Законы Хаммурапи - правовой памятник рабовладельческого государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Цель контрольной работы - изучить содержание законов Хаммурапи через призму социального расслоения и правового положения различных слоев населения. В задачу моей работы входит показать этот судебник не
просто, как юридический документ, но и как исторический источник, способный воссоздать общую картину Вавилона времен Хаммурапи и показать некоторые обычаи и нравы этой страны.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 31.52 Кб (Скачать)

Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись  письменно. Нарушение этого ритуала  и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон.

Можно сделать вывод, что в Вавилонии были развиты  различные виды внутреэкономических  отношений.

4. Брачно-семейные отношения и наследственное право

Брак заключался на основе письменного договора между  будущим мужем и отцом невесты  и был действительным только при  наличии этого договора. Отец невесты  после предварительного согласия на брак дочери и получения выкупа обязывался выдать дочь замуж. Если он нарушал  свое обязательство, то принуждался  оплатить жениху двойную сумму выкупа. Если дочь, будучи замужем, не приносила  наследника и умирала, муж имел право  востребовать свой выкуп за невесту  с отца, но к отцу возвращалось приданое дочери. Выкуп выплачивался частями, вначале предоставлялся задаток. Жена могла потребовать включений  в договор оговорки, лишающей мужа права продавать ее за свои долги (ст. 151).

Развод был упрощенным только для мужа. Жену, изменившую мужу, бросали в реку связанной вместе с любовником, если муж ее не прощал (в случае ее прощения царь мог помиловать и любовника) Бесплодную жену муж  был вправе покинуть, дав ей выкуп  и вернув приданое. Только измена мужа, давала последней право на развод, она уходила в дом отца со своим  приданым.

«Женщина в Вавилонии, по Законам Хаммурапи, имела более  высокий и привилегированный  статус по сравнению с более поздними сводами законов»[4, стр. 70]. Если муж избивал жену, унижал ее и изменял ей, то она могла забрать свое приданое и вернуться к родителям. Нарушение брачного договора влекло утрату задатка и выкупной платы. Рабыня, родившая детей своему хозяину, не могла быть проданной после этого "за серебро", а после смерти хозяина-отца отпускалась на свободу (ст. 171). Если муж попадал в плен или пребывал в безвестном отсутствии и оставлял жену без надлежащего материального обеспечения, то она имела возможность выйти замуж вторично с условием вернуться к первому мужу после его возвращения домой.

Запрещались кровосмесительные  браки между близкими родственниками и свойственниками (например, между  мачехой и пасынком).

"Если жена возненавидит  своего мужа и скажет ему  "не касайся меня", то следует  исследовать ее дело среди  ее соседей. Если она целомудренна  и беспорочна, а ее муж ходит  из дома и очень позорит  ее, то эта женщина невиновна;  она может взять свое приданое  и уйти в дом своего отца" (ст. 142). Если она не целомудренна  и "ходит из дома, разоряет  свой дом, позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить  в воду".

Если авилум берет  себе жену, которая рожает ему детей, а потом умирает, то ее приданое принадлежит  только ее детям (ст. 162).

В семье сохранялись  многие патриархальные порядки. Отец мог  отдать детей в долговую кабалу, дочь в жрицы или блудницы, сына лишить наследства "за тяжкие грехи". Жене он мог подарить сад, поле, а  ставшая затем вдовой его жена могла все это подарить «любимому  сыну» (ст. 150).

Наследование происходило  в основном по закону. Все сыновья  уравнивались, даже от рабыни, если того пожелал отец. Жена владела вдовьей  долей только пожизненно, затем она  переходила детям. Сыновья рабыни могли  быть признаны законными наследниками в том случае, если их отец признавал  их наследниками в определенном порядке.

Тот факт, что значительная часть статей регулировала брачно-семейные отношения, свидетельствует о том, что семья являлась важной социальной ячейкой, связанной через своего главу с общиной и государством.

5. Преступление и наказание. Талион

Понятия преступления Законы Хаммурапи не дают. Более  того, они не проводили различия между преступлением и гражданским  правонарушением. Более четко обособлялись некоторые формы виновности -- различные  виды недоносительства, укрывательства. К числу отягчающих обстоятельств  отнесены посягательства на личность или имущество представителей высших сословий, дерзость рабов по отношению  к хозяевам или детей по отношению  к родителям.

Строитель дома, в  котором обрушилась крыша, погубившая сына хозяина дома, наказывался смертью  собственного сына, а погубившая хозяина  дома, казнью строителя. Наказание здесь  принципу талиона, т.е. равновозмездности, который был определен в Библии как принцип "око за око", а  в законах Вавилонии и других древних государств он получил вид  конкретного предписания: "если человек  повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз" (ст. 196).

Наиболее употребимым  было наказание в виде денежного  штрафа Выработан своего рода тариф  поранений, согласно которому повреждение  в драке или по злому умыслу кости авилума, мушкенума и раба влечет за собой различные виды компенсаций -- либо по принципу "око за око" (для авилумов), либо в виде денежной компенсации. Некоторые разновидности  штрафов имели явно завышенный размер, равносильный приговору к смертной казни. Например, похититель вола или  ладьи из царского дворца или храма  обязывался уплатить штраф в размере 30-кратной стоимости похищенного.

Разновидности описываемых  и перечисляемых преступлений можно  сгруппировать следующим образом: преступления против личности, против собственности, против семейных устоев, а также должностные преступления.

Наиболее суровыми были наказания за лжесвидетельства и клятвопреступления, особенно в  случаях несправедливых обвинений  в убийстве. К смерти приговаривали  того, кто после продажи своего товара обвинял покупателя в том, что тот украл у него товар.

В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление  словом и действием, ложные обвинения. Большое значение имело социальное положение обвиняемого и потерпевшего. Если авилум ("сын человека") ударил равного ему, то с него брали штраф 10 сикле серебра. Если раб авилума  ударил сына человека, то ему отрезали ухо. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, он должен был  быть подвергнут бичеванию плетью в  количестве 60 ударов (ст. 202--205).

Смертью карали того, кто крал ребенка у свободных  родителей с целью превратить его в раба. Сурово наказывалось снятие клейма с раба (ст. 226). Если бык, идя по улице, забодает человека и  причинит ему смерть, то это не было основанием для претензии к хозяину  быка (ст. 250).

В числе преступлений против собственности чаще всего  встречаются кражи и грабеж, повреждение  чужого имущества, а также многочисленные посягательства на чужих рабов: кража  и укрывательство раба, снятие с  раба знака его рабского состояния. Особо выделены некоторые составы  мошеннических проделок -- мошенничество  корчемницы, тамкара и др.

Если вор признавался  до собирания свидетельских показаний, то ему дозволялось в качестве наказания оплатить стоимость украденной вещи в 10- или 30-кратном размере. Если у него не было такой суммы денег, его уличали при свидетелях и  убивали (ст. 7-- 8). Если человек осмеливался украсть имущество из царского дворца или из храма, убивали его самого и того, кто купил краденое.

Преступления против семейных устоев включают кровосмешение, неверное и распутное поведение  жены, похищение и подмену ребенка.

В разряде совершающих  должностные преступления упомянуты  судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, младший командный  состав. Не упомянуты государственные  преступления в виде измены или мятежа, как полагают, в силу их общеизвестной  и безусловной наказуемости.

Наказания были дифференцированными  и весьма строгими по сравнению с  некоторыми образцами предшествующего  законодательства в древних государствах Шумера и Аккада. Смертная казнь  осуществлялась путем утопления, сожжения или сажания на кол. Широко применялись  также устрашающие членовредительные  наказания: отсечение руки, пальцев  рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания по принципу талиона. Преступников обращали в рабство, изгоняли из страны помимо обычных наказаний  в виде штрафов и членовредительных  действий. В Законах Хаммурапи  можно обнаружить три разновидности  наказаний по принципу талиона: наказание  по типичному (простому) талиону "око  за око" для авилума, по правилу  символического талиона (сыну, ударившему отца, отрубали руку; лекарю, неудачно удалившему бельмо, отрубали кисть  руки и др.) и по правилу так  называемого зеркального талиона (наказание смертью сына строителя  дома, если обвалилась крыша построенного им по заказу дома и загубила жизнь  сына хозяина дома).

6. Судопроизводство. Система доказательств. Ордалии

«Судебное решение  воспринималось как акт справедливости, который совершался и при помощи законов, а иногда и с участием богов, например бога Реки в случае испытания водой. Проверяемых бросали  связанными в реку, и невиновным считался тот, кто после этого  всплывал»[4, стр. 92].

Судебный процесс  был устным и состязательным. Истец  сам приводил ответчика в суд, а преступника приводили царские  слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось разбирательство с учетом алиби  и вещественных доказательств. Большое  значение придавалось клятвам свидетелей и судебным испытаниям с участием местных богов (ордалии). Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Суды были нескольких уровней и разных юрисдикции: на уровне общины, храмовые и царские  суды. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в стенах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства  для предъявления в суде. Богиней  справедливости считалась Китту, дочь бога Солнца, справедливости и предсказаний Шамаша. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и "царских людей" (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым  категориям дел, в том числе могли  помиловать любовника жены, если согрешившая  жена была прощена своим мужем. В  противном случае обоих ожидала  смертная казнь через утопление.

Очень важную роль в  судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических (торговых, брачных и др.), имела большое  значение в сохранении и воспроизводстве  политической и правовой культуры древнего общества.

Справедливость в  суде гарантировалась ордалиями  на взаимной основе для истца и  ответчика, а также дифференцированной системой штрафов. Самое тщательное регулирование торговли свидетельствует  о большом хозяйственном значении городского населения страны, заинтересованного  в товарах и торговом обмене со всем окружающим миром. Характерно также, что по некоторым преступлениям  высшие классы подвергались более суровому наказанию, чем низшие (например, тамкары  по отношению к шамма-лумам, командиры  по отношению к солдатам, авилум по отношению к не равному себе по статусу и др.).

Заключение

Изучение законов  Хаммурапи даёт возможность определить общественный строй Вавилонии, а  вместе с тем и направление  мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве. Господствующей силой в государстве являлись мелкие и средние рабовладельцы, работающие на царских землях.

Несмотря на относительную  жестокость права того времени, поддерживание  им рабовладения и патриархального  уклада семьи, существовал ряд норм защищающих права рабов и женщин.

«Чтение всех 282 статей судебника показывает, что лейтмотивом  его была защита традиционных прав и имущества собственного, т.е. вавилонского, населения -- особенно в тех случаях, когда вавилонянин или его  имущество оказывались под угрозой»[2, стр. 40].

Законы царя Хаммурапи  надлежит признать одним из самых  значительных памятников правовой мысли  древневосточного общества. Это первый известный нам во всемирной истории  подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную  собственность, эксплуатацию человека человеком.

Таким образом, сборник  Законов Хаммурапи в целом  был продуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложились  устойчивая классовая структура, упорядоченные  отношения между социальными  группами жрецов, воинов и земледельцев. Рабы воспринимались объединяющей частью социальной структуры.

Библиографический список

1. Белецкий М. Р.  «Забытый мир шумеров» - М.:1980.

2. Васильев, Л.С. История  Востока. В 2 т.: Учеб. для студентов  вузов. - М.: Высшая школа, 2001.

Информация о работе Законы Хаммурапи - правовой памятник рабовладельческого государства