Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:32, курсовая работа
Цель контрольной работы - изучить содержание законов Хаммурапи через призму социального расслоения и правового положения различных слоев населения. В задачу моей работы входит показать этот судебник не
просто, как юридический документ, но и как исторический источник, способный воссоздать общую картину Вавилона времен Хаммурапи и показать некоторые обычаи и нравы этой страны.
Курсовая работа
по дисциплине История государства и права зарубежных стран
Законы Хаммурапи - правовой памятник рабовладельческого государства
Введение
Хаммурапи - шестой царь
Вавилонии, знаменитый политик и
полководец XVIIIв. до н.э. Первые цари вели
осторожную политику, пытаясь найти
среди соседей выгодного
Однако такому крупному государству требовался контроль, чтобы оно не распалось. В связи с этим Хаммурапи видел необходимость создания свода законов, контролирующих деятельность управленцев и многочисленных к тому времени рыночных торговцев, рабов и других слоев.
Цель контрольной работы - изучить содержание законов Хаммурапи через призму социального расслоения и правового положения различных слоев населения. В задачу моей работы входит показать этот судебник не
просто, как юридический документ, но и как исторический источник, способный воссоздать общую картину Вавилона времен Хаммурапи и показать некоторые обычаи и нравы этой страны.
1. Общая характеристика законов Хаммурапи
Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”.
Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает бог Солнца и правосудия - Шамаш. В руках Хаммурапи жезл- символ судебной власти, врученный царю самим богом. Как и многие древние законодатели Хаммурапи стремился представить законы исходящими от бога.
Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще. Хаммурапи заимствовал ряд положений из известного нам законодательства более раннего периода (древнешумерийские законы, законы Эшнуны и т. п.).
Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала.
Изначально в законах Хаммурапи не было еще разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но уже первый переводчик законов, французский ученый В. Шейл, для удобства пользования сборником расчленил текст. Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.
Так, статьи 1 -- 5 содержат
положения процессуального
Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления (чародейство), простую кражу, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе.
Уровень развития законодательной техники в древневавилонском обществе был еще сравнительно низким. В законах Хаммурапи много очевидных пробелов, а также казуистических положений, представляющих собой запись отдельных случаев из судебной практики. Так, например, ст. 17 предусматривала вознаграждение за поимку беглого раба в степи, умалчивая, таким образом, о случаях, когда раб схвачен в городе или в каком-нибудь другом месте.
Как бы то ни было, законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам.
2.
Социальное неравенство
в Законах Хаммурапи.
Положение рабов
Население делилось на свободных рабовладельцев и несвободных рабов. Среди свободных большую часть населения представляли авилумы и мушкенумы. Авилумы («человек») - члены общины, знать, высшие царские служащие, владевшие наряду с большими служебными земельными наделами частью общинных земель. Мушкенумы («падающий ниц», т. е. «бивший челом») - низший слой свободных людей, работавший на царских землях, в основном это было население покоренных земель.
Даже судя по переводам этих терминов с аккадского, положение авилумов и мушкенумов было весьма различным. На деле высшие слои получали от царя большие наделы и были одновременно общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы и мало чем отличались от рабов.
Но зато имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу храма или дворца, и это не удивительно: ведь оно фактически есть составляющая часть имущества самого царя. Статья 8 гласит: «Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить»[10].
Весьма интересно и важно, что в этот период некоторые остатки правоспособности сохраняют также и рабы. Так, за оскорбление действием, нанесенное свободному, раб карался только по суду отрезанием уха (ст. 205). Оказывается, что не сам рабовладелец определяет меру наказания своему рабу, а судьи, руководствующиеся точным указанием закона. На деле же, часто рабовладелец сам наказывал своего раба. Убийство раба не запрещалось, но считалось бессмысленным, непрактичным поступком. Отрезание уха было болезненным и в то же время не лишало его трудоспособности, не приносило хозяину убытка. Интересно, что такое бесчеловечное калечение, как отрезание пальцев, законы Хаммурапи предусматривают лишь для свободного человека, совершившего то или иное преступление (ст. 195, 218, 226, 253), но не для раба.
Рабы мушкенумов пользуются, подобно дворцовым рабам, известными привилегиями. Например, раб мушкенума или дворца мог вступать в брак со свободной женщиной (ст. 175). Вдова такого раба, если она была свободной, имела право забрать свое приданое и половину совместно нажитого имущества для своих детей (ст. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба.
Из числа лиц, имевших
служебные наделы из царского земельного
фонда, в Законах Хаммурапи особое
внимание уделяется воинам. Деспотическое
государство Хаммурапи
В законах Хаммурапи четко прослеживается правовое положение различных слоев населения. В Вавилонии, как государстве с господствующим восточным патриархальным типом рабовладения, рабы не были основной производительной силой общества и в отличие от античных рабов обладали некоторыми правами.
3. Право собственности и договорное право
Как бы то ни было, рабы в Вавилоне были такими же объектами собственности как и другое имущество - скот, орудие труда и т. д. Хозяин мог распоряжаться своими рабами: продавать их, дарить, передавать по наследству. Кража и укрывательство чужих рабов карались смертной казнью (ст.15). Беглого раба надлежало поймать и вернуть собственнику. «Если цирюльник без дозволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба, то этому цирюльнику должны отрубить кисть руки»[10] (ст. 226).
В области имущественных
отношений законы четко подразделяют
имущественные права
Причинение вреда
чужому имуществу влекло за собой
возмещение убытков, например «если
человек поленится укрепить плотину
своего поля и, вследствие того, что
плотина не была укреплена им, в
его плотине произойдет прорыв, а
водой будет затоплена
В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские, храмовые, общинные, частные. «Особую группу землевладельцев составляли воины и чиновники. За свою службу они получали земельный надел (илку), с него они и кормились. Они владели этим участком до тех пор, пока несли службу. Илку они не могли ни продавать, ни закладывать. Держатель илку по первому же зову своих начальников должен был явиться на службу. Уклонение от этой обязанности каралось смертью. Такая же кара настигала каждого, кто отказывался от воинского призыва»[5, стр. 35].
Законник Хаммурапи
свидетельствует о значительной
хозяйственной активности вавилонского
общества. Продажа земли и строений,
аренда пахотного поля и сада, наем
быков для работы в поле, заклад
имущества при сделках, займа
денежного и натурального - все
это подробным образом
Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Некоторые из таких документов, запечатленных на обожженных глиняных табличках, сохранились до нашего времени.
Законник предусматривает
следующие условия
Существовали законы
гарантировавшие интересы покупателя.
Так, устанавливался месячный срок, в
течение которого покупатель мог
предъявить претензии продавцу. Если
в течение этого срока
Что касается аренды, арендатор земли должен вносить плату в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной (ст. 42--43). Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За невыращенный хлеб полагался штраф, равно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи быков (ст. 256).
Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок -- на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму. Особое регулирование получила работа профессионалов (людей высокой квалификации) -- врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба.
«Если во время найма
и аренды происходила порча имущества,
законы учитывали радивое или
нерадивое отношение
Широкое распространение в Вавилоне в связи с развитием товарно-денежных отношений и ростовщичества получил договор займа. Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи. В связи с этим долговое рабство было частым явлением, «особенно во времена смут, когда многие свободные общинники разорялись и были вынуждены обращаться к купцам и ростовщикам, отдавая в залог под высокие проценты свои дома, земельные участки, финиковые рощи»[3, стр. 21]. Однако должник, отрабатывающий свой долг кредитору, не был рабом. Об этом свидетельствуют те статьи Законов Хаммурапи, которые ограничивают срок отработки долга тремя годами, по их истечении должник освобождался из дома кредитора (ст. 117).В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга (ст. 48). Так, торговый агент (тамкар),выдавший кредит, не мог брать больше 20% при займе серебром и свыше 33,5% при займе зерном (ст. 89). В случае завышения этого процента тамкар рисковал не получить всю долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в покрытие долга поле или сад (ст. 49 и 66).
Информация о работе Законы Хаммурапи - правовой памятник рабовладельческого государства