Восточный и Европейский способы образования государства: общие и особенное

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является анализ процесса образования государств и факторов сопутствующих их образования. Опираясь на изучение литературы Л.С. Васильев. История Востока.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Европа и Восток: две структуры, два пути развития……………....6
1.1 Причины возникновения государства……………………………..14
1.2 Традиционные теории происхождения государств……..……..…18
Глава 2. Становления восточного государства и его особенности……....…22
2.1 Месопотамия………………………………………………..…….…23
2.1 Индия………………………………………………………...…..…..28
2.2 Египет………………………………………………………….….….35
Глава 3. Становление европейского государства и его особенности…...….38
3.1 Спарта…………………………………………………....………..…39
3.2 Рим…………………………………………………...…..…….….....41
3.3 Афины………………………………………………………….…....42
Заключение……………………………………………………..……………….44
Список литературы……………………………………………..……..……..…47

Работа содержит 1 файл

Тео гос прав 20.11... последняя версия..doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Возникновение государств рассматриваются в разных теориях таких как: 

1. Теологическая (божественная) теория.

2. Патриархальная  теория.

3. Органическая  теория.

4. Договорная  теория.

5. Теория  насилия.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

     Люди довольно давно живут в условиях государственно-правовой системе: являются гражданами государства, действуют в рамках правовых предписаний и требований. Естественно, что граждане стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Разнообразие теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

 

                  ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (БОЖЕСТВЕННАЯ) ТЕОРИЯ.

 

    В древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. Духовенству в связи с огромным влиянием на общество удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политического мнения. Наибольшую значимость духовенство достигло во время развития феодализма.

    Одной из первых теорий происхождения государства  и права была теологическая теория, объясняющая их возникновение божественной волей.    Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологами ислама и современной католической церкви.                                                         

          Эта теория, по моему мнению, является исключительно значимой только в интересах усиления власти церкви, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

          Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего.

                              ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ.

          Патриархальная теория происхождения  государства и права, имеет  начало в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Смысл этой теории состоит в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства- монархом. Его власть, это продолжение власти отца, монарх же является отцом, всех своих подданных. Из этой теории можно сделать вывод, о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам. Основные положения патриархальной теории в достаточной степени опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства о подобном способе возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются. Семья - мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.    

  

                                  ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

        Эта теория возникла в XIX в. в связи с развитием естествознания. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы   обеспечивают жизнедеятельность организма, а господствующие классы - внешние (оборона, нападение). 

                                       ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ.

          Во многие теории о развитии  государства входит идея «естественного права», т.е. у каждого человека при рождении имеются естественные права, полученные от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества, права одних людей противоречат с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения порядка, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...».

    Локк  писал, что естественное состояние человека заключается- в его неограниченной свободе.

    Классическое  обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта, он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на рабов. Они стали деспотами, угнетателями  народа. Деспотизм, по Руссо, высшее  и крайнее проявление общественных различий: неравенства богатых и бедных как следствия частной собственности; неравенства сильных и слабых  как следствия власти; неравенства господ и рабов как следствия попрания законной власти властью произвола.

    Обосновывая договорную теорию, Руссо отмечает: «Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное  руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как неразделимую часть целого».

                                               ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ.

    Теория  насилия подразумевает под собой  способ образования государства  в результате насилия и завоевания. Чтобы показать картину теории насилия приведу пример: некое племя после успешной победы над соседним племенем присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями, для управления побежденными, превращается в государство.           

 

                                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.    

         Появление государства и права обязано проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.

         Но опять-таки, психика развивается в зависимости от того в каком обществе живет человек, в какой культуре он находиться, и на сколько экономически развита его общество и самое главное в каком климате он живет, ведь  климатические условия развивают психику под существования данной территории и присущи только ей. С этого и зарождаются разнообразные формы правления и систематизации в управленческой деятельности данного общества.

 
 
 
 
 

Глава 2 СТАНОВЛЕНИЕ ВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСОБЕНОСТИ

        Самые древние государства возникли приблизительно 5 тыс. лет назад, в долинах крупных рек: Тигра, Нила, Инда, Евфрата, Янцзы. В зонах, где осуществляется поливное земледелие, которое позволяет за счет повышения урожайности в несколько раз повысить производительность труда. Именно в этих зонах, впервые были созданы условия для возникновения государства: вследствие этого, появилась возможность содержать аппарат управления, необходимого для быстрого и сильного развития общества.

        Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других крупномасштабных работ, но не только строительство требует огромных усилий, но и поддержания их в рабочем состоянии. Все это требовало, прежде всего, необходимость объединения многих общин под единым, централизованным управлением, это и определяло появление деспотической формы правления, которое преследовало восточные страны продолжительное время.

        По природным условиям разные территории Древнего Востока имеют свои особенности и общие черты: это районы в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом, мягкой зимой. В долинах рек, как правило, было мало камня, дерева, разнообразных металлов, не было необходимых ресурсов для ведения хозяйства. Такие виды сырья в горных районах, имелись в необходимом количестве. В связи с этим довольно рано, уже с IV тысячелетия до н.э., были установлены необходимые контакты жителей, по обмену сырья между долинным (Нила, Тигра и Евфрата) населением и населением горных районов и пустынь,  Нубией, Синаем и Армянским нагорьем. При небольшом уровне производства и торговли, отношение между населениями выливались в форму грабительских войн, результатом которых было насильственное изъятие сырьевых ресурсов и продуктов завоевателями у завоеванных народов, или включение их территорий с источниками сырья в состав государства завоевателей и создание крупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов великих рек также территория пустынь и нагорий.     Наличие благоприятных условий для жизни человека в долинах рек, привели к возникновению довольно крупных поселений. В отдельных поселениях сосредоточивается большое количество людей, создаются внушительные по размерам народные сооружения, возводятся защитные оборонительные стены от нападений врагов, то есть возникают города. Город - принципиально новое понятие в развитии того времени. Город образует централизацию управления и религиозного культа, в нем концентрируется развитое ремесленное производство, обслуживающее нужды правителя и его администрации. Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших цивилизаций.

                                    2.1  МЕСОПОТАМИЯ        

          Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены на древнем Ближнем Востоке, в долине нескольких великих плодородных рек. Примерно в VIII - VI тысячелетиях до н. э. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции и с каждым поколением все увеличивавшиеся в числе, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины рек, в первую очередь Тигра и Евфрата. Междуречье и берега этих рек, именуемые общим термином Двуречье. Многие современные раскопки свидетельствуют, что люди жили в глиняных домах. Сеяли ячмень, пшеницу, лен, овес, чечевицу, турецкий горох, бобы, лук, чеснок и горчицу. Разводили коз, овец и коров. Были знакомы с ранними формами ирригационного хозяйства (осушение болотистых земель с помощью каналов, возведение дамб и т.п.). Изготовляли различные керамические сосуды (наиболее ранние из них не были знакомы с керамикой), изделия из камня, а впоследствии изделия из серебра, золота и  меди. По мере продвижения земледельцев к югу, где удобряемые разливами рек почвы были особенно плодородны, поселения становились богаче и крупнее.

       Культура Убайд (конец V тысячелетия до н.э.). Представлена, поселками в центре которых, размещались крупные храмовые сооружения на высоких земляных платформах, окруженные городскими стенами. Раскопки этих поселений свидетельствуют о многочисленном населении, развитом ремесле, включая знакомство с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, принципами архитектуры и монументального строительства. Ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе со жрецами. Храм, строился из обожженного кирпича, являлся крупнейшей постройкой и главным центром. Также общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма.

        Храм был центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы. Жрецы-администраторы, ремесленники, хранители храмового имущества, писцы, слуги и даже рабы из числа пленников - все они жили за счет избыточного продукта общинников, но при этом каждый из них вносил свою долю в совокупный общественный труд и продукт коллектива в целом. Обмен продуктами и деятельностью, равно как и централизованная редистрибуция коллективного избыточного продукта и труда (включая продукт ремесленников, труд администраторов и обслуживающего персонала) лежали в основе нормального существования ранних протогосударств Шумера. Собственно, именно для строгого учета и регулирования все усложнявшихся норм и форм взаимоотношений и велась детальная хозяйственная отчетность, вызвавшая к жизни письменные документы, этот важный элемент складывавшегося древнейшего очага мировой цивилизации. 5

Информация о работе Восточный и Европейский способы образования государства: общие и особенное