Закон как норма правового акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

«Государство - сложное и исторически развивающееся общественно политическое явление. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных».1
Понятие «источника права» существует много веков. Если исходить из общераспространённого значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА.
ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ……………………..4

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА………………………………………..9

ВИДЫ ЗАКОНОВ……………………………………………………….......11
3.1 Конституция РФ…………………………………………………..12
3.2 Конституционные законы………………………………………..13
3.3 Федеральные законы……………………………………………...15
3.4 Законы субъектов РФ…………………………………………….15

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ…………………………………17
4.1 Понятие правотворчества и его значение……………………….17
4.2 Принципы правотворчества………………………………….......18
4.3 Принципы правотворчества в Архангельской области………...19
4.4 Виды правотворчества……………………………………………20
4.5 Этапы законодательного процесса в РФ…………………….......21
4.6 Законодательный процесс в Архангельской области……..........23

ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ
В СИЛУ ЗАКОНОВ РФ……………………………………………………..25
5.1 Порядок опубликования и вступления в силу
федеральных законов РФ ……………………………………………25
5.2 Порядок опубликования и вступления в силу
законов Архангельской области ……………………………….........26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Кур раб по ТГП (Закон как норм прав акт) Саши.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

 

4.6 Законодательный  процесс в Архангельской области

 

В соответствии с законом Архангельской области  «О порядке разработки, принятия и вступления в силу законов Архангельской области» (принят Архангельским областным Собранием депутатов от 19 сентября 2001 года № 62-8-ОЗ) законотворческая работа Архангельской области осуществляется следующим образом:

1. Разработка  и принятие областных законов  осуществляется, как правило, на плановой основе. Областное Собрание депутатов принимает примерную программу законопроектной и нормотворческой работы на год.

2. В случае  необходимости подготовка законопроектов  координируется с соответствующими федеральными органами государственной власти и их территориальными органами в Архангельской области.

3. Примерная  программа законопроектной и  нормотворческой работы формируется по предложениям депутатов, постоянных комиссий областного Собрания, главы администрации Архангельской области, органов местного самоуправления, иных субъектов права законодательной инициативы и утверждается областным Собранием до 1 января следующего года.

Законопроектная работа состоит из следующих этапов:

1) разработка  концепции законопроекта;

2) подготовка текста законопроекта;

3) подготовка  пояснительной записки, финансово-экономического  обоснования законопроекта;

4) проведение  согласительных процедур по тексту  законопроекта с территориальными органами федеральных органов государственной власти в Архангельской области и главой администрации Архангельской области;

5) получение  заключений государственно-правового  управления областного Собрания и иных заинтересованных органов;

6) получение  редакционного заключения протокольной  группы областного Собрания; получение предложений и замечаний постоянных комиссий и депутатов областного Собрания;

7) получение  предложений и замечаний органов  местного самоуправления; доработка, внесение изменений и дополнений в законопроект и сопроводительные документы на основе полученных заключений.34

Итак, заканчивая данный раздел, мы видим, что человечество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. В связи с этим, как было уже отмечено, важным направлением работы любого государства является законотворчество (или, правотворчество). Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием и изменением существующих в государстве правовых норм. Нельзя сказать, что законодательный процесс в Российской Федерации получил достаточное развитие. Этому свидетельствует отсутствие четкой регламентации сроков рассмотрения законопроектов. В связи с чем, существует определенная волокита в Государственной Думе, а также возможность определенных политических сил затруднить прохождение законопроектов.

 

5 ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЗАКОНОВ РФ

 

5.1 Порядок  опубликования и вступления в  силу федеральных законов РФ

 

В Российской Федерации  порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентируется Конституцией РФ и Федеральным законом № 5-ФЗ от 14.06.1994 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», принятый (с изменениями, внесенными ФЗ от 22 октября 1999 года № 185-ФЗ).

В соответствии с ним, на территории Российской Федерации  применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.35

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, а датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Акты палат  Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Согласно ст.4 вышеупомянутого закона официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

«Парламентская  газета» является официальным периодическим  изданием Федерального Собрания.

Федеральные конституционные  законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете».

Федеральные конституционные  законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Конституционные законы, федеральные законы, акты палат  Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным  периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции Российской Федерации и соответствии Конституции Российской Федерации, законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.36

 

5.2 Порядок  опубликования и вступления в силу законов Архангельской области

 

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом Архангельской области областной закон «О порядке разработки, принятия и вступления в силу законов Архангельской области» устанавливает порядок разработки, внесения, принятия, изменения, вступления в силу, приостановления и прекращения действия законов Архангельской области. Закон принят Архангельским областным Собранием депутатов от 19 сентября 2001 года № 62-8-ОЗ.

Действие настоящего областного закона не распространяется на порядок принятия Устава Архангельской области, законов об областном бюджете, регламента областного Собрания, внесения в них изменений и дополнений.

В соответствии с ним принятый областной закон  вместе с постановлением областного Собрания о его принятии в течение пяти дней после их принятия направляется главе администрации Архангельской области для подписания и официального опубликования, который в течение четырнадцати дней с момента поступления принятого областным Собранием областного закона подписывает и обнародует его, после чего присваивается номер областному закону областным Собранием.

Подписанный и  опубликованный областной закон  в течение семи дней вносится в Федеральный регистр нормативно-правовых актов Архангельской области.

Принятый областной  закон до истечения срока, установленного для его подписания и опубликования, может быть возвращен главой администрации Архангельской области со своим заключением в областное Собрание для повторного рассмотрения.37 В письменном заключении об отклонении областного закона глава администрации Архангельской области вправе предложить новую редакцию областного закона либо изменение его отдельных разделов, глав, статей, их частей, пунктов и подпунктов либо мотивированно сообщить о нецелесообразности принятия областного закона.

Поправки главы  администрации Архангельской области  считаются принятыми, если за них  проголосовало большинство от установленного числа депутатов областного Собрания.

В случае принятия областного закона в измененной редакции он направляется главе администрации Архангельской области как вновь принятый. Глава администрации Архангельской области обязан подписать и обнародовать его в течение семи дней с момента поступления областного закона в администрацию Архангельской области.

Датой принятия областного закона считается день его принятия областным Собранием в окончательной редакции.38

Областной закон  вступает в силу после его официального опубликования. Областные законы, затрагивающие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Официальным опубликованием областных законов считается  первая публикация их полного текста в официально уполномоченных средствах массовой информации (официальном издании).

Официальными  изданиями, в которых публикуются  законодательные и иные правовые акты областного Собрания, являются газета «Волна» и «Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов».

Областные законы могут быть опубликованы и в виде отдельного издания.39

Итак, областной  закон «О порядке разработки, принятия и вступления в силу законов Архангельской области» вступил в силу со дня его официального опубликования и стал действовать с 1 января 2002 года. В связи с этим, утратил силу закон Архангельской области "О порядке разработки, внесения и принятия законодательных актов Архангельской области" с последующими изменениями и дополнениями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение проделанной  работы сделаем следующие выводы и остановимся на некоторых основных моментах.

Во-первых, в настоящее время нормативный правовой акт – это, прежде всего, доминирующий источник права во всех правовых системах мира, где особое место занимает закон. Сегодня в ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативных актов по широкому кругу вопросов.

Ранее на протяжении 70 лет роль закона в советской правовой системе сводилась практически на нет. Общие, принципиальные положения устанавливались партийными директивами, а «технические», детальные вопросы социально-правовой регламентации разрешались в ведомственных актах органов управления. Большую роль в этот период играли секретные, нигде не публикующиеся инструкции и указания партийных органов разного уровня и других ведомств.

Сегодня наша правовая система  открыта для передовых прогрессивных  положений, принципов и норм международного права. Установлен приоритет норм, содержащихся в международных договорах РФ. Все субъекты РФ наделены правом издания законов, это привело к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права сложилась новая подсистема - коллизионное право.

Поэтому в настоящее  время в переходных условиях становится все более актуальной систематизация, осуществляемая в целях доступности законодательства, лучшей его обозримости и эффективного применения.

Во-вторых, неплохо было бы, если закон всегда носил в себе идеал стабильного общества и образ жизни, который с его помощью в жизни внедряется. Чтобы закон был связан именно с «успокоением» в обществе, с действием структур и гарантией граждан и хозяйствующих субъектов.

В связи с этим, есть надежда, что в новом веке тщательная переработка многих нормативных правовых актов внесет свой вклад в решение актуальных проблем укрепления государственности, и, кроме того, даст ощутимый импульс для совершенствования российского законодательства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.06.1994 №5-ФЗ (в редакции ФЗ от 22.10.1999 №185-ФЗ) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
  3. Областной закон Архангельской области от 19.09.2001 № 62-8-ОЗ «О порядке разработки, принятия и вступления в силу законов Архангельской области».
  4. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп.,- М.: Издательство НОРМА, 2000.
  5. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 1999. – 432 с.
  6. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник, - М.:Юристъ, 2001.
  7. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Юристъ, 2001. – 656 с.
  8. Теория государства и права: Схемы и комментарии: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000. – 96 с.
  9. Какими быть законам ХХI века? По материалам научно-теоретической конференции, посвященной 75-летию ИЗиСП // Журнал Российского права. 2001. №3. – С. 16-50
  10. Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2001. № 9.- С.5-10
  11. Сорокин В.В. О систематизации переходного законодательства // Журнал Российского права. 2001. № 7.- С. 59-61

 

Информация о работе Закон как норма правового акта