Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:13, реферат
В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.
Основополагающей
культурной ценностью являются
само право и правовые законы.
Закон как инструмент
В качестве
примера ценностных завоеваний
культуры в средствах (
Законом создаются
исходные ценности процедурно-
Относительная
самостоятельность закона в
Правовая
культура, равно как и любая
другая разновидность культуры, подвержена
оценкам. Отсюда представляется возможным
говорить о роли закона в формировании
высокой культуры при ориентации его на
средний уровень и преодоление уровня
низкого.
Разумеется,
оценки будут относительны. Разные
люди, разные общности людей, политические
партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры
могут оценивать культурные достижения
в государственно-правовой сфере. Как
с субъективной, так и с объективной стороны
существуют серьезные препятствия в достижении
единства интерпретации правовых явлений
в качестве культурных завоеваний. Тем
не менее эти препятствия преодолимы.
История выработала уже некоторые общецивилизованные
критерии в определении уровня культуры,
и на этой основе создается возможность
для определения основных направлений
повышения правовой культуры, в том числе
с помощью закона. К их числу следует отнести:
- формирование
чувства права и законности;
- освоение достижений
логико-правового мышления;
- совершенствование
законодательства;
- увеличение объема
и качественное совершенствование правопослушного
поведения;
- совершенствование
юрисдикционной и иной
- разделение
власти законодательных,
- изучение памятников
права и правоприменительной практики
как основы юридического образования.
Повышение
уровня правовой культуры
Определяя роль
закона в формировании правовой культуры,
нельзя забывать о культуре тех, кто
занимает какие-либо должности в
государстве. Формирование подлинно государственного
правосознания должностных лиц
связано с преодолением узковедомственных,
национальных и региональных интересов.
В центр всей политики ставится гражданин
как духовно свободная, творческая личность,
которая нуждается в помощи и защите со
стороны государства. Но в фокусе правовой
деятельности должностных лиц остаются
вместе с тем общегосударственные интересы
вопреки интересам индивидуальным, групповым,
классовым, партийным, если они стремятся
к собственной выгоде, игнорируются при
этом и если при этом игнорируется право
и порядок.
Выделяется
также профессиональный уровень правовой
культуры. Это культура юристов, практикующих
в той или другой области. Данной культуре
присуща более высокая степень знания
и понимания правовых явлений. Повышение
профессиональной культуры связано с
глубиной юридического образования, формированием
высокого уровня прогрессивного правосознания,
степенью развития юридических наук, приобретение
практических юридических навыков, степенью
правовой активности профессионалов.
Вместе с
тем область культуры, человеческие
отношения в этой сфере столь
специфичны, что их регулирование с помощью
законов является делом не менее тонким,
чем регулирование других отношений. Есть
большая доля истины в том, что право не
может быть выше, чем культурное развитие
общества. Поэтому издаваемые государством
законы если и должны в качестве определенной
модели вести за собой (формировать) соответствующие
отношения, то не настолько, чтобы отрываться
от них и превращаться в законы неправовые.
Можно также
утверждать, что для большого
числа людей нормативом
- через правоприменительную
практику (решение юридических дел
в судах и управленческих
Следует всегда
иметь в виду двустороннюю связь
закона и культуры, не упуская из виду
"производительную" роль культуры
в процессе законодательной деятельности.
В ходе правоприменения общая и правовая
культура выполняет роль дополнительного
(наряду с законом и вместе с ним) фактора
оценки фактических обстоятельств и решения
юридического дела. Но при реализации
права гражданами их культуре и правосудию
доверяют меньше, поскольку велика опасность
отклонения от нормы закона в силу личной
заинтересованности, неразвитости юридической
культуры, пробельности ее или отсталости,
сориентированности на социальные ценности.
Роль законодательства в сфере культуры,
взаимодействие и взаимопроникновение
этих феноменов социального бытия можно
выяснять не только на уровне конкретных
актов реализации права (микроуровень)
или на уровне законодательной деятельности
(средний уровень), но и на самом высоком
(макроуровень) срезе - государство и общество.
Высокий уровень культуры неизбежно открывает
путь правовому развитию общества, правовому
закону и правовому государству. Неразвитость
культуры, напротив, обусловливает правовой
нигилизм, деспотические формы и методы
властвования. Таким образом, эффективность
регулирующей роли законодательства в
области культуры прямо пропорциональна
уровню развития культуры, т.е. объекту
регулирования.
Взаимодействие
права и культуры в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеев С.С.
"Государство и право" Начальный
курс.
Москва, 1996.
Алексеев С.С.
Закон и наша жизнь. Москва, 1978.
Каминская В.И.,
Ратинов А.Р. Правосознание как
элемент правовой культуры: Правовая
культура и вопросы правового
воспитания. Москва, 1974.
Каминская В.И.,
Ратинов А.Р. Указательные работы.
Культурология
ХХ век: Антология. Москва, 1995.
Лазарев Б.М. Что
такое правовое государство. Москва,
1990.
Учебник для
ВУЗов "Теория государства и права"
Курс лекций. Редакторы Малько А.В. и
Матузов Н.И. Москва, 1996.
Учебник для
ВУЗов "Философия права"
Редактор Нерсесянц
В.С. Москва, 1997.
Хабермас Ю. Демократия.
Разум. Нравственность: Лекции и интервью.
Москва, 1992.
Юридический словарь. Москва, 1989.