Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 21:24, курсовая работа
Дана характеристика законодательного процесса Российской Федерации.
Цель работы, как можно подробнее охарактеризовать законодательную деятельность РФ, разобрать понятие законодательного процесса, подробно описать и разъяснить основные стадии, указать виды принимаемых законов и объяснить действительно ли законодательный процесс очень важен для жизни государства и общества в целом.
Так как законодательный процесс является важнейшим направлением государственной деятельности, то основной его задачей является издание нормативных актов высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с уложенной процедурой, т.е. необходимо более подробно разобрать главную задачу и цель законодательного процесса.
Вступление………………………………………………………………………...3
1. Понятие законодательного процесса.................................................................4
2. Основные стадии законодательного процесса.................................................6
3. Виды принимаемых законов............................................................................12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………...15
Приложение 1.........................................................................................................16
Схема 1...................................................................................................................16
Схема 2...................................................................................................................17
Схема 3...................................................................................................................18
Федеральное
агентство по образованию РФ
Курсовая
работа
по дисциплине: конституционное право
на тему: “Законодательный
процесс в РФ”
г.Архангельск - 2008г.
Содержание
Вступление……………………………………………………
1. Понятие законодательного
процесса......................
2. Основные стадии
законодательного процесса......................
3. Виды принимаемых
законов.......................
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Приложение 1.............................
Схема 1.............................
Схема 2.............................
Схема 3.............................
Вступление.
В своей работе я характеризую такую государственную деятельность, как законодательный процесс Российской Федерации. Я считаю, что законодательная деятельность играет важную роль в регулировании и развитии государства.
Главной моей целью, является, как можно подробнее охарактеризовать законодательную деятельность РФ, разобрать понятие законодательного процесса, подробно описать и разъяснить основные стадии, указать виды принимаемых законов и объяснить действительно ли законодательный процесс очень важен для жизни государства и общества в целом.
Так как законодательный процесс является важнейшим направлением государственной деятельности, то основной его задачей является издание нормативных актов высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с уложенной процедурой, т.е. необходимо более подробно разобрать главную задачу и цель законодательного процесса.
В своей работе я
пользовалась мнениями, размышлениями,
докладами таких ученых, правоведов
и юристов как: Монтескье Ш.Л.,
Марченко М.Н. Селезнев Г.Н. и многих др.,
также я пользовалась материалами международного
семинара (Государственная Дума) «Подготовка
и принятие законов в правовом государстве».
1. Понятие законодательного процесса.
Законодательной деятельностью является правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которых издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с уложенной процедурой. Законодательная деятельность – это сложный и многогранный процесс. Конституцией РФ предусмотрено 2 вида законов РФ – федеральные конституционные законы и федеральные законы. В Российской Федерации законодательный процесс регулируется Конституцией, регламентами и иными актами палат Федерального Собрания, Федеральным законом «О порядке и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также нормативными актами Президента РФ (далее-Президент) и Правительства РФ (далее – Правительство), принятыми в пределах их компетенции1.
Анализ правовых норм, регламентирующих законодательный процесс на федеральном уровне, показывает, что он состоит из следующих основных стадий (См. приложение 1, схема 1):
1) Внесение законопроекта в Государственную Думу;
2) Рассмотрение законопроекта Государственной Думой и либо его принятие в качестве федерального закона, либо его отклонение;
3) Одобрение Советом
Федерации принятого
4) Подписание и обнародование Президентом РФ принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации федерального закона, либо его отклонение;
5) Официальное опубликование и
вступление в силу
1 Селезнев Г.Н., Бабурин С.Н., Исаков В.Б. «Подготовка и принятие законов в правовом государстве». // Материалы международного семинара Москва Государственная Дума. Издание ГосДумы, Москва, 1998 год.
Дополнительные
1) Повторное рассмотрение
Государственной Думой
2) Повторное рассмотрение
Советом Федерации принятого
Государственной Думой
3) Подписание или
отклонение Президентом
4) Рассмотрение Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом, его принятие в редакции с учетом предложений Президента либо в прежней редакции;
5) Повторное рассмотрение
Советом Федерации
6) Подписание Президентом федерального закона, одобренного Советом Федерации при его повторном рассмотрении.
Существует два этапа законодательного процесса:
1) Предпроектный этап - он заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании общественной проблемы нормами права.
2) Проектный
этап – он заключается в создании, изменении
или отмене норм права непосредственно
самим законодательным органом.
2.Основные стадии законодательного процесса:
1) Законодательная инициатива – это право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования.
Согласно ст. 104 Основного Закона РФ, правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; члены (депутаты) законодательных органов субъекта РФ; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ; Верховному Суду РФ; Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.2
После
регистрации законодательные
Право законодательной инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть в определенный срок предложения об издании закона или внесенный на его рассмотрение законопроекта.
Готовят законопроекты различные органы, и даже отдельные лица. Чаще всего в законотворческой практике применяется отраслевой, ведомственный принцип, в соответствии с которым проекты
2 Шумаков А.И. «Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного Российского правотворчества» // «Государственная власть и местное самоуправление», 2006г, №4, С. 15.
законодательных актов готовятся теми органами, профилю которых они соответствуют.
Исходя из этого, Министерство внутренних дел разработало проекты законов «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ»; Министерство обороны – проект Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; Прокуратура – проект Федерального закона «О прокуратуре РФ» и т.д.
2) Обсуждение законопроекта – происходит на сессии или заседании Государственной Думы и открывается докладами представителя субъекта, вынесшего законопроект на обсуждение. Непосредственное рассмотрения текста законодательного проекта может производиться либо постатейно, либо по разделам, либо в целом. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения ненужных положений. В зависимости от степени подготовленности представленного на рассмотрение Государственной Думы РФ законодательного проекта возможны 3 варианта дальнейших действий:
Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
3) Принятие законопроекта – это отдельная самостоятельная стадия законодательного процесса, и она может быть различной в зависимости от степени важности принимаемого нормативного акта. Она происходит путем открытого голосования депутатов.
Некоторые
законы, принятые Государственной Думой,
подлежат обязательному рассмотрению
в Совете Федерации. К их числу
ст. 106 Конституции РФ относит законы,
связанные с вопросами
Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится 14 дней. Если Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (схема 2).