Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:59, курсовая работа
«Государство - сложное и исторически развивающееся общественно политическое явление. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных».1
Понятие «источника права» существует много веков. Если исходить из общераспространённого значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА.
ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ……………………..4
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА………………………………………..9
ВИДЫ ЗАКОНОВ……………………………………………………….......11
3.1 Конституция РФ…………………………………………………..12
3.2 Конституционные законы………………………………………..13
3.3 Федеральные законы……………………………………………...15
3.4 Законы субъектов РФ…………………………………………….15
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ…………………………………17
4.1 Понятие правотворчества и его значение……………………….17
4.2 Принципы правотворчества………………………………….......18
4.3 Принципы правотворчества в Архангельской области………...19
4.4 Виды правотворчества……………………………………………20
4.5 Этапы законодательного процесса в РФ…………………….......21
4.6 Законодательный процесс в Архангельской области……..........23
ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ
В СИЛУ ЗАКОНОВ РФ……………………………………………………..25
5.1 Порядок опубликования и вступления в силу
федеральных законов РФ ……………………………………………25
5.2 Порядок опубликования и вступления в силу
законов Архангельской области ……………………………….........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт права и предпринимательства
Курсовая работа
по дисциплине:
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
на тему № 11:
«ЗАКОН КАК НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ»
Выполнил студент I курса ИПиП АГТУ
на базе с/о спец.021100
Проверил засл. деят. науки РФ,
д.ю.н., проф. В.М. Корельский
Архангельск
2005
ПЛАН
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ……………………..4
3.1 Конституция РФ…………………………………………
3.2 Конституционные законы………………………………………..13
3.3 Федеральные законы……………………………………………...15
3.4 Законы субъектов РФ…………………………………………….15
4.1 Понятие правотворчества и его значение……………………….17
4.2 Принципы правотворчества………………
4.3 Принципы правотворчества в Архангельской области………...19
4.4 Виды правотворчества………………………………………
4.5 Этапы законодательного процесса в РФ…………………….......21
4.6 Законодательный процесс
в Архангельской области…….....
В СИЛУ ЗАКОНОВ РФ……………………………………………………
5.1 Порядок опубликования и вступления в силу
федеральных законов РФ ……………………………………………25
5.2 Порядок опубликования и
законов Архангельской области ……………………………….........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30
ЗАДАНИЕ……………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
«Государство - сложное и исторически развивающееся общественно политическое явление. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных».1
Понятие «источника права» существует много веков. Если исходить из общераспространённого значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
В отдельные исторические
периоды источниками права
Сегодня закону уделяется особое внимание. По любому поводу считается нужным иметь закон. Теперь закон выступает «в одежде главного стабилизатора и преобразователя государственной и общественной жизни».2
В связи с этим, избранная тема представляет немалый интерес, поскольку «понимание закона стало примитивно-общедоступным, и оно создает массу сложностей в процессе законотворчества и особенно на стадии правоприменения»3.
Изучение темы включает в себя вопросы, раскрывающие понятие нормативного акта как источника права; понятие закона и его признаков. Отдельные главы посвящены видам законов и порядку их опубликования и вступления в силу. Особое внимание уделено законодательному процессу в Российской Федерации.
В используемой литературе содержатся самые различные оценки и трактовки, высказываются разнообразные мнения. В целом, это даёт ключ к пониманию реальных процессов, происходящих в демократическом государстве.
1 НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
Источник права – это способ выражения и воплощения юридических норм, выражающих государственную волю господствующего класса или всего общества.
В зависимости от того, как придаётся нормативный, общеобязательный характер тем или иным правовым предписаниям различают:
В Российской Федерации, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт, под которым понимается властное предписание государства, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс и др.). 4
Нормативно-правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе. Они характеризуется следующими чертами:
По сравнению с другими источниками права нормативный акт имеет ряд неоспоримых преимуществ:
Нормативные акты регулируют общественные отношения в определённых пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц (рисунок 1).6
По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы. 7
Особенность системы нормативно-правовых актов:
Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:
Итак, важно подчеркнуть, что нормативный правовой акт – это, прежде всего, доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Сегодня в ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативных актов по широкому кругу вопросов.
Рисунок 1. Действие нормативно-правовых актов.
В связи с этим, для создания стройной системы законов, к которой стремились во все времена юристы того или иного общества, обладающей качеством полноты, существует систематизация законодательства, под которой понимается «целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения».9
Юридической науке известны три вида систематизации нормативно-правовых актов:
Их характеристика представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Способы систематизации законодательства.
Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю переработку законодательства. Наиболее распространенная форма – кодексы. Помимо их кодификация включает разработку Основ законодательства, уставов, регламентов, положений (например, положения о министерствах и ведомствах и другие).
«Кодификация призвана в переходных условиях придать правовой материи новую ценностную ориентацию, соответствующую целям переходного периода. И в этом смысле ее значение исключительно важно».10
Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников законодательства уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 6 февраля 1995 года было признано необходимым осуществить подготовку к составлению и изданию Свода законов Российской Федерации как официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов.
Консолидация права представляет собой нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. Данный вид обнаруживает себя в переходный период в издании так называемых крупноблочных законодательных актов.
Следовательно, систематизация законодательства в переходных условиях должна носить довольно избирательный, дифференцированный характер с учетом повышенного динамизма правового регулирования.
Итак, обобщая вышесказанное в данной главе, важно подчеркнуть, что нормативный акт – это, прежде всего, доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Сегодня, как никогда ранее, исследование вопросов, связанных с пределом действия и систематизацией нормативно-правовых актов, важно не только в теоретическом, но и практическом отношении. Значение этих вопросов необходимо для повышения эффективности и результативности нормативно-правовых актов, а также всей системы законодательства в целом.
Закон как нормативно-правовой акт занимает важное место среди источников права, классификация которых представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Виды источников права
Закон является главным источником социалистического и постсоциалистического права. В силу этого в отечественной юридической литературе на всех этапах развития общества и государства ему неизменно уделялось повышенное внимание. Вместе с тем принималось во внимание то, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своём развитии институтом, что он постоянно изменяется и развивается.11