Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 20:57, курсовая работа
Длительное время статус и значение закона в общественной правовой системе принижались, выхолащивались потоками подзаконного и ведомственного нормотворчества. В настоящее время мы, вероятно, находимся ещё в самой начальной стадии восстановления прав закона как реального, а не сугубо формального источника права. На пути этого восстановления сейчас выявился ряд проблем, правильная постановка и разрешение которых будет способствовать возрождению роли закона в отечественной правовой культуре. Для того чтобы правильно определить и разделить эти проблемы следует обратиться, прежде всего, к рассмотрению основных вопросов теории закона, чему и посвящена данная работа.
Введение…………………………………………………………………………2
ГЛАВА I
Нормативно-правовые акты как источники(формы) права……………4
ГЛАВА II Закон, как нормативно – правовой акт высшей юридической силы……………………………………………………………11
§ 1. Понятие, признаки и структура закона………………………………11
§ 2. Классификация законов и их особенности…………………………..18
Заключение…………………………………………………………………...30
Библиография………………………………………………………………...32
Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что толкование, «по возможности, не должно придавать статуту обратной силы, влечь за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям»; нормы уголовного права «толкуются» только в пользу обвиняемого; и т.д.2
Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или 1,группы: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых актов.
В зависимости
от этих же критериев в каждой стране,
а точнее — в каждой правовой
системе устанавливается
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти и управления. Верхнюю часть иерархии замыкают нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той
иной стране. Эти акты-законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим — подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют среди них ведущую роль.
Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников) права некоторых стран определенное место занимали нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.
Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, так же, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях. Во-первых, при издании совместного с государственными органами решения по одному и тому же вопросу. Например, в условиях существования СССР имела место практика принятия такого рода совместных актов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Эти акты, с момента их издания приобретали не только общественно-политический, но и юридический характер.
И во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Последняя может выражаться в разных формах. Наиболее распространенные из них последующие санкции, придающие, в случае необходимости, каждому отдельному акту общественных организаций юридический характер и придание юридической силы актам общественных организаций на основе специально изданного для этого закона или иного законодательного акта.
Например,
согласно действовавшему в СССР и
других восточноевропейских странах законодательству,
профсоюзы в лице их высших органов имели
право на издание актов юридического характера
по вопросам социального страхования,
санаторного обслуживания и по некоторым
другим вопросам.3 Необходимость
издания такого рода актов была вызвана
стремлением привлечения общественных
организаций к правотворческому процессу,
к их активному участию в государственной
и общественно-политической жизни.
Глава II
Понятие, признаки и структура закона.
Закон — основная категория законодательной системы страны. Поэтому его изучение занимает центральное место в юридической теории и законодательной технике.
Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона.
1.
Закон принимается только
2.
Закон регулирует
3. Закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны. Любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке.
4.
Закон является нормативным
5. Регулируя
соответствующие общественные
6. Закон принимается в особом порядке, предусмотренном конституцией и регламентом парламента.
Главенствующее и специфическое положение закона в правовой системе требует особо тщательного его "технологического" оформления.
Остановимся прежде всего на структуре закона, то есть на организации содержания, целесообразного расположения нормативно-правовых предписаний и иных правовых атрибутов. Структура закона занимает важное место в законодательной технике и имеет существенное практическое значение. Правильное распределение правового материала в тексте закона делает его структуру четкой, стройной, логически последовательной, помогает быстро ориентироваться в содержании закона, способствует лучшему его усвоению, обеспечивает использование на практике в соответствии с требованиями законности. Структура закона состоит из следующих основных элементов (частей).
1. Наименование органа, принявшего закон. Указанием на орган, принявший закон, определяются сфера его действия и юридическая сила. Любой правовой акт, так же как и закон, должен иметь наименование органа, его принявшего. Тем самым создается соответствующая иерархия нормативно-правовых актов по их юридической силе. Следует иметь в виду, что все правовые акты обязательны, но юридическая сила их различна.
2. Название закона. Каждый закон (равно как и любой правовой акт) должен иметь название, что позволяет сразу же определить его предмет, круг регулируемых общественных отношений. При этом название закона следует формулировать максимально кратко, оно должно лаконично отражать его основное содержание. Бывают, однако, случаи, когда длинного названия закона трудно или даже нельзя избежать. Тогда целесообразно давать короткие подзаголовки. Требование законодательной техники относительно краткости названия закона связано с необходимостью быстро ориентироваться в обширном законодательном материале.
Название закона, регулирующего определенный круг общественных отношений, отличается от названия закона, изменяющего ранее принятые законы или другие правовые акты. В первом случае кратко указывается его основное содержание; во втором — приходится перечислять статьи или воспроизводить полностью названия актов, которые новым законом изменяются или дополняются.
3. Преамбула закона. Преамбула представляет собой вводную часть закона, в которой излагаются мотивы его принятия, задачи или цели. Тем самым раскрываются причины принятия и направленность закона, политическое, экономическое или социально-культурное значение. Преамбула пропагандирует закон, мобилизует и активизирует деятельность людей на его практическую реализацию, воплощение в жизнь.
Преамбулу закона следует излагать кратко, без лишних слов, торжественных описаний и популистских призывов. Лозунговые декларации в законе неуместны: они не несут никакой правовой нагрузки и лишь загромождают его текст.
Правила законодательной техники вовсе не требуют, чтобы во всех законах формулировались преамбулы. Например, в кодексах они отсутствуют, ибо само содержание со всей очевидностью свидетельствует о стремлении законодателя свести воедино и систематизировать нормативно-правовой материал соответствующих отраслей законодательства. Нет надобности в преамбулах и в тех законах, мотивы, задачи или цели которых вытекают из смысла и содержания их предписаний. В тех же случаях, когда закон устанавливает исключения из общего порядка регулирования соответствующих общественных отношений или по-новому регулирует данные отношения, преамбула закона необходима для того, чтобы объяснить основания его принятия.
Иногда в преамбулу включается так называемая констатирующая часть, описывающая неудовлетворительность ранее принятых правовых актов или критически разбирающая положение дел в соответствующих сферах общественных отношений, сложившееся в результате реализации этих актов. Такого рода констатирующие части преамбулы излишни, поскольку перегружают текст сведениями, не имеющими нормативно-правового значения: они являются исходным пунктом для введения в жизнь новых, более совершенных правовых актов и потому уместны в заключениях, объяснительных записках или докладах при обсуждении законопроекта.
Нельзя допускать, чтобы мотивы, задачи или цели закона излагались не в преамбуле закона, а в его постановляющей части, равно как и преамбула закона не должна иметь конкретный нормативно-правовой характер.
4. Нормативно-правовое содержание закона. Основной частью закона являются его нормативно-правовое содержание, постановляющие предписания, дозволения и запреты. На этой части следует сосредоточить главное внимание в процессе законотворчества, поскольку именно в ней излагаются обязательные установления, составляющие содержание закона.
Нормативно-правовая часть закона обычно начинается после слов "такой-то орган постановляет"; вслед за этим излагается конкретное содержание соответствующих предписаний, дозволений, запретов. Нормативно-правовое содержание закона должно быть логически последовательным с разбивкой на статьи, которые в свою очередь, как правило, делятся на пункты или части с цифрами или буквенными обозначениями либо на части, каждая из которых начинается с красной строки. При этом пунктам и частям придается равноценное значение.
Подзаконные акты зачастую излагаются не по статьям, а по пунктам с цифровым обозначением, что представляется нецелесообразным. Более предпочтительным было бы изложение подзаконных актов, так же как и законов, то есть с разбивкой на статьи.
Постановляющая
часть крупных по объему законов
(равно как и подзаконных
Каждую статью (пункт, часть) закона следует формулировать так, чтобы она содержала по возможности отдельное, но законченное правовое правило со всеми его составными элементами. В том случае, если в одной статье (пункте, части) трудно воспроизвести все признаки правового правила, некоторые из них могут быть вынесены в отдельный абзац при непременном условии, что в нем не будет изложено иное правовое правило, логически не связанное с самой статьей единством внутреннего содержания. Иначе говоря, данный абзац — лишь дополнение к статье, но отнюдь не самостоятельная часть.
Статьи (пункты, части) закона могут излагаться либо в обобщенной форме, охватывающей однородные факты или однопорядковые общественные отношения, либо путем перечисления конкретных предметов, действий или явлений. Последний вариант представляется менее совершенным по сравнению с первым (методом обобщенных формул), ибо статьи закона при перечислении оказываются обычно громоздкими по объему, и, что более важно, такое перечисление далеко не всегда исчерпывающе. Поэтому в тех случаях, когда невозможно обойтись без перечисления, необходимо добиваться его полноты. Если же полный перечень дать невозможно, то следует привести примерный перечень, который поможет понять смысл и направленность правового регулирования соответствующих общественных отношений. При этом вынужденном варианте примерным перечнем следует пользоваться осторожно, не расширять его содержание, что может повлечь за собой ошибки в правоприменительной практике. Во всяком случае, необходимо избегать использования выражений "и т. п.", "другие вопросы", которыми в законодательстве обычно заканчивается примерный перечень. Подобные выражения предполагают распространение правового правила на те случаи, которые прямо не указаны в перечне. А это довольно сложная операция, которая требует выяснения общих признаков всех случаев, указанных в перечне, затем общие признаки необходимо подвести под те случаи, которые подразумевались выражениями "и т. п.", "другие вопросы"