Закон как норма правового акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

«Государство - сложное и исторически развивающееся общественно политическое явление. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных».1
Понятие «источника права» существует много веков. Если исходить из общераспространённого значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА.
ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ……………………..4

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА………………………………………..9

ВИДЫ ЗАКОНОВ……………………………………………………….......11
3.1 Конституция РФ…………………………………………………..12
3.2 Конституционные законы………………………………………..13
3.3 Федеральные законы……………………………………………...15
3.4 Законы субъектов РФ…………………………………………….15

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ…………………………………17
4.1 Понятие правотворчества и его значение……………………….17
4.2 Принципы правотворчества………………………………….......18
4.3 Принципы правотворчества в Архангельской области………...19
4.4 Виды правотворчества……………………………………………20
4.5 Этапы законодательного процесса в РФ…………………….......21
4.6 Законодательный процесс в Архангельской области……..........23

ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ
В СИЛУ ЗАКОНОВ РФ……………………………………………………..25
5.1 Порядок опубликования и вступления в силу
федеральных законов РФ ……………………………………………25
5.2 Порядок опубликования и вступления в силу
законов Архангельской области ……………………………….........26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Кур раб по ТГП (Закон как норм прав акт) Саши.doc

— 269.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт права и  предпринимательства

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине:

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА»

 

на тему № 11:

 

«ЗАКОН КАК НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ»

 

 

Выполнил студент I курса ИПиП АГТУ

на базе с/о спец.021100

 

Проверил   засл. деят. науки РФ,

д.ю.н., проф. В.М. Корельский

 

 

 

Архангельск

2005

 

ПЛАН

стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 

  1. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ  АКТОВ……………………..4

 

  1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА………………………………………..9

 

  1. ВИДЫ ЗАКОНОВ……………………………………………………….......11

3.1 Конституция РФ…………………………………………………..12

3.2 Конституционные законы………………………………………..13

3.3 Федеральные законы……………………………………………...15

3.4 Законы субъектов РФ…………………………………………….15

 

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ…………………………………17

4.1 Понятие правотворчества  и его значение……………………….17

4.2 Принципы правотворчества………………………………….......18

4.3 Принципы правотворчества в Архангельской области………...19

4.4 Виды правотворчества……………………………………………20

4.5 Этапы законодательного процесса в РФ…………………….......21

4.6 Законодательный процесс  в Архангельской области……..........23

 

  1. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ

В СИЛУ ЗАКОНОВ РФ……………………………………………………..25

5.1 Порядок опубликования  и вступления в силу

федеральных законов РФ ……………………………………………25

5.2 Порядок опубликования и вступления  в силу

законов Архангельской области ……………………………….........26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30

 

ЗАДАНИЕ……………………………………………………………………….31

 

ВВЕДЕНИЕ

«Государство - сложное  и исторически развивающееся  общественно политическое явление. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных».1

Понятие «источника права» существует много веков. Если исходить из общераспространённого значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов. В большинстве современных государств главным источником права и особое место среди нормативных правовых актов занимает закон. Ещё Платон заметил: «Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах». При этом речь идет о справедливых законах – «определениях разума», установленных ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть.

Сегодня закону уделяется  особое внимание. По любому поводу считается  нужным иметь закон. Теперь закон выступает «в одежде главного стабилизатора и преобразователя государственной и общественной жизни».2

В связи с этим, избранная  тема представляет немалый интерес, поскольку «понимание закона стало примитивно-общедоступным, и оно создает массу сложностей в процессе законотворчества и особенно на стадии правоприменения»3.

Изучение темы включает в себя вопросы, раскрывающие понятие  нормативного акта как источника права; понятие закона и его признаков. Отдельные главы посвящены видам законов и порядку их опубликования и вступления в силу. Особое внимание уделено законодательному процессу в Российской Федерации.

В используемой литературе содержатся самые различные оценки и трактовки, высказываются разнообразные мнения. В целом, это даёт ключ к пониманию реальных процессов, происходящих в демократическом государстве.

 

1 НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

 

Источник права – это способ выражения и воплощения юридических норм, выражающих государственную волю господствующего класса или всего общества.

В зависимости от того, как придаётся нормативный, общеобязательный характер тем или иным правовым предписаниям различают:

  1. правовой обычай;
  2. нормативно-правовой акт;
  3. прецедент;
  4. договор нормативного содержания.

В Российской Федерации, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт, под которым понимается властное предписание государства, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс и др.). 4

Нормативно-правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе. Они характеризуется следующими чертами:

  • содержат общеобязательные правила поведения, то есть нормы права;
  • односторонне обязательны для тех, на кого рассчитан;
  • обладают соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами;
  • характеризуются неконкретностью адресата;
  • являются результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.5

По сравнению с другими  источниками права нормативный  акт имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы;
  • систематизирован (легко осуществляется поиск нужного документа);
  • точно фиксирует содержание правовых норм;
  • дифференцирован, так как механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;
  • иерархизирован (при ведущей роли конституции государства), так как эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении от вышестоящих и не могут им противоречить;
  • конкретизирован по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определённых пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц (рисунок 1).6

По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы. 7

Особенность системы нормативно-правовых актов:

  • они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой;
  • эта форма связи определяется их юридической силой;
  • место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства выражается в их наименовании (Конституция, закон и др.).

Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:

    • различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативными актами;
    • различиями в юридической природе или в юридической силе;
    • различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. 8

Итак, важно подчеркнуть, что нормативный правовой акт  – это, прежде всего, доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Сегодня в ходе общественного развития государство активно осуществляет  правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативных актов по широкому кругу вопросов.

 

 

Рисунок 1. Действие нормативно-правовых актов.


 

 

В связи с этим, для создания стройной системы законов, к которой  стремились во все времена юристы того или иного общества, обладающей качеством полноты, существует систематизация законодательства, под которой понимается «целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения».9

Юридической науке известны три вида систематизации нормативно-правовых актов:

  1. инкорпорация;
  2. кодификация;
  3. консолидация.

Их характеристика представлена на рисунке 2.


 



 



 

 






 

 

 

Рисунок 2. Способы систематизации законодательства.

 

Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю переработку законодательства. Наиболее распространенная форма – кодексы. Помимо их кодификация включает разработку Основ законодательства, уставов, регламентов, положений (например, положения о министерствах и ведомствах и другие).

«Кодификация призвана в переходных условиях придать правовой материи новую ценностную ориентацию, соответствующую целям переходного периода. И в этом смысле ее значение исключительно важно».10

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников законодательства уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 6 февраля 1995 года было признано необходимым осуществить подготовку к составлению и изданию Свода законов Российской Федерации как официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов.

Консолидация права представляет собой нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. Данный вид обнаруживает себя в переходный период в издании так называемых крупноблочных законодательных актов.

Следовательно, систематизация законодательства в переходных условиях должна носить довольно избирательный, дифференцированный характер с учетом повышенного динамизма правового регулирования.

Итак, обобщая вышесказанное  в данной главе, важно подчеркнуть, что нормативный акт – это, прежде всего, доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Сегодня, как никогда ранее, исследование вопросов, связанных с пределом действия и систематизацией нормативно-правовых актов, важно не только в теоретическом, но  и  практическом отношении. Значение этих вопросов необходимо для повышения эффективности и результативности нормативно-правовых актов, а также всей системы законодательства  в целом.

 

2 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА

 

Закон как нормативно-правовой акт занимает важное место среди  источников права, классификация которых  представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Виды источников права

 

Закон является главным  источником социалистического и  постсоциалистического права. В силу этого в отечественной юридической литературе на всех этапах развития общества и государства ему неизменно уделялось повышенное внимание. Вместе с тем принималось во внимание то, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своём развитии институтом, что он постоянно изменяется и развивается.11

Информация о работе Закон как норма правового акта