Внешние и внутренние функции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Государство - сложное и многоаспектное явление. Поэтому его изучение может вестись под разными углами зрения. Это может быть его внутренняя структура, отражающая способы его организации, устройство высших органов государства, территориальную организацию власти, основные направления и способы осуществления власти и т.д. В процессе взаимодействия государства с обществом на первый план выступают то одна, то другая сторона его характеристики.

Работа содержит 1 файл

КОВАКИНА.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

     На  функции государства оказывает  определяющее влияние научно – техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно – технических достижений XX в.

     Важной  деятельностью государства является ограничение вредных последствий научно – технического прогресса в этих областях. В связи с колоссальной мощью научной технологии наука и техника становятся одновременно надеждой для человеческого прогресса и одной из серьезных угроз, что требует новых подходов к этической оценке и правовому регулированию их результатов. Получается, что без контролирующего вмешательства в данную область не обойтись.

     Эволюция  функций затрагивает в той  или иной степени все без исключения современные государства. Вместе с  тем происходит эволюция функций, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества развиваются в направлении рыночной экономики, переходят от социалистических, распределительных отношений к товарно-денежным, от тоталитарных режимов – к либерально – демократическим.11

     Функции государства в некоторых своих  аспектах подвергаются мощному влиянию  стабильных этнокультурных пластов  жизни общества, национальных, территориальных  особенностей, традиций и т. п. Поэтому  новый тип государства, возникший в результате развития конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции. Например, фактическое имперское содержание отдельных внешнеполитических функций царской России сохранял и развивал СССР, хотя формально наличие такого функционального содержания всячески отрицалось в официальной идеологии и политике социалистического государства12.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что в целом, с эволюцией государства меняется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные средства и способы, обеспечивающие функции государства.

 

      2. Содержание функций современного Российского государства.

     В юридической науке существует множественность  классификаций функций государства. Это объясняется различными классификационными критериями. В качестве оснований  классификации нередко избираются объекты и сферы государственной  деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношений и т.д. Наиболее распространенными в наше время являются внешние и внутренние функции.

     По  направленности наиболее распространенными функциями считаются внешние и внутренние. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на общество, а внешние – на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими (зарубежными) государствами и мировым сообществом в целом. В современных условиях между внутренними и внешними функциями устанавливается взаимосвязь и взаимопроникновение.

     С учетом современного характера общественных отношений, на которых должно основываться социальное демократическое государство, к внутренним функциям, т.е. к основным направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества следует отнести следующие основные внутренние функции13:

     Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка – это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизни ст. 2 Конституции Российской Федерации14, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направление деятельности современного российского государства должно быть связано с более надежными гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности, правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взятничеством, беспределом, криминалом.

     В юридической литературе понятие правоохранительная деятельность трактуется как в широком, так и в узком смысле. При этом преобладающим является понимание правоохранительной деятельности как вида государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то органами строго в рамках закона, т.е. преобладает толкование этого вида деятельности в узком смысле. На наш взгляд, в условиях расширяющейся практики участия общественности в охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности, появления сравнительно большого числа общественных формирований правоохранительной направленности, должен преобладать широкий подход к пониманию содержания правоохранительной деятельности. Эта деятельность должна включать как государственные, так и общественные начала и представлять собой взаимосвязь государственной и общественной форм правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными и негосударственными субъектами. Вполне естественно, что общественная правоохранительная деятельность, осуществляемая как общественными формированиями и объединениями граждан, так и отдельными лицами в качестве исполнения своего гражданского долга, должна быть законодательно определена и урегулирована. Подобная правовая урегулированность означает передачу государством институтам гражданского общества и общественности части функций по охране правопорядка15.

     В нашей стране на протяжении ряда лет  осуществляется административная реформа, цель которой - обеспечить правопорядок в исполнительно-распорядительной деятельности государства, повысить престиж государственной службы, упорядочить взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов, а также сформировать административно-правовой механизм предоставления государственных услуг их потребителям. В этой связи проблема создания системной концепции административных процедур становится все более актуальной.

     Следует сказать, что административные процедуры  все активнее внедряются в правоприменительную  деятельность органов исполнительной власти различного уровня, в этом плане  органы внутренних дел (полиция) не являются исключением. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности16.

     Экономическая функция. В основе этой функции лежит жизненно необходимая реальная рыночная реформа, призванная коренным образом трансформировать экономический механизм России. За прошедшие годы уже обозначались некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместного с рыночными механизмами.

     В условиях рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводиться, как правило, к:

     а) выработке экономической политики;

     б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную  собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.;

     в) установлению правовых основ рынка  и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной  конкуренции, охране прав потребителя и пр.;

     г) регулированию внешнеэкономических  отношений государства.

     Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются  в нашей стране, не могут быть результатами без адекватного воздействия  государства на развитие экономических процессов. Отсюда – большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

       Особое место в правовом обеспечении осуществления экономической функции принадлежит новому Гражданскому кодексу Российской Федерации. С принятием его в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основа рыночной экономики, общества цивилизованных собственников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством.

     Экологическая функция. На современном этапе развития Российского государства экологические проблемы обозначились особенно остро. И это вполне объяснимо, так как от уровня экологической безопасности общества зависит решение других социальных задач, в частности духовного возрождения нации. В сложившейся ситуации вовлечение любого субъекта в данный созидательный процесс будет способствовать укреплению системы экологической безопасности, имеющей общечеловеческую значимость.

     Проблематика  экологического правопорядка достаточно широка. Она не только затрагивает  реализацию экологических прав личности, но и охватывает те области, которые  на первый взгляд прямого отношения  к ней не имеют. Совершенно права исследователь Л.В. Ращупкина, полагающая, что в условиях глобального экологического кризиса создается угроза не только реализации прав личности на благоприятную окружающую природную среду, но и реализации иных прав, прежде всего, права на жизнь. Крупномасштабная экологическая катастрофа может привести к тому, что не только экологические, но и другие права личности утратят свой смысл.

     В настоящее время необходимо учитывать, что проблема правопорядка в экологической  сфере стала носить определяющий характер по отношению к другим элементам целостной системы правопорядка в обществе, поэтому правовая регламентация отношений в той или иной сфере должна осуществляться с учетом их взаимной детерминированности. Только комплексный подход обеспечит должный правопорядок во всех сферах общественной жизни.

     Сегодня научным изучением правового  регулирования экологических проблем  занимаются различные исследователи - специалисты в области аграрного, земельного, экологического, административного  права, представители уголовно-правовой науки и другие.

     Нельзя  не отметить и тот факт, что различные  экологические проблемы, в частности  вопросы правопорядка в экологической  сфере, стали тщательно анализироваться  не только в рамках той или иной отрасли юридической науки, но и на уровне общей теории права. И это вполне объяснимо, так как проблема экологического правопорядка настоятельно требует междисциплинарного, интегрированного решения.

     В настоящее время в российском обществе и государстве наблюдается  несоответствие между потребностью в устойчивом правопорядке в стране и отсутствием обобщенных теоретических моделей для оценки состояния, динамики механизмов и тенденций его развития, поэтому необходимость проведения подробного научного анализа правопорядка в экологической сфере налицо.

     Наиболее  ценным фактором правопорядка в той  или иной сфере общественных отношений  является наличие их правовой регламентации. В связи с этим при изучении экологического правопорядка возникает  необходимость обращения к анализу  генезиса правового регулирования взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой.

     Проблема  охраны природы от загрязнения оценивалась  в это время как санитарная, а не как экологическая. При регулировании  охраны атмосферного воздуха и вод  учитывались главным образом интересы охраны здоровья людей, а не всех живых организмов.

     В конце 80-х годов прошлого века официально были признаны ключевые причины резкого  ухудшения состояния окружающей среды в государстве. Они заключались  в следующем: слабом правовом регулировании природопользования и охраны окружающей среды, несовершенной организации государственного управления в этой сфере, наличии «остаточного» принципа финансирования природоохранной деятельности, отсутствии у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения.

     Основным  же общим недостатком экологического законодательства советского периода  было отсутствие в нем «работающего» механизма обеспечения реализации норм. Срочно требовались новые подходы к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды, о чем свидетельствовали низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств, постоянное ухудшение качественного состояния окружающей среды и многие другие факторы.

Информация о работе Внешние и внутренние функции РФ