Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 22:55, реферат
Франция, Конституция и Революция – понятия неразделимые в силу объективных исторических причин. Вместе их сводит Великая Французская Буржуазная революция. По словам ее именитого исследователя А. З. Манфреда: «Из всех буржуазных революций, разрушавших изживший себя строй, Французская революция конца XVIII века с наибольшим правом может именоваться Великой»1.
Введение 3
Исторические сведения относительно якобинского этапа Великой Французской Буржуазной революции 4
Правовые принципы и идеология якобинцев 5
1. «Культ разума» 6
2. Эгалитаризм 6
3. Другие правовые принципы якобинцев 7
Конституция 1793 года 7
1. Декларация прав человека и гражданина 1793 года 8
2. Конституционный акт 11
Декрет «О подозрительных» 15
Заключение 16
Список литературы 18
Федеральное
государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ –
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Факультет Права
РЕФЕРАТ
По курсу:
«Истории
государства и права зарубежных стран»
На тему:
«Законодательство
якобинцев во время Великой французской
революции»
Выполнил: Жмаков В.А.
студент 154 гр.
Проверил: преподаватель
Тимец М.В.
Дата
сдачи: 30.11.2009
Москва, 2010 г.
Оглавление
Введение 3
Исторические
сведения относительно якобинского
этапа Великой Французской
Правовые принципы и идеология якобинцев 5
1. «Культ разума» 6
2. Эгалитаризм 6
3.
Другие правовые принципы
Конституция 1793 года 7
1. Декларация прав человека и гражданина 1793 года 8
2. Конституционный акт 11
Декрет «О подозрительных» 15
Заключение 16
Список литературы 18
Франция, Конституция и Революция – понятия неразделимые в силу объективных исторических причин. Вместе их сводит Великая Французская Буржуазная революция. По словам ее именитого исследователя А. З. Манфреда: «Из всех буржуазных революций, разрушавших изживший себя строй, Французская революция конца XVIII века с наибольшим правом может именоваться Великой»1. Франция принадлежит к числу государств, которые внесли весомый вклад в развитие и совершенствование конституционно-правовой теории. По образному выражению французского государствоведа Марселя Прело: «Франция есть настоящая лаборатория по изготовлению конституций, их можно здесь найти буквально на любой вкус2». Так, в жирондистской характерно было воплощение конституционного монархического правления, в то время как в якобинской – демократического республиканского правления. Законодательство якобинцев стало знаменем поворота Франции к демократическим ценностям.
Оно привлекает к себе по этой причине, а также в силу философских концепций, положенных в основу Конституции (эгалитаризм Ж.-Ж.Руссо), оперативным решением крестьянского вопроса (Аграрное законодательство). По этим причинам было решено осветить законодательство якобинского этапа Великой Французской революции, ставшего апогеем буржуазно-демократической революции. Как отмечает А. З. Манфред: «Благодаря якобинской диктатуре Французская буржуазная революция конца XVIII века осталась в истории классическим примером завершенной буржуазно-демократической революции»3.
Неоспоримым фактом является то, что диктатура якобинцев оказала колоссальное влияние на все последующие этапы Великой Французской революции, как утверждают исследователи государства и права Франции XVIII в. Ее возглавляли великие революционеры в числе Ж.Дантона, М.Робеспьера, Л. Сен-Жюста.
Предвестником якобинского этапа революции стали события, которые дискредитировали жирондистов. Ссылаясь на слова К.И.Батыра, вопреки конституционному принципу об отказе ведения войн («Французская нация отказывается от ведения каких-либо завоевательных войн…»4) Франция ввязалась в войну с Австрией, Пруссией, Англией и другими странами, что послужило причиной для обострения социально-политической обстановки внутри страны и подготовило «почву» для прихода якобинцев. Это событие произошло в результате народного восстания 31 мая – 2 июня 1793 года.
Плюсом первых шагов их правления стало то, что они, придя в самый критический момент в жизни республики, сумели преодолеть все неурядицы. По словам А. З. Манфреда, якобинцы раскритиковали политику Дантона, возглавлявшего Комитет Общественного спасения. М. Робеспьер призвал народ к объединению с Национальным Конвентом. Якобинцы немедленно отменили феодальные повинности, благодаря чему заручились надежной поддержкой крестьянства, а также городской бедноты (Декрет от 28 июня 1793 года). В первую очередь революционеры занялись аграрными реформами:
- 3 июня был незамедлительно принят Декрет о льготной продаже крестьянам земель, конфискованных у контрреволюционеров;
- Декрет от 10-11 июня 1793 года разрешал передел общинных земель между жителями общины;
- Декрет от 17 июля в свою очередь ликвидировал все феодальные права.
В короткие сроки якобинцы разработали Декларацию прав человека и гражданина и Конституцию. Однако, как замечает А. З. Манфред, на практике она не применялась из-за военной угрозы, многочисленных контрреволюционных восстаний, гражданской войны, которые потребовали «революционного порядка управления»5.
Были созданы различные комитеты и комиссии: Комитет общественного спасения (6 апреля 1793 г.), Комитет общественной безопасности (2 октября 1792 г.). Согласно К. И. Батыру, важное место в системе отводилось Чрезвычайному уголовному трибуналу, переименованному 29 октября 1793 года в Революционный трибунал. Он предусматривал ускоренное судопроизводство и единственную меру – смертную казнь6. Якобинцы порвали с католической церковью, заменили религию «культом разума».
К лету 1794 года якобинцы начали терять поддержку крестьян, горожан. Как утверждает А. Адо, положение усугубляло сохранение закона Ле Шапелье (организация профессиональных объединений рабочих и проведение стачек квалифицировалась как уголовное преступление).7 Именно сужение социальной опоры привело к краху якобинского правления. 27 июля 1794 года якобинская республика пала в результате крупного контрреволюционного заговора. Таким образом, к власти пришла буржуазия.
«Разуму единому алтари создадим;
Веру всенародную в мире утвердим».
Лозунг якобинцев
Якобинцы прочно вошли в историю благодаря смелым идеологическим принципам. На втором году Республики (1793г.) была совершена попытка введения «культа разума», «культа верховного существа». По словам А. Олара, Европа восприняла «…культ Разума и Верховного Существа как одну из самых вздорных нелепиц революционного безумия».8 Дело в том, что якобинцы высмеивали католическую церковь: покровительствовали женатым священникам, занимались переливанием колоколов в пушки, разрушали храмы. Самой антихристианской мерой, как отмечает А. Олар, стало принятие Конвентом республиканского календаря. Исследователи «культа разума» в особенности отмечают политические катехизисы, которые красноречиво свидетельствуют о превознесении республиканских ценностей, к примеру:
Республиканские таинства. «Вопрос. Что такое крещение?
«Ответ. Это возрождение французов, начавшееся 14-го июля 1789 г. и вскоре поддержанное всем французским народом…»
Таким образом, «культ разума» постепенно перешел в культ Отечества. Как подводит итог А. Олар, этот культ был всего лишь средством для защиты Франции, угнетаемой реакционными силами и преследовал исключительно патриотические цели.
Идея эгалитаризма была заимствована у Ж.-Ж. Руссо. Она предполагала политическое равенство, преодоление чрезмерного имущественного неравенства при сохранении частной собственности. Но необходимо учитывать, что Руссо в своей работе «Об общественном договоре» четко разграничивал юридическое и фактическое равенство, говоря о свободе как о «химере» в случае крайнего имущественного неравенства.
По мнению К.И.Батыра, провозглашаемые свобода, собственность, равенство в правах так и не стали основой права, выражающего всеобщие интересы9.
Главной, определяющей особенностью в новом праве Франции стало то, что право на собственность игнорировало существование разных форм собственности, чем способствовало развитию частной капиталистической собственности.
Ниже представлены государственно-правовые принципы якобинского движения:
- антифеодальная и антимонархическая направленность политической деятельности якобинцев (отвергается феодальная зависимость крестьян, формальное равенство всех перед законом, провозглашается республиканский строй правления без возможности реставрации монархического правления);
- стремление к систематизации права;
- было создано единое общенациональное право.
«Хлеба и Конституции!» -
Лозунг
парижской черни 1793 года
Конституция 1793 года была утверждена и одобрена Конвентом 24 июня. По словам К.И.Батыра, по установившейся традиции она состояла из Декларации прав человека и гражданина и Конституционного акта.
Как пишет А. Олар, проект Конституции 1793 года без сомнения носит на себе отпечаток предыдущей Конституции 1791 года, послужившей для нее основой и образцом.10 В данной Конституции многие положения корреспондировали с идеями жирондистов. Как отмечает А. Олар: «Итак, я повторяю, что во время прений о конституции монтаньяры и жирондисты только по внешности расходились между собой…, одинаково хотели отсрочить всякую дальнейшую социальную революцию»11. Более того, якобинцы не включили в свою Декларацию прав ни одной из статей, предложенных Робеспьером.
История запомнила Конституцию от 24 июня 1793года как наиболее демократическую. Это объясняется тем, что она не только провозглашает верховную власть народа, осуществляемую путем всеобщего голосования, но и организует ее таким образом, чтобы народ непосредственно принимал участие в разработке законов. Кроме того, у народа есть право veto, которое фактически обращает народ в «настоящий сенат французской республики»12. К сожалению, она осталась неприменимой в силу своей незавершенности. Якобинцы хотели устранить пробелы, взирая на Конституцию как на долгосрочный демократический проект. Эта Конституция, тем не менее, успела принести значительную пользу целям монтаньяров. Она помогла сплотить народ в пору гражданской войны.
Декларация прав человека воспроизводила положения Декларации 1789 года, но ее отличали большая демократичность и радикальность. Как говорится в статье 113:
Цель всякого общества – общее счастье. Правительство существует для того, чтобы гарантировать человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами.
Данное положение является нововведением по сравнению с предыдущей Декларацией. Этот факт объясняется тем, что якобинцы признавали и равенство людей в полном объеме. Как сказано в статье 3:
Все люди равны от природы и перед лицом закона.
Вносится весомое уточнение в понятие закона в статье 4:
<…> он может предписывать лишь то, что справедливо и что полезно для общества; он может воспрещать лишь то, что вредит ему.
В отличие от Декларации 1789 года данная Декларация говорит о суверенитете народа, а не нации. Отменяется деление всех граждан на активных и пассивных:
Суверенитет зиждется в народе: он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем.
В духе этого положения сформулирована и статья 2614:
Ни одна часть народа не может обладать властью целого народа…
Основополагающее понятие свободы было сформулировано и конкретизировано применительно к различным сферам общественной жизнедеятельности: свобода печати, слова, мирных собраний, совести (в статье 7), труда (статья 17):
Ни один род труда, деятельности или торговли не может быть исключен из занятий граждан.
Информация о работе Законодательство якобинцев во время Великой французской революции