Виды монархии как формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Целью проделанной мной работы является рассмотрение вопросов истории развития, сущности монархии, признаков и видов, определяющих и характеризующих монархическую форму правления.
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
Определить понятие и сущность монархии;
Описать исторические формы развития монархии;
Выявить достоинства и недостатки монархии;
Отразить монархические государства современности.

Работа содержит 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 55.01 Кб (Скачать)

Большому государству  свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна  монархия с бюрократией. Франция  в качестве бюрократического государства  была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной Классического  абсолютизма. Существовал так называемый "просвещенный абсолютизм", который  означает лишь одно: на троне сидит  абсолютный монарх, которому на ухо  нашептывает умные советы один из просветителей.

В эпоху Просвещения существовал  принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах  дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип реализуется в абсолютизме.

Облики абсолютных монархий могут быть различными в отдельные  периоды, как это имело место  в России: в XVII в. – боярская монархия, в XVIII в.- чиновничье-дворянская, а в начале XX в. – шаг в направлении к буржуазной монархии.

В настоящее время в  мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние  десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного  характера монархий.

Особую разновидность  абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма  организации государственной власти, при которой последняя принадлежит  церковной иерархии. Примером такой  монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат  Папе, пожизненно избираемому коллегией  кардиналов.

Ограниченная  монархия

Способы, формы ограничения  власти монарха в различные эпохи  неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная  в двух разновидностях – дуалистической и парламентарной ( в эпоху капитализма).

Ограничение власти монарха  связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни  замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно – представительная монархия – форма, при которой власть главы  государства ограничена сословно- представительными  органами (Земский собор в Росси, парламент в Англии, Генеральные  штаты во Франции, кортесы в Испании  т.д.), хотя сословное собрание, как  арена легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному  большинству населения (крестьянам).

Конституционная монархия возникает  в период становления буржуазного  общества и представляет собой такую  форму правлении, при которой  власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить.

Дуалистическая  монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале.

В настоящее время такая  форма правления практически  себя изживает.

Парламентарная  монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство  формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство  голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Исторические разновидности монархий

 

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные (восточные деспотии), основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные), и буржуазные.

Патриархальная  монархия (традиционная).

Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих  поданных.

Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет  один древний обычай - принесение царской  жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась  в сознании людей в течение  тысячелетий, наилучшим образом  подтверждает царская жертва, принесенная  Иисусом Христом - так она и  воспринимается в христианском богословии.

Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.

Древневосточная монархия

Организация  государственной  власти  в  странах  Древнего  Востока (Египет, Вавилон, Ассирия,  Китай,  Индия  и  др.)  называют  восточной деспотией.

Деспотия  -  (греч.  despot(ia  -  неограниченная  власть)   форма самодержавной неограниченной власти, реализующаяся зачастую с  помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует  отметить,  что  деспотическое  правление  в  чистом   виде существовало далеко не во всех странах  Древнего Востока и  не  на  всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных  государств  была иногда ограничена элементами республиканского правления:

         . в древнем Шумере - избрание правителя   советом  старейшин  и

           контроль за ним  со  стороны   народного  собрания  и  совета

         знати;

         . в древней Индии - наличие  Совета царских чиновников  и   даже

           отдельных государств, основанных  на  республиканской  форме

           правления.

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать  следующее определение: Восточная деспотия - такая форма  правления, при  которой  подданные  полностью зависят от произвола  властей.

Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.)

Выступавшая в форме империи, имеет  в  своем  развитии два  периода:

         . принципат;

         . доминат.

1) Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава)  форма рабовладельческой  монархии,  при  которой   сохранялись  республиканские  учреждения, но власть фактически  принадлежала одному человеку-принцепсу  (первому в списке сенаторов).

2) Доминат  -  (от  лат.  dominatus  -   господство)   неограниченная  монархия, установленная в Древнем  Риме со времени императора  Диоклетиана (кон. 3 в.).

Феодальная (средневековая) монархия

Феодальная монархия последовательно  проходит  три  периода  своего

развития:

         . раннефеодальная монархия;

         . сословно-представительная монархия;

         . абсолютная монархия.

Раннефеодальная  монархия - как форма государственного   правления вырастает непосредственно из  родообщинных  отношений у значительной части   народов   Европы   (Франкское,   Германское,   Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

Раннефеодальное государство  характеризуется следующими признаками:

         . раздробленность территории;

         . слабость центральной власти;

         . непрочность государственного  устройства;

         . наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные  земли  подвергались отчуждению и  ранее  свободные  крестьяне  попадали  в  зависимость  от феодалов-землевладельцев, которые  выступали уже как носители  верховной власти на своей территории.  У  них  был  свой  суд,  полиция,  войско, сборщики  налогов,  посредством   которых   они   осуществляли   личное властвование на своей  территории  и  защищались  от  нападения  извне.

Одновременно формировался аппарат центральной власти,  органы  которого были слиты с  аппаратом частной власти крупных  феодалов.

Вследствие  завоеваний  слабо   организованных   народов   возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных  империй  (империи  Карла   Великого   и   Чингисхана).

Создававшаяся в центре сильная  власть возглавлялась единым  владыкою  и поддерживалась военной  дружиной  и  народным  ополчением.  Непрочность  таких государственных образований  обуславливалась тем,  что  феодалы  в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть  в собственных экономических  интересах, а не на благо государства  в целом.

Поэтому и создавались  крупные феодальные   землевладения,   которые становились соперниками  центральной власти.

Таким  образом,  с  развитием  крупного  землевладения   постепенно подрываются  корни  раннефеодальной  империи  и  она   распадается   на отдельные изолированные государства.

Сословно-представительная монархия – это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из духовенства, дворянства, представителей  третьего  сословия  (купцов,  ремесленников,           средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные  органы, занимавшиеся законодательской деятельностью, контролем за финансами.

  В Западной Европе  первые сословно-представительные  монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах  Европы эта монархия просуществовала  вплоть до начала ХХ в., когда  окончательно уступила место  национальному представительству.

Абсолютная монархия – рассмотрена в пункте 2

Тирания.

По Аристотелю: искажение  монархии есть "тирания".

Тирания - власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи  опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором  смысле вне общества. Ему принадлежит  тезис: "Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники".

Информация о работе Виды монархии как формы правления