Законодатеный процесс РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Дана характеристика законодательного процесса Российской Федерации.
Цель работы, как можно подробнее охарактеризовать законодательную деятельность РФ, разобрать понятие законодательного процесса, подробно описать и разъяснить основные стадии, указать виды принимаемых законов и объяснить действительно ли законодательный процесс очень важен для жизни государства и общества в целом.

Так как законодательный процесс является важнейшим направлением государственной деятельности, то основной его задачей является издание нормативных актов высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с уложенной процедурой, т.е. необходимо более подробно разобрать главную задачу и цель законодательного процесса.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………...3

1. Понятие законодательного процесса.................................................................4

2. Основные стадии законодательного процесса.................................................6

3. Виды принимаемых законов............................................................................12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………...15

Приложение 1.........................................................................................................16

Схема 1...................................................................................................................16

Схема 2...................................................................................................................17

Схема 3...................................................................................................................18

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

 Принятие конституционных законов  регламентировано ст. 108 Основного Закона РФ3. Согласно этой норме, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее

3 Зыкина Т.А. «Право и общество» Сборник научных трудов. Архангельск, 2004г.  

четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный закон в течение 14 дней подлежит   подписанию Президентом и обнародованию (схема 3).

      Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации и Государственной Думы (ст.134 Конституции РФ).

      Однако  положения глав 1, 2 и 9 Конституции  РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же такое предложение будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в данном случае созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Конституция РФ в таком случае считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирателей (ст.135 Конституции РФ).

      4) Опубликование закона. Официальная публикация – необходимое условие вступления в силу всякого закона. «На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы»4.

 Согласно ст. 2 Федерального закона “О порядке опубликования и 

4 Статья 1 Закона «О порядке опубликования  и вступления в силу  федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ 1994 год, №8, Ст.801.

вступления  в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания” от 25.05.1994 г., датой принятия конституционного федерального закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции5.

      Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после  их подписания Президентом РФ.

      Акты  палат Федерального собрания публикуются  не позднее 10 дней после их принятия.

      Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

      Официальными  источниками (изданиями) опубликования нормативно-

правовых  актов Федерального Собрания, Президента РФ,      решений Конституционного Суда РФ о толковании Конституции и соответствии      ей

нормативных правовых актов высших органов власти и управления являются «Российская  газета» или «Парламентская газета». «Собрание законодательства РФ»  состоит из 5 разделов:

  • В первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
  • Во втором разделе - акты палат Федерального Собрания;
  • В третьем разделе - указы и распоряжения Президента РФ;
  • В четвертом разделе  - постановления и распоряжения Правительства РФ;

5 Селезнев Г.Н., Бабурин С.Н., Исаков В.Б. «Подготовка и принятие законов в правовом государстве». // Материалы международного семинара Москва Государственная Дума. Издание ГосДумы, Москва, 1998 год.

  • В пятом разделе - решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ в соответствии ей актов Президента, высших представительных органов РФ.

   Неофициальное обнародование законов  (и других нормативно-правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах, в научных изданиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Принимаемые  в РФ законы  подразделяются следующим  образом:

      По  значимости и юридической  силе – законы конституционные и обыкновенные (текущие). Главным конституционным законом является сама

Конституция. Которая была принята на Всероссийском референдуме в 1993 году.

      Конституция РФ устанавливает и закрепляет основы, принципы и положения общественного  и государственного строя, основные права, свободы и обязанности  человека и гражданина, государственное устройство, структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления.

      Федеральные конституционные законы – это  законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые  принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции РФ («О Конституционном Суде РФ», «О референдуме РФ», «О Правительстве РФ»).

      Для принятия Федерального конституционного закона требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы, а для одобрения  в Совете Федерации – не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты.

      Все остальные законы, принятые Федеральным  Собранием РФ в пределах его компетенции  и в порядке реализации своих  функций, являются обыкновенными (текущими). Например, Федеральные законы, как Уголовные кодекс РФ 1996г.; Градостроительный кодекс РФ 1998г.; Федеральный закон «О лекарственных средствах» 1998г. и т.д. Федеральные обыкновенные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания.

      По  органу, принимающий  закон – следует различать в РФ законы общефедеральные и законы субъектов Федерации. Особенность  законов субъектов Федерации в том, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации.

      По  объему и объекту  регулирования – различают общие и специальные законы. Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений (кодексы). Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений («Патентный закон РФ» 1992г.; Федеральный закон «О судебных приставах» 1997г. и др.).

      Субъекты  законотворческой деятельности организуют свою работу на основании конституционных  норм и изданных в соответствии с  ними нормативных правовых актов. Таким  образом, Регламент детально регулирует деятельность Председателя Государственной Думы и его заместителей, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, депутатских объединений в Государственной Думе.

      Регламентом также установлено, что правовое, организационное, документационное, информационное и иное обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы. В состав Аппарата Государственной Думы входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссии Государственной Думы, фракций и депутатских групп в Государственной Думе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

            Подводя итоги работы, необходимо отметить, что «природа» законодательного  процесса заключается в выявлении, освоении существующих интересов личности, общества, государства и влиянии на них через закрепление в юридической форме норм поведения. Законодательный процесс является формально-юридическим выражением законодательной функции государства. Он отвечает за технологию создания закона. В результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой среде начинает официально действовать новый закон. Анализируя значение законодательного процесса, нельзя не учитывать того факта, что он составляет содержание деятельности парламентов. Стабильная нормативная регламентация процесса создания закона обеспечивает:

  • качественный уровень подготовки формы и содержания нормативного акта;
  • привлечение широкого спектра мнений различного рода политических сил с целью максимального обеспечения интересов различных социальных групп;
  • эффективные механизмы контроля деятельности высших органов государственной власти в процессе законодательного процесса.

      Таким образом, законодательный процесс, на мой взгляд, является процессом, который отражает работу законодательного органа по своевременному появлению  необходимого для регулирования  общественных отношений закона.

      Действительно благодаря эффективной законодательной  деятельности управление государства  и общество будет протекать эффективно, активно и «бурно», ведь от результата законодательной деятельности зависит развитие общества и государства. Подробно разобрав основные стадии законодательного процесса, хочется отметить, что данная деятельность является очень сложной и «многоступенчатой» и поэтому требует строго контроля со стороны государства.

Список  используемой литературы. 

Монтескье Ш.Л. «О духе законов». С-Петербург, 1900г.

Шумаков А.И. «Взаимообусловленность законотворческого  и законодательного процесса в контексте  современного Российского правотворчества» // «Государственная власть и местное самоуправление», 2006г,№4, С. 15.

Селезнев  Г.Н., Бабурин С.Н., Исаков В.Б. «Подготовка и принятие законов в правовом государстве» // «Материалы международного семинара Москва, Государственная Дума». Издание Государственной Думы, Москва, 1998г.

Зыкина  Т.А. «Право и общество» Сборник научных трудов, Архангельск, 2004г.

Аверинцев С.С. «Философский энциклопедический словарь» 2-е изд. Москва, 1989г. С. 405.

Тихомиров М.Ю. «Юридическая энциклопедия» 5-е издание. Москва, 2005г, С.324.

Нерсесянц В.С. «Юриспруденция». Москва, 1999г.

Марченко  М.Н. «Теория государства и права» Элементарный курс: Учебное пособие. Москва, 2002г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

Схема 1.

 

 

 

 

 

 
 
 
 

 

                                              

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 3.

Информация о работе Законодатеный процесс РФ