Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:10, доклад
В XVII в. окончательно складывается национальная форма монархии — самодержавие. Хотя все самодержцы XVII в. династии Романовых избирались Земскими соборами (1613 — Михаил, 1645 — Алексей, 1682 — Петр и Иван V, исключением было воцарение Федора Алексеевича в 1676 г., для которого оказалось достаточно решения боярской Думы), источником их власти было не сословное волеизъявление, а Бог. Национальный образ власти носил сакральный характер. Царь, самодержец всея Руси, воспринимался как воплощение высших православных ценностей — Истины, Добра, Красоты, Справедливости, как защитник «Святой Руси», «Дома Пресвятой Богородицы», как Удерживающий (Катехон) «острова спасения» — России — на фоне охватившей мир апостасии (Османская империя, религиозные войны в Европе, распространение ересей и т.п.)
Особо выделим вопрос
о социальной природе абсолютизма.
Для ряда западноевропейских стран
вполне обоснованным является утверждение,
что социальной опорой абсолютной монархии
выступают «уравновешивающие» друг
друга феодалы и буржуазия. Абсолютные
монархии здесь возникали в тот
период, когда намечался кризис дворяновластия,
но «первое» европейское сословие еще
не лишилось власти и оказывало огромное
влияние на монарха. Одновременно шел
процесс складывания буржуазии как новой
общественной силы, росло ее стремление
к политической власти, возникали реальные
условия для осуществления этих намерений.
На определенном этапе наступало достаточно
кратковременное равновесие сил дворянства
и буржуазии. При этом монархия получала
возможность лавировать между интересами
двух сословий, составлявших ее социальную
опору. Самостоятельность монархии возрастала.
Подобное определение
социальной опоры русского абсолютизма
представляется более чем спорным.
Даже в XVIII столетии, когда складывание
абсолютистского режима с точки
зрения большинства историков не
вызывает сомнения, говорить о равенстве
сил феодалов и буржуазии не приходится.
В силу относительно позднего развития
в России капиталистических отношений
русская буржуазия в этот момент
еще не сформировалась как социальная
группа, обладавшая той степенью единства,
которая бы позволяла претендовать
на политическую власть.
Из этого наблюдения
можно сделать ряд выводов. Особо
отметим два из них. Первый: характеристики
социальной опоры абсолютной монархии
в странах, где развивается абсолютизм,
не всегда совпадают. Дать определение
абсолютизму, как типу государственного
устройства, исходя из характеристики
социальной базы, неправомерно. Второй:
характеризуя социальную опору русского
абсолютизма, следует учитывать
специфику феодального сословия
русского общества XVI–XVII вв. Что же
представляли собой феодалы в
период становления и развития русского
абсолютизма?
В отличие от Западной
Европы, в России не было единого
«первого» сословия – дворянства.
Наибольшими правами и
Анализируя проблему
абсолютистской типологии, необходимо
выделить основные черты, свойственные
как западноевропейскому, так и
отечественному абсолютизму. Среди таких
устойчивых признаков абсолютизма выделяют
следующие: законодательная, исполнительная
и судебная власть сосредоточены в руках
наследственного монарха; выстраивается
унифицированная иерархическая система
органов центральной и местной власти,
непосредственно подчиненная монарху;
происходит унификация налоговой системы
(право распоряжаться налоговой системой
и финансами принадлежит монарху); происходит
становление и развитие чиновничье-бюрократического
аппарата, который именем монарха осуществляет
административные, финансовые, судебные
и иные функции; происходит становление
и развитие регулярной армии и полиции;
регламентации подвергаются все виды
службы и состояние сословий. Ряд историков
относит к характерным признакам абсолютизма
подчинение церкви государству. Происходит
становление абсолютистской идеологии.
Исходя из общей
характеристики наиболее устойчивых проявлений
абсолютизма, представляется возможным
рассмотреть особенности