Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:04, курсовая работа
Государство - сложное и многоаспектное явление. Поэтому его изучение может вестись под разными углами зрения. Это может быть его внутренняя структура, отражающая способы его организации, устройство высших органов государства, территориальную организацию власти, основные направления и способы осуществления власти и т.д. В процессе взаимодействия государства с обществом на первый план выступают то одна, то другая сторона его характеристики.
Анализ современного законодательства показывает, что в последние годы в правовой политике Российского государства обозначилась тенденция к признанию в качестве приоритетных ценностей тех свойств окружающей среды, которые связаны с обеспечением жизни, здоровья людей. Однако нынешний законодатель по-прежнему еще далек от осознания необходимости защиты самой природы, и соответственно экологическое законодательство, призванное адекватно отразить факт этого осознания, все еще проходит стадию становления.
Итак, правопорядок в экологической сфере - это неотъемлемая часть правопорядка в российском обществе. Охрана природы и рациональное использование ее богатств возведены в нашей стране в ранг конституционных принципов, полная реализация которых стала общегосударственной проблемой. Государство взяло на себя экологическую функцию и провозгласило в ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, а также достоверную информацию о ее состоянии. Государство, гарантируя возмещение возможного ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, создало аппарат для реализации экологической функции.
Правоохранительная
форма обеспечения
Экологическая безопасность и экологический правопорядок теснейшим образом связаны с общественной безопасностью и общественным правопорядком. Поддержание и контроль за их соблюдением осуществляют правоохранительные органы. Прежде всего, речь идет о прокуратуре и органах внутренних дел.
Нельзя не отметить, что, как и все проблемы, касающиеся охраны окружающей природной среды, экологическая функция в деятельности вышеуказанных органов представляет собой новое явление. Под экологической функцией правоохранительных органов понимается их деятельность по применению природоохранного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений и разработка мер по их предупреждению и устранению.
В области охраны окружающей природной среды органы внутренних дел занимаются предупреждением и пресечением экологических правонарушений; совместно с Минздравом РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания территорий населенных пунктов; оказывают содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет и надзор за техническим состоянием автотранспортных средств; осуществляют ведомственную охрану объектов природы; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов
Функции органов внутренних дел в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов условно подразделяются на две группы: функции, выполняющиеся МВД РФ, как органом, наделенным надведомственными контрольно-надзорными полномочиями в обозначенной области; функции, реализующиеся МВД РФ в процессе производственно-хозяйственной деятельности своих подразделений.
Заметим, что для решения вопросов, которые касаются обеспечения экологической безопасности, крайне необходимо эффективное взаимодействие всей правоохранительной системы. Опасность от экологических правонарушений и преступлений в первую очередь состоит в том, что объектом их посягательств является стабильность окружающей среды.
Судебные
органы должны сосредоточить свое внимание
на обеспечении правильного
Прокуратуре
как органу надзора и контроля
необходимо применять достаточно суровые
меры к предприятиям, нарушающим нормы
эколого-охранного
Что
же произошло в России с охраной
природы в целом и
Функция налогообложения и взимания налогов. В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выдалась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, как федерального, так и субъектов Федерации, а так же муниципального бюджета за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т.п., а так же предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.
Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функции выступает Налоговый кодекс РФ19, где регламентируются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взыманием налогов на территории Российской Федерации. Создана централизованная независимая Федеральная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность20.
К внешним функциям государства, которые представляют собой основные направления его деятельности на международной арене, относятся21:
Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно – транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
В России принят специальный Закон «Об обороне»22, в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.
Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.23
Несмотря
на улучшение международной
Соответственно
одно из важнейших направлений
Вооруженные
Силы Российской Федерации - государственная
военная организация, составляющая
основу обороны Российской Федерации,
они предназначены для
Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. Современная внешняя политика России все более основывается на принципах прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права 26. Такой прагматический подход давно соответствует сложившейся практике общения между государствами. В свое время Уинстон Черчилль по этому поводу заметил, что у Англии нет друзей, а есть союзники. Эта позиция сильного государства. На международной арене и в отношениях между государствами на протяжении всей истории главным принципом был интерес27.
В результате глобального взаимодействия изменения функций государства проявляются, во-первых, в том, что по мере вызревания новых экономических и социально-политических условий существования и функционирования национального государства неизбежно отмирают некоторые старые функции, приспособленные только к прежним, исчерпавшим себя условиям существования государства. К таковым, например, в «переходных» экономических и социально-политических системах относятся хозяйственно-организаторская функция, функция контроля за мерой труда и мерой потребления, функция борьбы за мир и мирное сосуществование двух противоборствующих между собой, социалистической и капиталистической, систем, культурно-воспитательная функция и др.
Во-вторых, в том, что по мере развития экономики, общества и государства в процессе их взаимодействия с факторами глобального порядка и возникновения при этом новых, касающихся подавляющего большинства стран, проблем у национального государства, соответственно возникают новые, а точнее - развиваются ранее находившиеся в зачаточном состоянии, функции. Это, например, экологическая функция, направленная на обеспечение государством здоровой природной среды и рационального использования хозяйствующими и иными субъектами природных ресурсов; демографическая функция; функция социальной защиты населения или социальная функция. К функциям, получающим активное развитие и реализацию именно в период глобализации можно отнести и информационную функцию государства.
И, в-третьих, в том, что под воздействием процесса глобализации существенному изменению подвергаются сохраняющиеся у национального государства в новых условиях его традиционные функции. В особенности это касается экономической функции государства, которая весьма существенно изменяется не только в своем содержании, но и в методах ее осуществления.
М.Н. Марченко по этому поводу справедливо отмечает: Исторический опыт убедительно доказывает, что государство при любых обстоятельствах, включая те, которые создаются под воздействием глобальных факторов, не может обойтись без экономической функции, стоять в стороне от экономики и полностью отказаться от ее регулирования. Тем более это относится к настоящему периоду развития экономики, общества и государства, когда, как подмечают исследователи, быстрорастущая автономия глобализированных рынков подрывает власть государства и его способность контролировать свою собственную экономическую судьбу. Уход государства из сферы экономики, полный отказ от экономической функции и регулирования экономики обернулись бы неминуемым крахом в силу неизбежного хаоса и ничем не сдерживаемой конкурентной борьбы как для глобализированной экономики, так и для самого государства28
Внешняя деятельность государств, в том числе и Российской Федерации, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество29.
Рассматривая данные вопросы, необходимо учитывать следующие обстоятельства: следует указать и новые направления в решении вопросов о функциях государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересовано все общество. Это представляет собой цели (или задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности - осуществления политической власти. В таком случае государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти - надзорная)30.
Культурное и научно-техническое сотрудничество.31 Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)32, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)33 и другие международные структуры.