Законодательство вавилонского царя Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Изучение древних судебников, одним из которых является - судебник Хаммурапи, актуально и по сей день. Эти судебники являются первыми законами, их же составители - первыми людьми, которые попытались установить различные социальные нормы поведения, придать этим нормам некоторую законность. Хотя законы эти сегодня могут казаться несовершенными, недоработанными, они представляют несоизмеримую историческую ценность. Законы- показатель уровня развития государства. Чем совершеннее государство - тем совершеннее и его законодательство. Изучая вавилонский кодекс можно заключить, что Вавилон уже в те времена находился на очень высоком уровне развития, обладал сложными социальными отношениями.

Содержание

План.
Введение.
Глава 1. Общая часть.
1. Личность Хаммурапи.
2. Характеристика законника Хаммурапи. Исторические предпосылки.
Глава 2. Особенная часть.
Брачно-семейные отношения
Имущественные отношения
Уголовное право и судебный процесс

Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Частная собственность на землю. Земля приобреталась  без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.

     Собственнику  представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник.

     Рабы-вердум - составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Если в Египте основным источником права являлся военный  плен, то в Вавилоне рабами становились  не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона. Правда, ст. 117 говорит о том, что рабство по задолженности - это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет.

     В Вавилоне рабу было предоставлено право  владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину.

     Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония - очищение его лба, т.е. удаления знака его  рабского состояния.

  1. Уголовное право и судебный процесс
 

     Судебная  власть в Древнем Вавилоне, не была отделена от административной власти. Царь и царские чиновники ведали одновременно и административными, и судебными делами. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он сам мог рассматривать важнейшие судебные дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные органы. Царь пользовался правом помилования преступников.22

     Хаммурапи сохранил храмовые суды, но их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и потом засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами которых являлись жрецы.

     Судебные  функции находились также и в руках "наместника" и "рабианума", они председательствовали в судебных коллегиях. В одном случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а во втором -из членов общинного совета, или из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах судебные функции осуществляли специальные "царские судьи", которые подчинялись исключительно царю и действовали в соответствии с его инструкциями.  

     В судебнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: "Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Хаммурапи:

    1. Принцип "устрашения", который проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях.
    2. Преступление могло наказываться штрафом, закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым избегали более сурового наказания.
    3. Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности "равным" преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину - должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома - должно убить сына строителя". В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело. Статьи
    4. Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родо-племенного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.

       Суд в Древнем Вавилоне не был отделен от администрации. Различий между гражданским и уголовным процессами не существовало. Дела возбуждались по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны спора. Судебный процесс носил состязательный и публичный характер. Доказательствами на суде могли служить: клятва ,показания свидетелей, письменные акты и.т.д. . Если этих доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию ("суду божьему").23

     Суть  ордалия заключалась в испытании  подозреваемого лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подозреваемый должен был захватить рукой раскаленное железо или погрузить свою руку в кипящую воду и т.д. И по тому как быстро рука заживет судья определял "истину". Очень строго карались лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения изменениям не подлежали. Высшей аппеляционной инстанцией был царь.

     Судебник  Хаммурапи не давал общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются преступными. Ничего в нем не говорится и о государственных и религиозных преступлениях, которые карались смертью.

     В Законах Хаммурапи не упоминается об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, которые налагаются государственной властью, а в других случаях вознаграждением, которое преступник уплачивает потерпевшему или его родственникам.

     Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений:

     а) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230);

     б) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24);

     в) сохранение в ряде случаев принципа талиона "Равным за равное" (ст. ст. 196, 197).

     г) изгнание преступника из данной местности или "из дома";

     За  одни и те же преступления авилуму, мушкену и рабу назначались разные наказания. Это говорит о том, что право носило ярко выраженный классовый характер.

     Наказания по судебнику Хаммурапи были различны для каждого рода преступлений.

Различают несколько  видов преступлений:

— государственные: против царя, измена;

— религиозные: чародейство, святотатство, колдовство;

— воинские: дезертирство, отказ от воинской повинности и присвоение имущества воина;

— должностные: взятка, изменение судебного режима;

— против личности: ложное обвинение, умышленное и неумышленное убийство, оскорбление, лжесвидетельство;

— против собственности: кража, укрывательство и кража чужого раба, снятие с раба знака его рабства, повреждение или уничтожение чужого имущества, плохое качество работы;

— против семьи: кровосмешение (браки между родственниками), неверность жены.

        Смертная казнь упоминается в Законнике в 30 случаях и это при умолчании о государственных преступлениях и  много  других. Как правило, она была мучительной. Смертная казнь делилась на простую и квалифицированную. К простым относятся: отрубание голов; членовредительство: отсечение языка, ушей, пальцев; телесные наказания; штраф – зависел от социального положения; наложение знака: позорищный столб и ношение позорищного знака; обращение в рабство – в основном должники; изгнание из страны и увольнение с должности. К квалифицированным же относят следующие: сожжение, утопление, посажение на кол, разрывание с помощью животных и т. п.

Так же в законнике нет упоминаний о  кровной мести.

       В  Древнем  Египте  способы   смертной казни были не менее  мучительными: сожжение, посажение  на  кол. Очень  широко  применялись  палочные  удары, отрезание носа и ушей, нанесение разных ран.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение. 

     Таким образом, можно выделить то, что своим  законодательством Хаммурапи пытался  закрепить общественный строй государства господствующей силой, в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Законы Хаммурапи - это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй и частную собственность.

     Можно так же отметить и то, что в  данных законах люди не были одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу. Хотя четких границ между категориями людей не было, и все они – в большей, меньшей или совсем малой степени – обладали правоспособностью как в области имущественных, так и личных прав.

     Субъектами  права по Законам Хаммурапи признаются свободный общинник авилум и неполноправный свободный, находящийся на царской  службе - мушкенум. Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети  же рассматривались лишь как объекты права.

       Следует  учесть,   что   Хаммурапи,   существенно   усилив   роль государства   в   общественной   и  хозяйственной  жизни   страны (впоследствии частично утраченную),  не изменил основ этой жизни, как  они  сложились  в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Так же можно отметить, что главной основой  благополучия Вавилона было ирригационное  земледелие, которое в свою очередь основывалось на тягловой силе животных, следовательно, само скотоводство тоже было одной из главных составляющих сельского хозяйства. Садоводство также играло немалую роль в экономике, так как его продукты, в основном финики, шли на продажу. Можно выделить сильную зависимость Вавилона от торговли и от импорта им самим сырья. Хозяйство в Вавилоне было царским или храмовым, а торговые операции осуществлялись специальными торговыми агентами ТАМКАРАМИ, которые в свою очередь действовали с помощью своих помощников ШАМАЛЛУМОВ, они то непосредственно участвовали в небезопасных торговых предприятиях. Оплотом деспотической власти в Вавилоне была постоянная армия, воины которой получали за свою службу определенные наделы земли, причем сами эти наделы не являлись их собственностью, они являлись собственностью царя и не могли отчуждаться ни под каким предлогом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. —  М.: 1988.
  2. Хрестоматия по истории Древнего Востока. — М., 1980.
  3. Всемирная история. — Том 2. – Минск, 1998.
  4. Артёмов В. В. - Всемирная история: Вопросы и ответы. 1996.
  5. Черниловский З. М. – Хрестоматия по всеобщей истории. 1993.
  6. История Древнего Востока: материалы по историографии. Учебное пособие / Сот. А. А. Вигасин, С. С. Соловьёва, О. В. Томашевич; Под ред. В. И. Кузищина, А. А. Вигасина. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 200с.
  7. История Древнего Востока Ч. 1. Месопотамия./ под ред. И. М. Дьяконова. — М.: 1983. — 534с.
  8. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. — М.: 1989. — 413с.
  9. История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. — М.: 1988.
  10. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. — М., 1988. — Том 1.
  11. Хрестоматия по истории Древнего Востока. — М., 1980.
  12. Всемирная история. — Том 2. – Минск, 1998.
  13. Артёмов В. В. - Всемирная история: Вопросы и ответы. 1996.
  14. Черниловский З. М. – Хрестоматия по всеобщей истории. 1993.
  15. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права.-М.: Юристъ, 2000г. – 576с
  16. Антология мировой правовой мысли: В 5-ти т./ Нац. Обществ. – науч. фонд; Рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. – М.: Мысль.
  17. Беккарпа, Чезаре. О преступлениях и наказаниях. – М.: Международные отношения, 2000. – 240с.
  18. http://accoona.ru/referat/
  19. http://www.bankreferatov.ru/

Информация о работе Законодательство вавилонского царя Хаммурапи