из виду то, что консти-
туционные права, как и правоспособность, лежат в сфере возможности, в то время как субъективное право находится в сфере действительности. Поэтому они в отличие от субъективных прав непосредственно не могут защищаться в судебном порядке. В-четвертых, если допустить, что конституционные права являются субъективными правами граждан, то неизбежным следствием этого должно быть признание их "неравенства", так как права, свободы и обязанности субъектов в конкретных правоотношениях могут быть и неравны. Отсюда автором делается вывод, что признание конституционных прав, свобод и обязанностей субъективными противоречит принципу равенства правового статуса человека и гражданина.
Все приведенные выше аргументы исходят из того еще не доказанного кем-либо тезиса, что субъективными правами граждан являются лишь исключительно те из них, которые приобретены ими в результате вступления в конкретные правовые отношения. Все юридические особенности этих прав, свобод и обязанностей обобщаются и объявляются в качестве единственных и абсолютных признаков субъективного права. Поскольку же конститу-
ционные права, свободы и обязанности не вполне отвечают этим признакам, постольку отсюда делается категорический вывод, что концепция о субъективности этих прав несостоятельна.
Чтобы опровергнуть субъективный характер конституционных прав, свобод и обязанностей, совершенно недостаточно доказать, что им не присущи особенности прав, свобод и обязанностей лица в конкретном правоотношении. Для этого нужно также показать, что эти права, свободы и обязанности имеют "безличный" характер, что они принадлежат только всем и никому в отдельности, Субъективным в данном случае признается только такое право, которое принадлежит строго определенному лицу. Если же право принадлежит не только данному, конкретному лицу, но и всем другим лицам, то оно на этом основании не рассматривается субъективным и квалифицируется как элемент правоспособности. Отправным пунктом для выявления юридической природы конституционных прав, свобод и обязанностей служит тезис о том, что они опосредуют отношения и связи граждан с государством. Эти отношения и связи вызваны к жизни политико-правовой принадлежностью каждого гражданина к народу, осуществляющему суверенную власть в стране. Человек в них выступает прежде всего как гражданин, как ассоциированный носитель суверенитета. Указанное качество гражданина имеет решающее значение и для других опосредуемых отношений.
В
опосредуемых конституционными правами,
свободами и обязанностями
выраженные
в основных правах, свободах и обязанностях
связи не составляют какого-либо исключения.
В общетеоретической и
В литературе высказывается мысль, что юридическую природу основных прав, свобод и обязанностей граждан можно объяснить, исходя из теории так называемых абсолютных субъективных прав.
В результате по своей
Информация о работе Защита прав, свобод и обязанности человека и гражданина РФ