Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:10, доклад
В XVII в. окончательно складывается национальная форма монархии — самодержавие. Хотя все самодержцы XVII в. династии Романовых избирались Земскими соборами (1613 — Михаил, 1645 — Алексей, 1682 — Петр и Иван V, исключением было воцарение Федора Алексеевича в 1676 г., для которого оказалось достаточно решения боярской Думы), источником их власти было не сословное волеизъявление, а Бог. Национальный образ власти носил сакральный характер. Царь, самодержец всея Руси, воспринимался как воплощение высших православных ценностей — Истины, Добра, Красоты, Справедливости, как защитник «Святой Руси», «Дома Пресвятой Богородицы», как Удерживающий (Катехон) «острова спасения» — России — на фоне охватившей мир апостасии (Османская империя, религиозные войны в Европе, распространение ересей и т.п.)
Характеризуя тип монархии, сложившийся в России при царе Алексее Михайловиче, официальные и общественные мыслители XVII в. определяли царскую власть как власть самодержавную. Для ряда отечественных историков, и особенно исследователей XIX в., было свойственно называть форму правления России третьей четверти XVII в. и более позднего периода самодержавной монархией, и в то же время наделять ее всеми чертами, присущими абсолютизму. Проблема разграничения в трактовке терминов «самодержавие» и «абсолютизм» и в современной исторической науке так и не была решена. Между тем окончательное закрепление самодержавного статуса власти русских государей произошло ранее, нежели в России окончательно установился абсолютизм, и русское самодержавие в разные периоды истории сочеталось с сословным представительством и функционированием важнейшего атрибута данной властной системы – Земских соборов.
Самодержавие и
самодержцы
Определение «самодержец»,
в отличие от определения «абсолютный
монарх», было закреплено в официальном
царском титуле. Титуловать себя самодержцами
и ощущать свою власть самодержавной
стали еще последние
В то время как
для последних Рюриковичей
После того, как Романовы
утвердились на Российском престоле
в качестве общепризнанной в России
и мире правящей династии, в царствование
Алексея Михайловича фактически
произошла реставрация
Особенность трактовки
самодержавной власти в третьей
четверти XVII в. во многом заключалась в
том, что это понятие вбирало в себя, интегрировало
все существенные черты и характеристики,
которыми на протяжении долгих лет наделяли
царскую власть. Идея самодержавности
фактически стала венцом представлений
об идеальном государе допетровской Руси.
Самодержавная царская власть трактовалась
как совокупность следующих идей-постулатов:
идея о самодержавно-монархическом способе
правления как лучшей форме правления;
идея о божественном происхождении монаршей
власти; об идеальном православном монархе;
о преемственности власти русских царей
от византийских императоров и римских
цезарей; о наследственной передачи власти
в роде российских скипетродержавцев
и др.
К концу правления
Алексея Михайловича каждая из перечисленных
идей наполнилась новыми содержательными
чертами и тем самым
Идея божественного
происхождения царской власти до
XVII столетия была тесно связана с
мыслью о том, что государь – носитель
воли и власти Божьей. При этом жизнь
и деятельность самого монарха трактовались
как отречение от своей личной
воли и осуществление служения Богу
как послушания. Служба государю рассматривалась
как способ служения Богу. После
Смуты на протяжении XVII столетия идея
служения Богу через службу государю
постепенно трансформировалось в идею
службы Богу и царю. Благодаря Смуте
русский царь обрел некие личностные
черты, не перестав быть при этом носителем
воли и власти Божьей. Но теперь царская
власть рассматривалась не столько
как орудие воли Бога, но сам Бог
– как источник силы царской власти.
Эти изменения были тесно связаны
с закреплением самодержавного характера
русской монархии. Новая трактовка
концепции богоданности царской власти
способствовала становлению идеологии
абсолютизма.
При усилении самодержавия
при царе Алексее Михайловиче
возникла угроза уподобления власти
царя власти Божьей. В середине 1660-х
годов патриарх Никон обвинял
государя в том, что тот «Божие
имя и славу прекладывает на свою
честь и славу и тем хулит имя Господне
и славу Его». Окончательно снять данную
проблему удалось только в царствование
Федора Алексеевича.
Российский самодержец
третьей четверти XVII столетия в представлениях
современников и трактовке
Однако в 70-е годы
XVII в. понимание образа идеального православного
царя стало все более наполняться
новыми чертами. Царь – защитник православной
веры мыслился теперь как «крепкий
над враги победитель» и «супостатом страшный
одолитель». Государь-богомолец уступал
место царю-воину. Разрушению прежних
представлений во многом способствовал
сам монарх: Алексей Михайлович лично
командовал русскими войсками в русско-польской
кампании, поставил военное дело под свой
строжайший контроль.
Важнейшую роль в
трактовке российского
Наряду с идеей
преемственности своей власти от
Рюриковичей первые Романовы не меньшее
значение придавали преемственности
власти в роде самих Романовых. При этом
первая идея была главенствующей в первой
половине столетия, вторая – во второй.
При вступлении на престол Михаила Федоровича
и Алексея Михайловича было важно доказать,
что в России произошло не столько становление
новой династии, сколько восстановление
прежней, так как именно в прекращении
законной династии виделась основная
причина Смуты и бед, постигших страну
на стыке XVI и XVII столетий. «Чин поставления
на царство» Алексея Михайловича и другие
официальные документы объявляли Ивана
Грозного – дедом царя Алексея. В грамоте
к мощам митрополита Филиппа (Колычева)
от 1652 г. молодой Алексей Михайлович замаливал
грехи своего «деда» в надежде получить
прощение и очистить от греха души всех
Романовых как потомков Ивана IV.
В результате усиления
самодержавия в правление Алексея
законность занятия Романовыми престола
перестала подвергаться сомнениям.
Главная задача теперь состояла в
том, чтобы обеспечить беспрепятственную
передачу власти своим потомкам. Все
большую роль стала играть церемония
официального объявления подданным
наследника по достижении им совершеннолетия
(15 лет). Помимо этого царь Алексей
стремился закрепить
Несмотря на принятые
меры, царь Алексей Михайлович и
его сподвижники так и не смогли
предотвратить кризиса
Абсолютизм и особенности
начального этапа его становления
Проблемы самодержавности
правления первых Романовых активно трактовались
и анализировались еще современниками,
однако периодом разработки проблематики
абсолютизма стало ХХ столетие. Начало
современного этапа изучения абсолютизма
следует отнести к 1960-м годам, когда вышел
сборник «Абсолютизм в России», содержащий
работы многих ведущих историков (1964).
Позже, в 1968–1971 гг. на страницах журнала
«История СССР» развернулась дискуссия
о российском абсолютизме. Можно сказать,
что дискуссия об абсолютизме существует
и поныне, и наиболее существенные проблемы
этой тематики остаются спорными.
Особый интерес
представляют вопросы о времени
и стадиях формирования абсолютизма
в России; о социальной природе
абсолютизма; об основных, характерных
чертах (атрибутах) абсолютизма.
Ряд историков усматривает
первые предпосылки абсолютизма
в России в правление Ивана
Грозного (вторая половина XVI в.), развиться
которым помешала Смута конца XVI
– начала XVII в. Однако большинство
историков относит начало становления
русского абсолютизма к середине
XVII в.
Русский абсолютизм
в своем развитии прошел долгий путь,
в рамках которого можно выделить
ряд этапов: начальный период становления
абсолютизма (вторая половина XVII столетия);
утверждение абсолютизма (первая четверть
XVIII в.); укрепление абсолютизма и
становление «просвещенного абсолютизма»
(вторая половина XVIII в.); относительный
кризис абсолютистского режима и
преобразования буржуазного характера
(XIX в. – начало ХХ в.).
Начальный этап становления
русского абсолютизма характеризует
ряд особенностей. Первая заключается
в незавершенности процесса абсолютизации,
отсутствие целостного комплекса устойчивых
признаков абсолютной монархии. Другая
особенность состоит в том, что
характерные черты нового государственного
строя тесно переплетаются с
чертами постепенно уходящей в прошлое
сословно-представительной монархии.
В итоге на протяжении второй половины
XVII столетия в России взаимодействуют
элементы двух систем. Подчас это взаимодействие
приводит к временному компромиссу,
порой проявляются непримиримые
противоречия, приводящие к слому традиционного
уклада власти и становлению новых порядков.
На процесс эволюции государственного
строя XVII в. оказывали существенное воздействие
реалии «послесмутного» времени. Выход
из Смуты начала XVII столетия предопределил
трансформацию ранее существовавших структур:
общественной и государственной («Земли»
и «Власти»). В условиях внешней угрозы
(интервенции) и внутреннего брожения
общество приходило к осознанию необходимости
дополнительного самоограничения, передачи
«Власти» функций и полномочий, ранее
ей не принадлежавших. Если на местном
уровне принципы самоуправления имели
все возможности к выживанию и плодотворному
функционированию, то на уровне центральном
выборные элементы уступали место назначаемым,
на смену идеи соборности приходили идеалы
самодержавности. В итоге развитие абсолютистских
начал происходило, в первую очередь, в
системе центральной власти, в высших
эшелонах системы государственной службы.
В условиях монархического
правления зарождающийся