Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:38, контрольная работа
До последнего времени в теории государства и права вопросы типологии государств рассматривались преимущественно с позиции формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория «общественная формация», основанная на том или ином способе производства, отражающая соотношение надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.
Глава I. Основные подходы к типологии государства:
I.1.Формационный подход……………………………………………………...3
I.2.Цивилизационный подход…………………………………………………..8
Глава II. Виды юридической ответственности………………………….……….......11
Глава III. Правовой нигилизм и правовой идеализм………………….…………......16
Список использованной литературы………………………….………………………20
эксплуатацию человека человеком, устранить причины, ее порождающие.
Переходное государство
Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждала, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.
Такие
разновидности государств в рамках
одного и того же исторического типа
носят обычно промежуточный характер.
В переходных государствах власть принадлежала
не одному, а коалиции двух или нескольких
классов. Пример – государства, возникавшие
в период перерастания буржуазно-демократической
революции в социалистическую. В такие
периоды возникали и хотя недолго, но все
же функционировали государства революционно-демократической
диктатуры пролетариата и крестьянства.
В первые годы после второй мировой войны
переходную природу имели восточно-европейские
государства народной демократии, которые
позже мирно эволюционировали в ту или
иную разновидность социалистического
государства.
Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства, права и социально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Таким образом, вместо общественной формации критерием типизации выступает категория «цивилизация».
Для истории вообще, и истории государства и права в частности, характерна такая форма систематизации научного материала, как периодизация. В наше время колеблются устои привычной систематизации – по общественно-экономическим формациям и соответственно по типам государства и права.. Наиболее модным стал так называемый цивилизационный принцип. При нем общества и государства характеризовались по внешним признакам культуры, порой трудноуловимым.
При цивилизационном
подходе тип государства и
права определяется не столько объективно-
В последнее время этот подход все чаще связывают с именем английского ученого-историка А. Тойнби. Прежде всего, он подходит к исследованию истории как совокупности человеческих отношений, так как ее подлинный предмет – жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин, а внешняя – это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве.
А. Тойнби
пишет, что культурный элемент представляет
собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации;
в сравнении с ним
географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также территориальный признак.
Тойнби считал, что из 21 цивилизации, сохранились лишь те, которые смогли пос - ледовательно освоить жизненную среду на основе разделения труда (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, правос -лавная, арабская и т.д.). Каждая цивилизация придавала устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Интересно, что А. Тойнби характеризовал и альтернативный способ возникновения цивилизации – «через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших обществ, утративших свою творческую силу. Цивилизации А. Тойнби связывал с наличием «универсального государства», в том числе и местного.
Типы государств согласно цивилизационной теории
Государство в первичной цивилизации
Существуют
различные основания для
1) в
отношениях между обществом (
2) в межгосударственных отношениях;
3) в
их взаимоотношениях с
Для типологии
государств с точки зрения цивилизационного
подхода наибольший интерес представляет
классификация цивилизаций по уровню
их организации. Цивилизации делятся
на первичные и вторичные. Государства
в первичных и вторичных
Первичные
цивилизации принимали
кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль
государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а опре -деляющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включала в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, и т.д. В первич -ных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.
Место государства во вторичной цивилизации
Вторичные
цивилизации – это
Во вторичных
цивилизациях положение правителя
было двойственным. С одной стороны,
он средство утверждения сакральных
принципов и заветов и в
качестве такового достоин всяческого
повиновения. А с другой – он сам
не вправе нарушать эти заветы, иначе
его власть незаконна. Его власть
– это служение, которое должно
следовать идеалу, и поэтому вторична.
Глава II Виды
юридической ответственности
Виды юридической ответственности (классифицируются по отраслевой принад -лежности). Их разделяют подобно тому, как разграничивают виды правонаруше -ний. Выделяют девять видов юридической ответственности. Рассмотрим их в зависимости от степени тяжести.
1.Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном поряд- ке. За деяния могут быть назначены следующие виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального воинского или почетного звания; исправи -тельные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Смертная казнь является исключительной мерой наказания и в соответствии с Конституции РФ. Наказание в соответствии с УК РФ есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанным виновном в совер- шении преступления и применяется в целях восстановления социальной справед -ливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения новых прес -туплений. Мера наказания за конкретное преступление назначается в пределах, предусмотренных соответствующей этому преступлению статьей. При назначении наказания могут учитываться обстоятельства как смягчающие наказание, так и отягчающие. Уголовный кодекс РФ также предусматривает в отношении лиц, кото- рые хотя и совершили уголовное преступление, но сами по себе не представляют большой общественной опасности возможность освобождения от уголовной ответственности в связи: с деятельным раскаянием; с примирением с потерпевшим; с изменением обстановки; с истечением сроков давности; амнистией.
2.Административная
ответственность предусматривае
Административные
санкции менее жесткие, нежели уголовные,
но вместе с тем они способны доставить
ощутимые для правонарушителя
- суды;
- судьи;
- органы внутренних дел;
- органы государственных инспекций;
- иные административные органы;
- уполномоченные должностные лица.
3.Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязан -ностей. Они могут быть установлены как Трудовым кодексом, правилами внутрен -него трудового распорядка, должностными инструкциями, действующими на пред- приятиях, в организациях, так и уставами, правилами, положениями, адресоваными специальным категориям работников (например, работникам гражданской авиации или военнослужащим). К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники, совершившие дисциплинарный проступок. Следовательно, основанием дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок, совершен -ный конкретным работником. Дисциплинарным проступком признается противоп -равное, виновное неисполнение работником своих обязанностей. Общая дисципли- нарная ответственность распространяется на всех работников, кроме тех для кого предусмотрена специальная дисциплинарная ответственность. Мерой принуждения в дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Налагать дисциплинарное взыскание имеет право администрация предприятия.
4.
Материальная ответственность связана
с ущербом, причиненным работником предприятия.
Факт нахождения на службе и выполнение
им трудовых обязаннос -тей в интересах
данного предприятия как бы «смягчает»
его участь: он обязан