Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 22:55, реферат
Франция, Конституция и Революция – понятия неразделимые в силу объективных исторических причин. Вместе их сводит Великая Французская Буржуазная революция. По словам ее именитого исследователя А. З. Манфреда: «Из всех буржуазных революций, разрушавших изживший себя строй, Французская революция конца XVIII века с наибольшим правом может именоваться Великой»1.
Введение 3
Исторические сведения относительно якобинского этапа Великой Французской Буржуазной революции 4
Правовые принципы и идеология якобинцев 5
1. «Культ разума» 6
2. Эгалитаризм 6
3. Другие правовые принципы якобинцев 7
Конституция 1793 года 7
1. Декларация прав человека и гражданина 1793 года 8
2. Конституционный акт 11
Декрет «О подозрительных» 15
Заключение 16
Список литературы 18
Провозглашалась свобода личности (в статье 18 запрет на рабство), что было навеяно американской Конституцией:
<…> не может ни продать себя, ни быть проданным. Личность человека – это неотчуждаемая собственность.
Был закреплен ряд немаловажных политических прав, к примеру,
-право на подачу петиции (статья 32):
Право подавать петиции представителям государственной власти ни в коем случае не может быть уничтожено, временно изъято или ограниченно.
-на участие в составлении законов (статья 29):
Каждый гражданин вправе участвовать в составлении законов, избрании своих представителей и должностных лиц.
В Декларации провозглашались гарантии от произвола. В частности в статье 10:
Никто не может быть обвинен, арестован или задержан в тех случаях, которые не определены и в такой форме, которая не предписана законом.
Декларация
привержена принципу законности, который
можно проследить в нескольких статьях.
К примеру, в 11 статье говорится о
произвольных и тиранических актах,
не предусмотренных законом. В статьях
13 и 14 провозглашается принцип
<…> каждый человек предполагается невиновным до того момента, как суд объявит его виновным, <…> закон должен позаботиться о полном устранении всяких строгостей, не нужных для обеспечения суду личности арестованного.
В статье
15 сказано о соразмерности
В
связи с развитием
Главная отличительная черта якобинской Конституции передается в статье 3515:
Когда правительство нарушает права народа, восстание составляет для народа и для каждой его части самое священное из прав и самую насущную обязанность.
В данной статье проявляется весь радикализм, подлинно демократический характер Конституции якобинцев.
В Конституционном акте в отличие от Декларации нашли свое отражение принципы государственного строя. В разделе «О республике» официально провозглашается установление республики: «Французская республика едина и нераздельна». Верховная власть, согласно статье 2, принадлежит народу. В качестве следствия устанавливается всеобщее мужское избирательное право, причем, согласно статье 28 говорится о том, что каждый французский гражданин может быть «избран на всем пространстве республики». Французским гражданином и избирателем был всякий мужчина, достигший 21 года, внесенный в какой-нибудь из первичных списков собраний и проживший в течение года на территории Франции, и в течение 3 месяцев на территории той коммуны, где он хотел осуществить свое избирательное право. Так же, как и в Конституции 1791 года16, почти все должности были выборными. Выборы проходили в два этапа.
1 - Назначение кандидатов: всякий гражданин писал на своем бюллетене число имен, равное числу должностей, подлежавших замещению. Административные власти департамента производили подсчет этим голосам и составляли сокращенный список кандидатов, «в который вносились все получившие тройное число голосов против числа вакантных мест».
2 - Окончательное голосование: этот список кандидатов посылался первичным собраниям, которые и назначали из него должностных лиц, не имея права выбрать никого не находящегося в этом списке.
Многие положения, касающиеся избирательных прав и самого процесса, находятся в разделе «О национальном представительстве» (статьи 23 - 27)17.
В Конституционном акте расписаны условия приобретения гражданства в разделе «Об условиях гражданства», который идет одним из первых. Гражданами становились мужчины, достигшие 21 года. Гражданами могли становиться и иностранцы. Как значится в разделе «Об условиях гражданства», они должны были проживать на территории Франции в течение года, своим трудом, приобретя собственность, или женившись на француженке, или усыновив ребенка, или призрев старика, или имея «достаточные заслуги перед человечеством» (статья 4).
Касаемо государственного устройства и управления, то органом законодательной власти провозглашался Законодательный Корпус (Национальное Собрание). Согласно статье 39, он был «един, неразделен и постоянен». Следовательно, он состоял из одной палаты. Срок его полномочий ограничивался одним годом, что указано в статье 40. В статье 43 идет речь о депутатской неприкосновенности. В следующем разделе «Ведение заседаний Законодательного Корпуса» говорится о том, что решения принимаются большинством, что действует поименное голосование, что заседания проводятся открыто и протоколируются (статьи 45-51). В разделе «О функциях Законодательного Корпуса» тщательно регламентируется сфера действий Законодательного Корпуса. Так, в статье 52 сказано:
Законодательный Корпус предлагает законы и издает декреты.
В следующей статье уточняется, что они должны касаться уголовного и гражданского права, бюджета, налогов, войны и мира и других вопросов. Вводится законодательная плебисцитарная система. Однако стоит отметить, что были вопросы, которые Законодательный Корпус решал без участия плебисцита.
Обычно законы утверждались первичным собранием граждан в составе 200-600 человек. Об этом говорится в статьях 37 и 38 раздела «Избирательные собрания». Действует мажоритарный принцип: если в течение 40 дней в половине департаментов одна десятая часть первичных собраний не отклонит проект – он становился законом (ст. 59), в обратном случае (статья 60):
Если
поступает протест,
Административно-
«Совет ответственен за неисполнение законов, декретов и за те злоупотребления, о которых он не уведомил».
А также в статье 66 указано:
«Законодательный Корпус определяет количество и функции этих должностных лиц». Таким образом, мы видим, что принцип разделения властей, который был свойствен для Конституции 1791 года, в данном случае не действует. Согласно статье 61:
Установляется исполнительный совет, состоящий из 24 членов.
Половина из них подлежала ежегодному обновлению (статья 62). В обязанности Исполнительного Совета входили руководство, координирование деятельности ведомств, назначение должностных лиц (статья 72):
Совет смещает и замещает назначенных им должностных лиц.
В следующем разделе идет речь об Административном и Муниципальном Корпусах. Они выступают своего рода наместниками, функции которых определяет Законодательный Корпус. Согласно статье 82, муниципальные чиновники не являются представителями и не могут изменять актов Законодательного Корпуса.
Далее располагаются разделы «О гражданском судопроизводстве», «Об уголовном судопроизводстве» и «О кассационном суде». По гражданским вопросам разбирательства ведут мировые и гражданские судьи, которые избираются каждый год (статья 95):
«Мировые судьи и гражданские судьи избираются ежегодно».
То же
относится и к уголовным
Затем идет блок разделов, посвященных финансовым вопросам: «О государственном обложении», «О национальном казначействе», «О ведении счетов». И в этих вопросах Законодательный Корпус имеет решающее слово (статья 106):
«Законодательный Корпус утверждает отчеты»19.
После этого следует раздел «О силах республики». В нем говорится о том, что весь народ является общей силой республики. Как сказано в статье 109: «Все французы – солдаты; они все обучаются обращению с оружием». Провозглашается, что республика не вступает в военные действия без соответствующего указа.
В разделе о Национальном Конвенте указываются условия, при которых он может быть созван. Это касается вопросов пересмотра Конституционного акта (статья 114).
В следующем разделе поистине в духе конституционализма и подлинного демократизма говорится об отношении французской республики к иностранным нациям. В статье 117 провозглашается:
Французский народ – друг и естественный союзник свободных народов.
Он может предоставить убежище иностранцам, изгнанным из своей страны, если они боролись за свободу.
Заключительный раздел посвящен гарантиям прав. В трех статьях (121,122,123) перечисляются поощряемые добродетели и ценности, которые государство обязуется уважать и охранять. Среди них: равенство, свобода, безопасность, собственность, всеобщее образование, призрение, различные права, честность, храбрость, старость, сыновняя преданность20.
«Да не будет пощады ни
одному изменнику!»
Дантон (август 1793 г.)
Времена якобинской диктатуры запомнились не только благодаря демократизации государственного строя, но и благодаря правительственному террору, направленному на внутреннюю борьбу правительства с изменниками. Самым знаменательным актом стал Декрет «О подозрительных». Как говорилось в Речи в Обществе друзей свободы и равенства 25 августа 1793 года: «Нужны: реформа Революционного трибунала <…> Он будет произносит приговор в определенный и всегда быстрый срок виновным или освобождать невиновных…»21
Как утверждает А. Олар, приговоры Революционного Трибунала не подлежали ни апелляционному, ни кассационному обжалованию. Они терроризировали роялистов, неприсягнувших священников, всех контрреволюционеров. Отныне материальные доказательства заменялись нравственным убеждением. Осужденные оправдывались либо приговаривались к смертной казни. Как говорит А. Олар, в течение 49 дней после 22 приораля было произнесено 1376 смертных приговоров. Самое страшное во всем этом то, что погибали также и невинные люди22.
Как подробнее описывает К.И. Батыр: Декретом от 10 июня 1794 года судопроизводство по делам контрреволюционеров упрощалось. Допрос обвиняемого был гласным. Расследование отменялось (статья 12), «заговорщикам адвокатов не полагалось» (статья 16). Каждый гражданин мог «передать должностным лицам заговорщиков и контрреволюционеров» (статья 9)23.
После
столь обширного экскурса законодательства
времен якобинской диктатуры у нас
появилась возможность выявить
подлинные преимущества и недостатки
молодого республиканского строя во
Франции, сменившего абсолютистскую монархию.
По мнению исследователей Великой Французской
Буржуазной революции, якобинская диктатура,
несмотря на существенные противоречия
(политический террор контрреволюционеров,
унесший жизни многих невинных людей)
их правления, сумела создать уникальное
законодательство:
- во-первых,
Конституция от 1793 года (в которую вошли
Декларация прав человека и гражданина
и сам Конституционный акт) признается
в качестве наиболее демократической,
так как в ней провозглашаются истинно
демократические принципы и устанавливается
взаимная ответственность государства,
общества (право на мятеж и даже «обязанность»
в случае неправомерных действий властей)
и личности, чего не было прежде;
- во-вторых, якобинцы впервые в истории Франции посягнули на католическую церковь, провели секуляризацию и заменили религиозный культ культом «Разума», позаимствовав идеи Ж.-Ж. Руссо;
- в-третьих,
впервые и успешно решили самую главную
проблему революции – аграрный вопрос,
оставив таким образом позади феодальное
прошлое и встав на путь капитализма, а
также заручившись поддержкой самого
обширного слоя населения – крестьянства.
Как отмечает А.З. Манфред, то, что не сделали
за 4 года жирондисты, якобинцы осуществили
за первые два месяца своего правления.
Информация о работе Законодательство якобинцев во время Великой французской революции