Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы является раскрытие наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представляемой темы – раскрытие социальных норм первобытного общества.

Задача определить роль социальных норм в общественной жизни первобытного общества.

Методы: в курсовой работе я применял методы научные и частно-научные)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..

Глава 1. Понятие и признаки социальных норм первобытного общества…

Глава 2. Становление первобытного общества……………………………………………

Глава 3. Эпоха первобытной общины………………………………………………………….

Глава 4. Разложение первобытного общества……………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 47.11 Кб (Скачать)

ние предлюди превратились в поздних предлюдей. Последние  были существами, которые вплотную подошли к порогу, отделяющему  животных от человека. Именно поздними предлюдми, а не людьми были существа, получившие название хабилисов.

     Крайне сложен вопрос о характере объединения у поздних предлюдей. Многие исследователи связывают  этот период с возникновением парной семьи. Объясняя это  первоначальным разделением труда по половому признаку (самцы – охотники, самки – собирательницы), и  возникновению циркуляции мясной и растительной пищи между мужскими и женскими особями. Однако даже у современных низших охотников – собирателей, семейные отношения всегда приносятся в жертву общественным, особенно в распределении пищи.

     Тем более что парная семья не смогла бы выжить в тех условиях. Совершенствование производственной деятельности, возможно, было только в рамках сравнительно крупного и стабильного объединения, обеспечивающего передачу опыта от поколению к поколению. О том, что поздние предлюди жили именно такими объединениями, свидетельствуют данные археологии.

     Особый интерес вызывает распределение пищи (главным образом мяса) в сообществах как ранних, так и поздних предлюдей. Отношения доминирования с неизбежностью должны были проявляться при распределении мяса. Это отнюдь не означает, что мясо доставалось исключительно лишь доминирующим животным. Его в любом случае получали детеныши. Если добыча была велика, то доступ к ней был возможен практически для всех членов стада. Когда мясо приносилось в стойбище, то какая-то его часть доставалась и самкам-матерям. Однако ни о каком дележе мяса среди членов стада в том смысле, в котором это слово применяется к человеческому обществу, говорить не приходится.

      Таким образом, объединение поздних предлюдей внешне по своим особенностям мало чем отличалось от стад ранних предлюдей. И в то же время именно его развитие подготовило появление качественного нового явления – формирующегося человеческого общества. 
 
 
 
 

    Глава 3

    Эпоха первобытной общины.

               Эволюция архонтропов завершилась  возникновением палеонтропов. Превращение  ранних палеонтропов в поздние  было связано с переходом от  одного этапа эволюции каменной  индустрии к другому, в целом,  несомненно, более высокому. Но смена  ранних палеонтропов поздними  сопровождалась не только прогрессом  в развитии производственной  и вообще хозяйственной деятельности. Она была ознаменована резким  переломом в формировании общественных  отношений.

      Как свидетельствуют данные палеоантропологии и археологии, в праобщине ранних палеонтропов  довольно широко бытовало убийство, и может быть каннибализм. Остатков поздних палеонтропов найдено гораздо больше, чем ранних. Однако признаки насильственной смерти обнаруживаются значительно реже.

        Многочисленные находки палеонтропов свидетельствуют о том, что в общине могли жить нетрудоспособные, больные, и покалеченные особи. Они находились под защитой коллектива: о них заботились и ухаживали.

        Коммуналистические отношения стали если не полностью, то в значительной степени определять все остальные отношения в общине.

       Интересны факты захоронений у поздних палеонтропов. Некоторые ученые видят причину в появлении веры о души мертвых. Однако есть более убедительное объяснение. Учитывая, что все захоронения находятся в непосредственной близости от жилища, можно предположить: в ту эпоху, соблюдение по отношению мертвых норм, которыми живые руководствовались в свих отношения с друг другом, было насущной необходимостью.  Отказ от этого представлял собой опасный прецедент. Он мог в условиях, когда формирование человеческого общества еще не завершилось, открыть дорогу для отказа от соблюдения этих норм и в отношении живых членов коллектива.

     В период палеолита сформировались, первые зачатки религии и культуры. Развитие праобщины  привело к осознанию своего единства. Следствием этого было возникновение тотемизма. В тотемизме в наглядной форме выражено единство всех людей данного объединения (в форме тождества с особями одного определенного вида животных), и в то же время их отличие от членов всех других человеческих групп. 

       Факторы тотемизма, религии, культуры были результатом социализации праобщины, и были непосредственно связаны с нормами поведения.

       В результате эволюции к концу палеолита сформировались очень прочные, сплоченные коллективы, с высокой каменной индустрией. Это были замкнутые группы людей, которые навсегда принадлежали одной праобщине (тотему). Такое замыкание на себе привело к возникновению инбридинга (родственного скрещивания). Морфологическая организация палеонтропов утратила эволюционную пластичность и приобрела консервативный характер.

       Примером такого эволюционного застоя являются неандертальцы. Их развитие остановилось на определенном уровне, или регрессировало, сапиентные (человеческие) признаки утрачивались.

    Возникновение человека современного вида, является одной из самых загадочных явлений антропологии. По археологическим данным превращение неандертальца в неоантропа (современного человека) произошло почти мгновенно в течение 4 – 5 тыс.лет. Существует бесчисленное количество теорий на этот счет. Но бесспорно, что для развития неоантропа требовалось разрушение замкнутости неандертальских общин. Современные ученые огромное значение придают возникновению такого явления как экзогамии (требование вступать в половые отношения вне своей группы). По вопросу происхождения экзогамии существует множество теорий, не одна из которых не является общепринятой.

       Один из самых убедительных доводов в пользу происхождения экзогамии, является предположение о попытке древних людей упорядочить половую жизнь, обуздать половой инстинкт,  беспорядочное проявление которого подрывало хозяйственную жизнь общины. Экзогамия предполагает не только вывод брачных отношений за пределы общины, но и абсолютный запрет половых отношений в между членами коллектива, то есть агамию.

      Полная агамия не могла возникнуть сразу, мгновенно. Логично предположить, что ей предшествовала агамия частичная временная. Основываясь на данных этнографии и фольклористики, у всех народов существуют или существовали, половые запреты. В основном это половые производственные или половые охотничьи запреты, обыкновенно в форме табу.

       Таким образом, возникали нормы, ограничивающие половое общение в ответственные для общины периоды. Жизнь общины стала состоять из чередования периодов действия половых табу и промискуитетных праздников. 

      Частичное вытеснение социальными отношениями половых, биологических из жизни коллектива было важным шагом в процессе становления общества.

       Ограничение полового инстинкта способствовало так называемым «оргиастическим нападениям». Данное явление хорошо изучено этнографией, и представляет собой нападение на представителей другой группы с целью удовлетворения полового инстинкта. Однако вынесение половой жизни за рамки коллектива, укрепляя его, должно было привести к учащению конфликтов с другими коллективами. Поэтому простейший естественный путь устранения создавшихся противоречий вел к постепенному возникновению дуальной организации – сочетания только двух экзогамных групп в одно постоянное взаимобрачное объединение, зародыш эндогамного племени.

       Возникновение дуально-праобщинной организации сделало возможным завершение формирования человека и общества. Каждая из праобщин была с точки зрения биологии инбредной линией. Соответственно завязывание половых отношений между их членами было не чем иным, как внутривидовой гибридизацией. Как известно, одним из следствий гибридизации является гетерозис — резкое возрастание крепости, мощности, жизнеспособности, а в случае внутривидового скрещивания также и плодовитости потомства по сравнению с исходными родительскими формами. Другое важнейшее следствие гибридизации — обогащение наследственной основы, резкое повышение размаха изменчивости, необычайное возрастание эволюционной пластичности организма. Дуально-праобщинные организации представляли собой своеобразные «котлы», в которых быстрыми темпами шла переплавка поздних специализированных неандертальцев в Homo sapiens. Таким образом, необычайная быстрота, с которой шел процесс превращения неандертальцев в неоантропов, получает свое естественное объяснение.

      С возникновением неантропов возникает родовая община. В отличие от праобщины она была уже сформировавшимся, «готовым», по выражению Энгельса, человеческим обществом. В нем достигли наивысшего развития начала первобытного коллективизма, отношения родства сознавались как экономические, а экономические – как родственные.

       Прогрессировали субъективные производительные силы – производственные навыки человека. За 25 – 30 тыс.лет человечество прошло значительный путь развития и расселения, и на теперь уже очень обширной области своего расселения создало разнообразные формы производственной деятельности.  

           Историческая реконструкция социально-экономических  отношений в раннепервобытной  общине, как, впрочем, и всех  других аспектов характерных  для нее общественных отношений,  представляет большие трудности.  Сколько-нибудь уверенно судить  об общественных отношениях можно  только по данным этнографии.

             На протяжении всей стадии  раннепервобытной общины уровень  производительных сил был таков,  что, во-первых, выжить можно было  только при условии тесной  кооперации трудовых усилий и,  во-вторых, даже при этих условиях  общественного продукта добывалось  не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического  существования людей. Тем  самым  для раннепервобытной общины  становилась необходимой коллективная  собственность и уравнительное,  или равнообеспечивающее, распределение.

             Коллективная собственность распространялась  на все, чем владела община. Однако появились зачатки частной  собственности, касавшейся некоторых  орудий.

          Равнообеспечивающее распределение  отличалось от коммуналистических  тем, что учитывало различия в потребностях по полу возрасту. В определенных условиях учитывались и высшие интересы коллектива в целом. В случае необходимости, при чрезвычайных обстоятельствах трудоспособные охотники и рыболовы могли получать последний кусок пищи, а их иждивенцы оставаться голодными. Иногда в экстремальных ситуациях практиковались инфантицид (умерщвление детей), в особенности по отношению к девочкам, и геронтицид (умерщвление стариков).

           Иное положение складывалось  там, где уже на стадии раннепервобытной  общины коллектив начинал получать  не только жизнеобеспечивающий,  но и избыточный продукт. В  этих случаях наряду с уравнительным,  или равнообеспечивающим, распределением  возникало также и трудовое  распределение, т. е. получение  продукта в соответствии с  затраченным трудом. Вместе с  избыточным продуктом и трудовым  распределением зародился обмен.

Обмен возник в  межобщинной форме, при которой  различные коллективы снабжали друг друга специфическими богатствами  их природной среды, например, ценными  сортами камня и дерева, раковинами и охрой, янтарем и т.п.

          Естественное разделение труда  по полу и возрасту и связанная  с ним хозяйственная специализация наложили глубокий отпечаток на всю общественную жизнь раннепервобытной общины. На их основе складывались особые половозрастные группы (классы, категории, ступени и т. п.). Повсеместно выделялись группы детей, взрослых мужчин и взрослых женщин, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами, общественным положением. В обществах с формализованными половозрастными группами большое значение придавалось рубежу перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. Этот переход сопровождался определенными испытаниями и торжественными тайными обрядами, известными под названием инициаций. Они всегда заключались в приобщении подростков — обычно каждого пола в отдельности — к хозяйственной, общественной и идеологической жизни полноправных членов общины.

            Сложен вопрос о наличии среди  взрослых членов раннепервобытной  общины главенствующей возрастной  категории. Очень вероятно, что  уже на этой стадии существовала  так называемая герантократия  (власть старейших).

            С возникновением родовой организации  и свойственной ей дуальной  экзогамии, в первобытном обществе  возник брак, т. е. особый институт регулирующий отношения межу полами. Одновременно, а по другой точке зрения несколько позже, возник институт семьи, регулирующий отношения, как между супругами, так и между родителями и детьми.

 Вопрос о  первоначальной форме брака пока  еще не может быть решен  однозначно. Был ли исходным групповой  брак, или с самого начала существовал  индивидуальный брак и индивидуальная  семья, в достаточной мере не  доказано. Различные формы брака,  изученные и реконструированные  этнографами, предполагают многочисленное  разнообразие взаимоотношений мужчин  и женщин.

            Какими же нормами регулировали  заключение брака? Одной из  них была уже известная нам  родовая экзогамия, поначалу дуально-родовая,  а в последствии дуально-фратриальная, проявившаяся в перекрестно-двоюродном, или кросскузенном браке. Мужчины  женились на дочерях братьев  своих матерей, или на дочерях  сестер своих отцов. В других  обществах  несколько родов  как бы по кольцу поставляли  брачных партнеров друг другу.  Так же существовали обычаи  «избегания» (предотвращения) половых  связей между людьми не принадлежащих  к кругу потенциальных мужей  и жен.

Информация о работе Власть и социальные нормы в первобытном обществе