Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:15, реферат
Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.
Введение
1.Виды форм государственного устройства
2.Унитарное и федеративное государство: отличие и сходство
3.Проблемы и решения государственного устройства Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.Виды
форм государственного
2.Унитарное и федеративное государство: отличие и сходство
3.Проблемы
и решения государственного
Заключение
Список
литературы
Введение
Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. Наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.
Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.
В
юридической литературе данный вопрос
всегда рассматривался через призму
формы государства вообще. В советской
литературе долгое время проблеме формы
государства уделялось недостаточное
внимание, только в шестидесятые годы
данная проблема стала анализироваться
не только в учебной литературе, стали
появляться специально посвященные ей
работы в связи с заметно возрастающим
интересом к проблеме государственных
форм вообще, и социалистических форм
государства в частности. Среди современных
исследователей, занимающихся этой проблемой,
хотелось бы отметить следующих: Чиркин
В.Е., Умнова И.А., Тепс Д., Лысенко В.Н., Карапетян
Л.М., Иванов В.В., Венгеров А.Б. и др. Кроме
того этот вопрос освещается в учебных
пособиях для студентов правовых вузов.
Например, это учебники под редакцией
Магницкой Е.В., Шкатуллы В.И., Марченко
М.Н., Матузова Н.И., Пиколкина А.С. и т.д.
1.
Виды форм государственного
устройства
На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств.
Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.
1.
Унитарное государство - единое, централизованное
государство, составные части которого
не обладают суверенностью и представляют
собой административно-
В
унитарном государстве единая законодательная,
исполнительная и судебная власть.
Для него характерны наличие единого
законодательства и правовой системы,
наличие единой системы налогообложения.
В административно-
В
демократических унитарных
2.Федеративное государство. В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:
Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.
Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит от того, как складывается федерация:
1 вариант. Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Примером такого способа образования федерации является США.
2 вариант. Либо единое государство разделяется на части, либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, - те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.
При 1 варианте объем полномочий субъектов федерации будет выше.
Существует два вида федераций: национальная и территориальная. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.
Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.
Территориальная:
Примером
территориальной федерации
Национальная:
В настоящее время национальной федерацией является Индия.
Ряд исследователей выделяет также смешанный тип федеративного устройства, к такому типу относится форма государственного устройства России. Применительно к российскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус субъектов различается.
2. Унитарное и федеративное
государство: отличие
и сходство
Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства - субъекты федерации. Слово "штат", входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, не что иное, как "государство". Соответственно для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.
Этот
критерий помогает и в случаях, когда различие
между унитаризмом и федерализмом в конкретном
государстве весьма невелико, как, например,
в федеративных Венесуэле или Канаде,
где штаты, не имеют конституций, а также
в унитарных Испании или Италии, где высшие
территориальные единицы также обладают
государственной автономией.
3.Проблемы и решения
государственного устройства
Российской Федерации
народа к самобытности земель с тем, чтобы между
землями образовалась и поддерживалась неустанно
связь. Так, Русь стремилась к федерации, и
федерация была формою, в которую она
начала облекаться…»
Н.И.
Костомаров.
В
становлении российского
В плане политического устройства идея федерализма возникла в начале 19 века в связи с надеждами передовых представителей российского общества на серьезность либеральных намерений Александра I. Еще тогда член союза русских рыцарей граф М.А. Дмитриев-Мамонов предлагал проект разделения Российской империи на 13 крупных единиц.
Представители Северного тайного общества декабристов также видели будущее России как правового государства, построенного по федеральному принципу. В обоих проектах конституции Н. Муравьева содержится подробный план федеративного устройства России...