Законодательство вавилонского царя Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Изучение древних судебников, одним из которых является - судебник Хаммурапи, актуально и по сей день. Эти судебники являются первыми законами, их же составители - первыми людьми, которые попытались установить различные социальные нормы поведения, придать этим нормам некоторую законность. Хотя законы эти сегодня могут казаться несовершенными, недоработанными, они представляют несоизмеримую историческую ценность. Законы- показатель уровня развития государства. Чем совершеннее государство - тем совершеннее и его законодательство. Изучая вавилонский кодекс можно заключить, что Вавилон уже в те времена находился на очень высоком уровне развития, обладал сложными социальными отношениями.

Содержание

План.
Введение.
Глава 1. Общая часть.
1. Личность Хаммурапи.
2. Характеристика законника Хаммурапи. Исторические предпосылки.
Глава 2. Особенная часть.
Брачно-семейные отношения
Имущественные отношения
Уголовное право и судебный процесс

Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 130.50 Кб (Скачать)

    Судебник  Хаммурапи  это  результат тщательного обобщения и систематизации  разновременных  писаных и неписаных правовых  норм.  Он  не  содержит,  например, такие нормы как,  устанавливающие наказание за  простую кражу,  за  умышленное  убийство,  либо за  чародейство  и  т.д.),  но  такую  задачу Хаммурапи видимо перед собой и не  ставил.  Подобного рода  простейшие  случаи  считались  общеизвестными  и  не  вызывали разногласия.  Законы  Хаммурапи  рассматривали  только  те  случаи,  по  поводу  которых действующие  нормы  писаного  или  обычного  права  страны  расходились  между  собой.  Впрочем,  и  нормы,  регулирующие  «простейшие»  случаи,  текстом законов подразумеваются как существующие:  нетрудно  даже  указать,  исходя  из  внутренней  логики  построения  сборника  законов,  места  в  тексте,  где они могут быть  вставлены.

     Судебник  Хаммурапи  содержит  несколько  сот  правовых  норм,  которые относятся,  если  употреблять  современную  терминологию,  как  к  уголовному,  так  и  к  гражданскому  (а  также  и  к  процессуальному)  праву.  Сами  же  вавилонские «правоведы»  такого  различия  не  проводили,  как и  ни  одна  древняя система права.  Каждая  статья начинается со слова  «если»,  после этого  следует изложение возможной ситуации  и  вытекающих  из  неё  юридических  последствий и наступающей ответственности.  При издании текста  судебника  современными  учеными, он был разбит на «параграфы», или «статьи», снабженные  нумерацией (сам же текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть). Всего этих параграфов – 282. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенная часть.

1.Брачно-семейные отношения 

     Судебник  Хаммурапи содержал указания о регулировании брачно-семейных отношений, они носили патриархальный характер. Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть имел право требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но в свою очередь был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены она могла взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла забрать свое приданое и вернуться к своим родителям. В некоторых случаях жена имела право заключать сделки. Но это не означает, что супруги были в браке равноправны. Мужчине разрешалось многое. Закон давал возможность усыновления детей от рабыни. Глава семьи имел огромную власть над ее членами, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если он его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основании развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил ее в растрате совместного имущества и др.).

     Жена  могла требовать развода лишь в некоторых особых случаях:

     1) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности;

     2) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии.

     Правовой  статус женщины в древнем Вавилоне был тесно связан с ее семейным положением. В семье господствовал муж. Он вел общее хозяйство семьи и ему принадлежало право распоряжаться своей женой. С точки зрения права вавилонскую женщину в древнем Вавилоне нельзя было назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, что она - собственность мужа. С одной стороны замужняя женщина могла иметь свое имущество, распоряжаться собственным и нажитым в браке имуществом, она сохраняла право на приданное, могла наследовать имущество после смерти мужа вместе с детьми, но с другой стороны она имела ограниченное право на развод, и во всем обязана была подчиняться мужу.

     Для замужней женщины, пишет З.М.Черниловский, практические возможности независимой хозяйственной деятельности были не велики. Но незамужняя женщина могла при известных условиях (если она пользующаяся привилегиями жрица, если она не состоит под опекой и пр.) действовать вполне самостоятельно и с широким размахом17.

     Вавилонский брак скреплялся договором между семьей жениха и невесты или между женихом и семьей невесты, но на его содержание могла оказывать свое влияние и женщина. К примеру, она могла требовать особого договора с будущим мужем, по условиям которого муж был лишен права закладывать жену за долги (ст. 151)18. «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена» (ст. 128). Ни отсутствие согласия женщины, ни ее ранний возраст невесты, не были препятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа (ст. 175—176).

     Одним из распространенных условий брака был «тархатум» (выкупная плата), который вносился женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался «библум» (задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения). Нарушение брачного договора женихом влекло за собой потерю им и выкупной платы и задатка (ст. 159), тестем – двойную плату того и другого.

     Если  жену, которая изменила мужу, бросали в воду (когда муж ее не прощал), то и длящаяся измена мужа, который "ходит из дома и очень позорит свою жену", давала право жене уйти от мужа со своим приданым в дом ее родителей. Это право она приобретала и тогда, когда муж клеветал на нее или покидал общину.

     Имел  оправдание и уход женщины к другому мужчине "из-за пропитания" — в случае, если муж отсутствовал. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, а дети должны "были идти за своими отцами" (ст. 135).

     Брак  Вавилонском государстве не считался нерасторжимым. По закону если муж оставлял жену, это оговаривалось определенными условиями. Муж не имел права покинуть даже больную проказой жену (ст. 142), но мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув ее приданое (ст. 138). Он не мог ввести в дом наложницу, если жена предоставляла ему рабыню с целью рождения детей. Однако рабыня не могла "равняться с госпожой" (ст. 146). Только расточительную и жену, позорящую мужа, можно было покинуть без всякой выкупной платы, оставив ее "в доме в качестве рабыни" (ст. 141).

     Особо в судебнике Хаммурапи говорилось о правосудии в отношении женщин. На характер наказаний за их проступки наложило отпечаток положение женщины в семье. Судебник предусматривал ответственность жены за неверность, её распутное поведении. Например, ст. 129 предусматривает: «Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду», или ст. 153 гласит: «если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Имущественные отношения
 

     Особенностью  общества в древнем Вавилоне являлось превращение его, в лице царей, в крупнейшего в те времена землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался в результате захвата и покупки общинных земель а так же в результате превращения храмовых земель в государственные. Другой особенностью общества являлось сохранение общинного строя, несмотря на рост царского и частного землевладения, это было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось единственным владельцем воды, организатором ирригационных систем, община распоряжалась водой для нужд земледелия под строгим контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочной продукции, создаваемой общинниками а так же право на различные повинности в пользу государства.19

     Общинники, экономически, были неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, которая выделилась в результате имущественного расслоения. Наблюдалось массовое обнищание ремесленников и свободных крестьян, вынужденных даже иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.

     Только  владение землей в общине делало человека полноправным, независимо от его служебного и социального положения.

     Закон Хаммурапи выделял государственную (царскую) и церковную собственность. Начал Формироваться институт частной собственности. Права собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.

     Верховным собственником земли был царь, который на правах пользования предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог - ренту. За несение службы воин получал от царя "имущество илку", которое включало в себя: землю, инвентарь, дом и рабов. Со временем это имущество переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу. "Имущество илку" было изъято из гражданского оборота, оно не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок.

     В Древнем Вавилоне активное развитие получило обязательственное право. Обязательства возникали из договора  либо из причинения вреда.

     Договор мог быть заключен при наличии  сторон, объекта сделки, а так же свидетелей. При этом хозяин имущества должен был быть действительно его собственником и мог гарантировать приобретателя об отсутствии эквиции, то есть от претензии на данное имущество со стороны третьего лица. Кроме этого, хозяин вещи должен был предупреждать ее приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и подлежал регистрирации специальным чиновником. За неисполнение договора должник отвечал своей личностью или личностями членов своей семьи, которые могли потерять свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой и имущественную ответственность, что выражалось в обязанности возместить ущерб в трех- и даже шестикратном размере.

     Изменению договор подлежал только по обоюдному согласию его сторон. Исключение из этого правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь.20

     Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору  грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в  залог землю и прочее имущество  должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма - найме домов, судов, повозок и др.

     Помимо  того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др. При регулировании  имущественных отношений закон  во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный  вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.

     В классовом обществе огромную роль играл  институт наследования, с его помощью накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи.

     В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила:

     1. Усыновленные лица наследуют на равных основаниях с другими наследниками.

     2. Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства.

     3. Преступники-рецедивисты лишаются права наследования.

     4. Долю умершего наследника получают его дети.

     Наследование  по завещанию, связанное с предоставлением  наследователю широкой или в  той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, прийдет в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений.

     Обладатель  имущества илку обязан был лично  выполнять военную службу в пользу государства. В случае если он нанимал заместителя, который служил вместо него, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст.26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался его старшему сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери передавалось 1/3 поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.

     Общинная  собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности - "соседями" во временное пользование по жребию. 21

Информация о работе Законодательство вавилонского царя Хаммурапи