Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:26, курсовая работа
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ЗАКОНОВ. 4
ГЛАВА II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. 15
ГЛАВА III. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36
Вместо объективного исследования и сравнительной оценки всех действующих в данном месте и в данное время источников права обе названные школы провозглашают для всякого времени и места если не единоличное господство, то определяющее значение либо закона, либо обычного права. При этом забывают, что если закон и обычай действительно господствуют, – первый при преувеличенных представлениях о роли государства и его деятельности, а второй при недостаточном развитии государственного законодательства, - то с этим господством совмещается существование действия, хотя и с различной степенью силы, и других источников права, которые надлежит исследовать особо при всех переживаемых тем или другим народом состояниях. Возьмем примерно уже упомянутую выше «автономию», под которой разумеют законы или, точнее, нормы, издаваемые не государством, а стоящими под ним и более мелкими общественными союзами, как, напр., церковью, органами местного самоуправления, признанными корпорациями и т. д. Эта автономия понимается в настоящее время как источник не столько объективного права, сколько отдельных субъективных прав, но мы увидим впоследствии, что, в известных границах, ей и теперь не чужды черты объективного права. Однако в прежнее время, когда государственное законодательство работало слабо, та же автономия играла несравненно более важную роль, стояла гораздо независимее от государства и содержала в себе не менее обильный источник права, чем государственное законодательство. Поэтом мы должны признать одинаково неправильным как часто встречающееся у юристов-государственников отрицание за автономией всякого значения источника права, так и приписывание ей некоторыми юристами исторической школы, напр., Гирке, такого широкого поля действия, которое соответствует положению ее в Средние века, но не в настоящее время.
Остановимся несколько минут еще на двух источниках права: праве юристов, или юриспруденции, и международных и государственных договорах. Указание на значение и самостоятельность и этих источников послужит, кстати, новым аргументом против подведения к одному знаменателю всех источников права вообще.13
Ничто с первого взгляда не кажется более недопустимым, как причисление права юристов, или «юриспруденции», к источникам права в догматическом смысле этого понятия. Юрист, работая как в теоретической, так и в практической области, должен, казалось бы, иметь дело только с существующим уже объективно правом: в первом случае он излагает его, во втором - применяет, и в обоих - только служит праву, а не творит его. Прежде, когда юристы имели перед собой лишь Corpus juris, не освященный законодательной санкцией, и неписаное обычное право, они могли пользоваться известным простором в применении и творчестве права. Но такое привилегированное положение юриспруденции представляется теперь достоянием истории. С появлением строгого разделения законодательных и судебных функций государственной власти и, особенно, со времени кодификации гражданского права органы судебной власти должны, по-видимому, только применять нормы, находящиеся в законе и обычном праве, а доктрина или наука права - извлекать из них и на них же строить свои общие категории и понятия. Поэтому юриспруденция, в смысле обязательных норм, кажется теперь немыслимой: деятельность юристов, как и всякая умственная работа, должна обладать одной внутренней силой, соразмеряемой с ее достоинством. Чтобы перейти в юридически-обязательные правила, выводы юриспруденции в ее обоих видах: научной доктрины и судебной практики - должны получить предварительно санкцию закона или обычая, сводясь в результате к этим же первоисточникам права.
Но уже приведенными соображениями устраняются обычные возражения против творческой деятельности юриспруденции. Таковы, напр., прямо противоречащие действительности утверждения, что юриспруденция может только открывать уже существующее право, а не производить новое, что создание новых норм по соображениям пользы и целесообразности стоит вне ее компетенции и что она может предлагать лишь взгляды, а не нормы. Писатели, настаивающие на этих возражениях, не обращают внимания на то, что всякое законодательство, каким бы всесильным оно себя ни признавало, должно неизбежно считаться с юриспруденцией, развивающей не взгляды, никого ни к чему не обязывающие, а нормы, применяемые судьей, и что законодательство, вместе с юриспруденцией, черпает свои силы из одной и той же почвы: потребностей гражданской жизни, соображений целесообразности и, наконец, того, что называют «природой вещей», «чувство права» и т. д. Ближайшую характеристику и другие доказательства в пользу творческой деятельности юриспруденции мы отлагаем до учения о толковании законов, где мы снова встретимся с этой деятельностью и опишем ее полнее, чем это может быть сделано в общем очерке источников права.14
Подводя итог всему казанному об источниках права, мы можем сказать, что обязательная сила юридических норм имеет различные основания, определяющиеся совокупностью данных исторических условий: законодательство, образования обычного права, юриспруденцию, договор (в ограниченном объеме); единого источника для всех норм - не существует.
Отсюда мы перейдем к специальному изложению теорий обычного права, закона и права юристов, или юриспруденции, исключая из нашего изложения теорию договора, которая, в смысле источника права, принадлежит скорее дисциплинам публичного, чем гражданского права.
Понятие «Закон» раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий. Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле.
Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир.
В России, нормативно- правовой акт является основным источником права, а закон в частности, выступает в качестве основного и главного нормативно- правового регулятора общественных отношений.
Проблема источников права в условиях современной России имеет не только теоретическую, но и политическую значимость. Нарушения законности, прав и свобод граждан, имевшие место не в столь далеком прошлом, явились в том числе и следствием отступления от принципа верховенства закона, деформации вертикальной структуры источников права.
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, требуют интенсивного законотворчества, становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Отступая
от принципа законности , создавая законы,
не способные прижиться в
Электронные источники: