Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:58, контрольная работа
1. Сущность государственной власти, ее структура
2. Конституционное разделение властей и государственное управление
3. Структура и функции органов исполнительной власти
4. Разграничение предметов ведения и полномочий между центром и местными властями. Развитие местного самоуправления
1. Сущность государственной власти, ее структура
Управление, в т.ч. и государственное, служит особым видом творческой деятельности, имеет целью развитие и включает в свой арсенал силу убеждения, разума, гуманизма. Особенностью управления на гос уровне является то, что обеспечение принятия и претворения в жизнь государственных решений требует особых условий: наличия соответствующих законов, поддержания порядка в обществе и контроля за конфликтами. Поэтому помимо прочих методов управления в данной системе используется механизм власти как средство волевого регулирования совместной деятельности людей. Таким образом, предусмотрена возможность применения мер государственного принуждения в процессе осуществления управления.
Очевидно, что актуальной является проблема соотношения гос власти и управления. Подмена одного понятия др ведет к перекосам в ту или иную сторону. Например, в политической культуре советских чиновников господствовал стереотип полного отождествления управления с властью как господством управляющего над управляемым, что способствовало сведению управляющего воздействия к принуждению в различных его формах. Во-вторых, в действиях власти должна реализовываться общая воля и общий интерес большинства населения. Нарушение этого принципа ведет к бюрократии — такой форме осуществления власти, при которой общая воля подменяется волей группы лиц, причем не легитимно (с помощью выборов, официального поручительства и т.д.), а субъективистски, произвольно, что ведет к непредсказуемости действий субъекта управления.
Опасность власти блокируется ее институционализацией
— воплощением в системе
Элементы структуры управления (органы управления, его подразделения и отдельные работники, входящие в его состав) наделены функциями управления. Причем каждая ячейка управления как бы концентрирует группу функций управления, а вся система органов должна охватывать все функции. Тогда осуществление властью своих функций — принятие законов, поддержание порядка в обществе и контроль за конфликтами — составляет условие и важнейший аспект государственного управления.
Вследствие того, что для осуществления
своей деятельности институт власти
приобретает совокупность элементов
(кадры, материальные средства, правила
игры), проявляется свойство превращения
административно-
2. Конституционное
разделение властей и
Деятельность по управлению включает три основных элемента: принятие решения, исполнение и контроль за его выполнением. На такой же основе формируется и государственный аппарат, т.е. совокупность органов, реализующих государственную власть. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 6), государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако само по себе провозглашение и закрепление в Конституции принципа разделения властей не влечет автоматически его реализацию. Эффективное осуществление принципа разделения властей предполагает создание надлежащего организационно-правового механизма, поэтому каждый субъект государственной власти включает аппарат соответствующего ему уровня.
Парламент (Национальное собрание) является представительным и законодательным органом. Он состоит из Палаты представителей (110 депутатов; их избрание осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании) и Совета Республики (на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска избирается по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом). Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов создаются комиссии Парламента РБ (постоянные и временные), заседания которых могут проводиться как в период работы сессии, так и между сессиями палат парламента. Каждая из палат имеет свой секретариат, который содействует депутатам в осуществлении их полномочий: в Палате представителей имеется Совет Палаты представителей, а в Совете Республики — Президиум Совета Республики. Секретариат готовит материалы, связанные с утверждением в Парламенте; осуществляет хозяйственную деятельность в парламенте; организует прием граждан; имеет право рассылать нормативные акты; ведет учет, осуществляет обобщения предложений, высказанных на сессиях палат, и др.
Функции исполнительной власти связаны
с практической реализацией законов.
В этом плане исполнительную власть
можно представить как
Правительство Республики Беларусь — Совет Министров — центральный орган государственного управления. Правовое положение, состав, порядок его формирования определяются Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Совете Министров Республики Беларусь».
В своей деятельности Правительство
подотчетно Президенту и ответственно
перед Парламентом Республики Беларусь.
Правительство слагает свои полномочия
перед вновь избранным
Правительство обладает следующими полномочиями:
¾руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
¾разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
¾разрабатывает и представляет Президенту для внесения в парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
¾обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, денежно-кредитной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
¾выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь;
¾обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента.
В непосредственном распоряжении субъектов исполнительной власти находятся основные атрибуты государственной власти: финансы, милиция, армия, службы внутренней и внешней безопасности.
Указом Президента № 516 от 24.09.2001 введена
новая структура органов
Судебная власть в лице судебных
и правоохранительных органов различного
уровня осуществляет исполнение требований
законов преимущественно в
Президент Республики Беларусь является главой государства. Президент избирается сроком на 5 лет на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Президент Республики Беларусь наделен широкими полномочиями:
¾ определяет внутреннюю и внешнюю политику Республики Беларусь;
¾ создает органы исполнительной власти, определяет содержание и основные направления деятельности;
¾ с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
¾ формирует Правительство Республики Беларусь, назначает и освобождает заместителей Премьер-министра, министров, принимает решение об отставке Правительства;
¾ вправе отменять акты Правительства Республики Беларусь и приостанавливать действие актов исполнительной власти;
¾ формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, формирует Администрацию Президента;
¾ является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил.
Президент, Администрация Президента, советы и службы, состоящие при них, образуют самостоятельный орган управления — президентуру. Администрация Президента, возглавляемая Президентом Республики Беларусь, в настоящее время является органом государственного управления и юридическим лицом. На нее возлагаются следующие обязанности:
¾ подготовка планов работы Президента и обеспечение их реализации;
¾ проведение систематического анализа социально-политической и экономической ситуации в республике;
¾ доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента до государственных органов;
¾ обеспечение общего руководства деятельностью министерств, других республиканских органов управления, местных исполнительных и распорядительных структур;
¾ организация приема граждан;
¾ контроль за учебными программами, аттестацией и аккредитацией учебных заведений.
3. Структура
и функции органов
Органы исполнительной власти —
это разновидность органов
Система органов государственного управления функционирует на основе следующих принципов:
1. Принцип сочетания
2. Принцип законности. Сущность
его заключается в том, что
все органы государственной
3. Наделение правом
4. Принцип коллегиальности
и единоначалия. По порядку разрешения
подведомственных вопросов
Формирование органов