Взаимодействие органов государственного и муниципального самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 02:59, реферат

Описание работы

В работе рассматривается проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

Содержание

Введение....................................................................................
Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления.............................................................................................
Функции государственного управления...........................................
Муниципальное управление……………………….......................
Взаимодействие органов государственного и местного самоуправления……...
Заключение...............................................................................
Список использованной литературы.....................................

Работа содержит 1 файл

Гос. и муниц.упр.docx

— 53.40 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

Факультет «Бюджетно-правовые механизмы государственного управления»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

Взаимодействие органов государственного и муниципального самоуправления

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                Выполнил:

Голотин Андрей Николаевич

Проверил:

ФИО(например доктор юридических наук, профессор)

подпись____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012г.

 

Содержание

 

 

Введение....................................................................................

Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления.............................................................................................

Функции государственного управления...........................................

Муниципальное управление……………………….......................

Взаимодействие органов государственного и местного самоуправления……...

Заключение...............................................................................

Список использованной литературы.....................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление местного самоуправления находится  на самом начальном этапе современного переходного состояния российского  общества. Еще не отработаны концепции  и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве.

В теории и практике наблюдаются два основных, прямо противоположных и, на первый взгляд, взаимоисключающих подхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государства (кроме правового) на организацию местного самоуправления. Другой состоит в "огосударствлении" местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной структуре и рассмотрении самоуправления как продолжения государственной власти на местах.

Эти позиции  порождены не чьим-либо субъективным желанием, в них отражается объективный процесс становления и развития местного самоуправления в нашей стране, неоднозначность его правового регулирования, а также имеющиеся правовые пробелы.

Поэтому особенно актуальное значение приобретает сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

Научно  обоснованное исследование этой проблемы связано с развитием таких  единых фундаментальных основ, на которых строятся российская государственность и самоуправление, как народность, общинность, соборность, коллективизм, духовно-нравственные начала. Исходя из этих основ можно определить самоуправление через призму его взаимодействия с государством — как такой социальный феномен, в котором смыкается государство и общество, через который проходит связующая нить между государством, обществом, народом, индивидом.

Поэтому важно, чтобы самоуправленческие структуры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня возносились на уровень общероссийский. Такая трансформация может в итоге привести, по выражению А. И. Солженицына, к установлению "государственно-земского строя", в котором государственные и самоуправляющиеся начала организации общественной жизни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных территорий и народов — Российский Союз Федеральных округов и республик.

Исторический  опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Понятие и цели  управления. Правовые основы организации 
управления

 

 

В отечественной  и зарубежной юридической литературе нет общепризнанного понятия  государственного управления, что связано  с разными подходами к решению  этого важного вопроса. Государственное  управление трактуется с точки зрения содержания, сущности, форм, которые  оно приобретает и в которых  функционирует, отграничения от других форм (видов) государственной деятельности (законодательной, судебной).

Представители общесоциологических научных направлений  при исследовании проблем управления выходят из его реального содержания как специфического вида общественной деятельности, направленной на систематическое  осуществление определенного воздействия  людей на общественную систему в  целом или на ее отдельные звенья, на основе познания и использования  присущих системе объективных закономерностей  и тенденций для обеспечения  ее функционирования и достижения поставленных целей.

Управление  является особой социальной функцией, которая возникает из потребностей общества как самодостаточной системы  и осуществляется в соответствующих  государственных или негосударственных  формах путем организаторской деятельности специально созданной для этого  группы органов. Управление имеет также  политический характер, может рассматриваться  с социальной, экономической точек  зрения.

Сущность  государственного управления в кратком  виде состоит в исполнении законов  и других правовых актов органов  государственной власти. С этой точки  зрения исполнение является основным признаком государственного управления, осуществление которого возложено  на органы исполнительной власти (в широком понимании — на органы государственного управления).

Для государственного управления характерно то, что исполнительная деятельность является его основным назначением и составляет важную сторону характеристики содержания этого вида управления, которое органично  связано с осуществлением непосредственного  руководства экономикой, социально-культурным и административно-политическим строительством и, следовательно, вместе с тем является распорядительной деятельностью.

Административно-правовая организация управления (государственное  управление) заключается в исполнительной и распорядительной деятельности системы  субъектов, призванных осуществлять на основе законов и других правовых актов прогнозирование и координацию  деятельности разных звеньев этой системы, учет и контроль за распоряжением  материальными и финансовыми  ресурсами, кадровую работу, применение моральных и материальных стимулов, мер дисциплинарного и административного  воздействия.

Основными формами исполнительной и распорядительной деятельности являются:

а) проведение материально-технических и организационных  действий, вытекающих из назначения того или иного органа;

б) заключение гражданско-правовых соглашений, касающихся имущественных интересов конкретного  органа;

в) издание  в пределах компетенции актов  управления;

г) осуществление  мер поощрения;

д) применение на основе закона принудительных мер  в административном порядке.

Управление  и его организация имеют целью  создание наиболее благоприятных условий  для функционирования исполнительной власти, а поэтому требуют четкого  урегулирования статуса субъектов  управления и взаимоотношений в пределах и за пределами этой системы. Рациональная организация осуществления исполнительной власти должна обеспечить правильный выбор субъектов управленческой деятельности, устанавливать место и роль каждого из них и четкое взаимодействие между ними, что является одним из важнейших условий экономичности и эффективности государственной деятельности. При таких условиях четкое закрепление нормами административного права субъектов, осуществляющих государственное управление, их статуса будет не самоцелью, а подчеркнет роль исполнительной власти в обществе, создаст необходимые условия для решения возникающих проблем, нормального хода социально-экономических процессов.

Современная система управления базируется, с  одной стороны, на усовершенствовании и укреплении связей в процессе исполнительной и распорядительной деятельности между  органами исполнительной власти разных звеньев, а с другой — на децентрализации, расширении самостоятельности предприятий  и учреждений в решении всех вопросов. Степень самостоятельности государственных  предприятий (не считая казенных), учреждений и организаций, которые получили государственное имущество в  хозяйственное ведение, значительно  повысилась по сравнению с их положением в конце 80-х годов XX в., но говорить о том, что они полностью выведены из подчинения отраслевых органов, еще  рано или можно только в значительной мере условно. Центральные органы не имеют права осуществлять непосредственное управление подведомственными предприятиями, вмешиваться в их производственную и хозяйственную деятельность, поскольку  их основное назначение — регулирование  и координация деятельности в  соответствующих отраслях. С этой точки зрения государственные предприятия  и учреждения, несмотря на сохранение своей ведомственной принадлежности, укрепили свои позиции как субъекты гражданско-правовых отношений и  рынка. Их уже нельзя рассматривать  как организационные звенья единой системы управления соответствующей сферой либо отраслью.

Вместе  с тем в руках центральных  отраслевых органов исполнительной власти остались важные рычаги воздействия  на подведомственные предприятия и  учреждения, что в некоторых случаях  может свести на нет всю самостоятельность  последних в решении производственных и хозяйственных вопросов, а именно: обеспечение исполнения законов  и других нормативно-правовых актов, в том числе актов центральных  органов исполнительной власти, занятие  должностей руководителей, финансирование в целом или каких-либо мероприятий, контроль. И в законодательстве, и в практической деятельности наблюдается  все больше попыток усилить непосредственное управленческое воздействие на государственные  предприятия и учреждения.

Фактически  децентрализация управления опирается  лишь на разгосударствление, изменение  форм собственности и соответственно на дифференциацию по формам на частную, органов местного самоуправления, коллективную, государственную. Управление негосударственными предприятиями сосредоточили в  своих руках собственники или  уполномоченные ими лица. Степень  государственного управления предприятиями  системы местного самоуправления также  значительно сократилась, поскольку  они выведены из подчиненности государственных  органов при сохранении ведомственной  принадлежности.

Таким образом, организация управления охватывает не только государственное, но и негосударственное  управление в пределах, которые регулируются нормами административного права. Элементами организации управления являются:

а) органы исполнительной власти;

б) органы, которые входят в организационный  механизм осуществления исполнительной власти (органы государственного управления), но прямо не относятся к органам  исполнительной власти;

в) нормы  административного права, с помощью  которых устанавливаются статус всех звеньев управления, их служащих, пределы взаимоотношений, правовая ответственность субъектов.

Главной целью государственного управления является создание наиболее благоприятных  условий для формирования исполнительной власти, отвечающей интересам граждан, общества и государства. В рамках главной цели достигаются другие, более конкретные цели, сущность которых  сводится к установлению принципов  и форм, юридическому закреплению  содержания управленческой деятельности. Сюда включаются: решение вопросов относительно системы и структуры  органов управления в зависимости  от их функционального назначения; разграничение между ними компетенции; определение их задач, функций, прав и обязанностей; урегулирование правовых форм взаимодействия высших и низших звеньев административной системы; выбор оптимальных методов управленческой деятельности и форм их реализации. Единство целей, стоящих перед органами исполнительной власти, достигается  с помощью правовых норм, единой правовой природы органов управления и характера выполняемых ими  функций.

Правовые  основы организации управления

Виды  правовых актов по организации управления по  юридической силе:

  • Конституция  Российской  Федерации,  закрепляющая  в  общем  виде  структуру экономики,     социально-культурной      и      административно-политической деятельности;
  • законы Российской Федерации;
  • постановления палат Федерального Собрания;
  • - конституции,  уставы  и  законы  субъектов  Российской   Федерации.   Уставы
  • субъектов Российской Федерации, кроме республик, имеют большое значение  для организации управления на уровне  этих  субъектов.  В  уставах,  принимаемых законодательными  (представительными)  органами  соответствующих   субъектов Российской  Федерации,  решаются   важнейшие   вопросы   структуры   органов управления и их статуса;
  • подзаконные акты Президента Российской Федерации  и  органов  исполнительной власти.

Информация о работе Взаимодействие органов государственного и муниципального самоуправления