Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 06:39, курсовая работа
Всякий ли след традиционно мусульманского права исчез в мусульманских странах, которые, казалось бы, все более строят свое право на западный манер? И следует ли поэтому вычеркнуть теперь мусульманское право из числа крупных правовых систем современного мира? Каков бы ни был прогресс, достигнутый в мусульманских странах по перестройке права по западному образцу, мы должны остерегаться таких выводов. Наиболее опытные авторы также предостерегают нас от этого. «Последним словом в дискуссии о рецепции западных институтов, – говорит Л. Миллио, – будет, вероятно... их исламизация».
Введение
Глава 1. Понятие и развитие мусульманского права
2.2 Понятие и признаки мусульманского права
2.2 Возникновение и развитие мусульманского права
Глава 2. Вестернизация в мусульманском праве
2.1. Вестернизация как правовое явление
2.2. Модели вестернизации, исторические примеры
a) Турция (20-е годы 20 века)
b) Ливия 60-е годы )
Заключение
Список используемой литературы
Начну с того, что как бы не старались многие восточные и мусульманские страны убедить мир в том, что они не будут развиваться по образцу Западной цивилизации, и что у них есть свой особый путь, на мой взгляд, история говорит об обратном. Разница лишь в том, что все эти страны сейчас стоят на разных ступенях исторического развития, в разных общественных формациях, которые Запад уже прошел. Он уже живет в постиндустриальном, информационном обществе.
Например, в Новой Гвинее существует родо-племенной строй, и там еще 20 лет назад каннибализм считался нормой, но эта страна в отличие от Татарстана – суверенное государство. В Йемене царит крутой феодализм. Россия переживает деиндустриализацию и катится к аграрному обществу, буржуазная революция в ней так и не произошла. Она со своей компрадорской элитой превращается в сырьевой придаток Запада. Образно говоря, ее можно назвать «больным человеком Европы». До 1961 года в России господствовал рабовладельческие строй, затем наступил феодальный, крестьян поставили в полную зависимость от государства. Только в 60-е годы ХХ века крестьянам стали выдавать паспорта и разрешать выезжать из деревень. Сейчас же Россией правит авторитарный режим, обслуживающий узкий круг бюрократии и сырьевых магнатов...
Главной бедой России является то, что в ней так и не сформировался широкий слой средней и мелкой буржуазии как социальный класс, который и являлся бы носителем и генератором буржуазных свобод и реальных, а не кремлевских деланных политических партий. Создание этого класса и есть модернизация в России, а не какое-то потемкинское Сколково. Кстати, с этими процессами связана и проблема формирования русских как нации и выработки их реальной национальной идеологии. Но сырьевые магнаты и крупные бюрократы зорко следят, чтобы этого не произошло. Россия крепко застряла на подступах к индустриальному капиталистическому обществу.
Что же касается мусульманских стран, то при их переходе от феодализма к буржуазному обществу они брали себе все надстроечные атрибуты индустриального строя (например, вместо исламской идеологии брали на вооружение идеологию национализма, вместо религиозных наук – светские секуляризированные науки из Европы), но парадокс был в том, что в этих странах не существовало самой буржуазии как класса. Кстати, у России – та же беда, что и у мусульман. В силу этого власть брали в руки военные и бюрократия и под флагами авторитарных режимов пытались проводить буржуазные реформы сверху.
Если в Европе переход от феодализма к капитализму проходил долго и естественным путем, то на Востоке этот переход пытались осуществить быстро и по европейским лекалам, то есть, он носил несколько искусственный характер.
Первой из мусульманских стран от феодальных пут в 20-х годах ХХ века начинает освобождаться Турция, затем в 50-60-е годы этим же путем пошли большинство арабских стран.
Итак, при
переходе от феодального общества к
буржуазному мусульманские
Конечно эта идеология и реальная политика Ататюрка сыграли свою великую историческую роль в развитии Турции и турецкой нации, но постепенно реалии менялись и кемализм к концу ХХ века со своей политикой этатизма привел экономику страны к застою и кризису. Кемализм как буржуазная идеология существовал, а самой буржуазии как класса не было.
В связи с этим интересна мысль французского исследователя творчества Ю.Акчуры Франсуа Жоржона, который так объясняет этот факт: "То сопротивление и неприятие национальной буржуазной идеологии, на внедрение которой в Турции немало усилий прилагал Ю.Акчура, было социальным неприятием. Татарский (буржуазный) стиль в широких масштабах не прививался на османской почве. Ведь еще в 60-х годах XX века среди интеллигенции велись споры о том, существует или нет в Турции буржуазия!».
К этому времени у турецкой идеологии кемализма (и его составляющей - национализма) не было выработано своей мировоззренческой и философской базы, как например, у немецкого национализма (Гегель, Шопенгауэр, Ницше).
Вторым минусом кемализма было то, что кемалисты на базе принципа «народности» (один из шести принципов идеологии кемализма) не способствовали созданию широкого слоя мелкой и средней буржуазии, т. е. среднего класса. Формирование этого широкого зажиточного слоя началось лишь в 80-90 –годы ХХ века под флагом ислама, у которого к тому же была и своя мировоззренческая база в виде исламского учения. Исламисты, по сути, уловили ход эволюционного развития общества к буржуазности, к социальным переменам. Ислам здесь выступил в роли гуманизатора капитализма, то есть он начал создавать народный турецкий капитализм с человеческим лицом.
Таким
образом, Турция стала первой мусульманской
страной, вступившей в новую индустриально-
Сейчас кемализм в сцепке с исламом должен создать новый более гибкий идеологический механизм, опираясь как на светскую национальную мысль, так и на современную интерпретацию исламского мировозрения.
Если сравнивать арабские страны с Турцией, то она никогда не была колонией Запада, и она начала отход от феодализма на 40 лет раньше арабов. Сейчас Турция обладает развитой и современной промышленностью. Объем производства довольно значительный.
Валовый же объем совокупной продукции всех 22-х арабских стран даже несколько уступает валовой продукции одной 35-милионной Испании. При том госсектор в экономике арабских стран в среднем составляет около 65 %, а в Турции – всего около 12 %.
В арабских
странах последние волнения также
говорят о том, что авторитаризм
бюрократических элит исчерпал себя,
и назревает переход к
Когда М. Каддафи в самом начале сильно прижали оппозиционеры, первое, что он сделал – отменил все налоги для бизнесменов. Это говорит о том, что этому слою не давали в стране естественно развиваться. Но тот факт, что оппозиция в арабских странах четко не структурирована, у нее нет своих реальных политических партий и программ, говорит о том, что у арабов буржуазия как класс еще не образовался. Путем усиленных бомбардировок Ливии Запад хочет произвести преждевременные роды буржуазии в арабском мире, но вместо здорового ребенка, он может получить изуродованное полуживое существо или еще хуже - выкидыш. Все нужно делать в свое время. В Росси эти преждевременные роды также производили по модели Чубайса и Гайдара, подкрепленной указами Ельцина, в итоге получили полностью аморальный слой людей, создавших криминальное государство. При всем этом, хотелось бы еще, конечно, знать и истинные цели Запада. Ведь всем известно, когда где-то вода становится мутной, всяк норовит ловить в ней свою рыбку.
Мне кажется, что для настоящей буржуазной модернизации в арабском мире, даже при теперешних авторитарных режимах, необходимо наращивать производство, чтобы чем-то занять быстро растущее население и создать систему контроля над рождаемостью. Дать зеленый свет частному сектору. Арабы должны начать работать так же интенсивно как и турки. Как раз два режима в арабском мире, которые избрали этот путь, а именно: государство Арабские Эмираты и королевство Марокко, избежали революций. Они как и Турция во времена Кемаля Ататюрка, пошли путем интенсивного развития промышленности, к этому присовокупили еще и индустрию туризма. Возможно, именно эти две арабские страны вслед за Турцией перейдут к индустриально-буржуазному обществу, со всеми его надстроечными атрибутами.
Но опыт Турции показал, что при подобном переходе ислам нельзя просто закрыть на ключ в старом чулане, как говорится, с глаз долой, а надо его взять в союзники нового буржуазного общества и использовать его богатый мировоззренческий, особенно гуманистический и нравственный потенциал. Он должен стать самым верным другом национализма.
И вот
тут необходимо сказать следующее.
Как мне кажется, в силу определенных исторических
условий, самым гибким, изощренным и самым
буржуазным был ислам в татарском обществе
начала ХХ века, есть попытки создания
и современных наработок татарского ислама.
Образно говоря, рациональный и всегда
находившийся в союзе с национализмом
несколько элитарный татарский ислам
в одной упряжке с турецким исламом Фетхуллаха
Гюлена, замешанном на нравственности,
гуманизме и толерантности и обращенном
к широким массам, мог бы сыграть важную
роль в модернизации мусульманского мира
в XXI веке.
В 60—70-х
годах XX века в странах арабо-мусульманского
Востока получили широкое распространение
теории «социализма национального
типа», которые стали наименоваться
«исламским социализмом». В основу
данного социализма легли принципы национализма,
религии и равноправия, столь близкие
и родные арабскому сердцу. Поэтому неудивительно,
что в 60-е годы большинство стран арабского
Востока были охвачены пламенем революций,
народных восстаний и государственных
переворотов. Не стала исключением в этой
череде и Ливия, в которой 1 сентября 1969 г.
группа офицеров ливийской армии, входивших
в «Движение свободных офицеров-юнионистов-
Антиимпериалистическая направленность ливийской революции проявилась довольно отчетливо уже в первые месяцы существования нового режима. 7 октября 1969 года на 24-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН постоянный представитель Ливии заявил о намерении ливийцев ликвидировать на своей земле все иностранные базы.
Вслед
за этим ливийское руководство
Первые итоги и ближайшие задачи ливийской революции были закреплены в обнародованной 11 декабря 1969 года Временной конституционной декларации. Ислам объявлялся официальной государственной религией. Одной из главных целей революции провозглашалось построение социализма, основанного на «религии, морали и патриотизме». Добиться этого Каддафи и его соратники намеревались путем «обеспечения социальной справедливости, высокого уровня производства, ликвидации всех форм эксплуатации и справедливого распределения национальных богатств».
Совет революционного командования наделялся функциями главного звена политической организации общества с правом назначать кабинет министров, объявлять войну и заключать договоры, издавать имевшие силу законов декреты, которые касались основных аспектов внутренней жизни и внешней политики государства. Председатель СРК Каддафи был назначен главой Ливийской Арабской Республики.7
В 1973 Каддафи организовал Арабский социалистический союз (АСС), ставший единственной легальной политической организацией в стране. В 1977 Всеобщий народный конгресс (ВНК), представляющий многочисленные народные комитеты, принят декрет («Декларацию Себхи») об установлении в Ливии «режима народной власти» (т. н. прямая народная демократия); страна была переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Был также переименован и СРК, трансформированный в Генеральный секретариат Конгресса. АСС фактически слился с аппаратом ВНК. В генеральный секретариат ВНК были избраны Каддафи (генеральный секретарь) и четверо его ближайших соратников — майор Абдель Салам Ахмед Джеллуд, генералы Абу Бакр Юнес Джабер, Мустафа аль-Харруби и Хувейлди аль-Хмейди.
Ровно через два года пятерка лидеров ушла в отставку с государственных постов, уступив их профессиональным управленцам. С тех пор Каддафи официально именуется Лидером ливийской революции, а вся пятерка вождей — Революционным руководством. В политической структуре Ливии появились Революционные комитеты, призванные проводить через систему народных конгрессов политическую линию революционного руководства.
Заключение
Всякий ли след традиционно мусульманского права исчез в мусульманских странах, которые, казалось бы, все более строят свое право на западный манер? И следует ли поэтому вычеркнуть теперь мусульманское право из числа крупных правовых систем современного мира? Каков бы ни был прогресс, достигнутый в мусульманских странах по перестройке права по западному образцу, мы должны остерегаться таких выводов. Наиболее опытные авторы также предостерегают нас от этого. «Последним словом в дискуссии о рецепции западных институтов, – говорит Л. Миллио, – будет, вероятно... их исламизация». Андерсон также считает, что мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы как традиционного происхождения, так и воспринятые из западных стран8.