Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 06:39, курсовая работа
Всякий ли след традиционно мусульманского права исчез в мусульманских странах, которые, казалось бы, все более строят свое право на западный манер? И следует ли поэтому вычеркнуть теперь мусульманское право из числа крупных правовых систем современного мира? Каков бы ни был прогресс, достигнутый в мусульманских странах по перестройке права по западному образцу, мы должны остерегаться таких выводов. Наиболее опытные авторы также предостерегают нас от этого. «Последним словом в дискуссии о рецепции западных институтов, – говорит Л. Миллио, – будет, вероятно... их исламизация».
Введение
Глава 1. Понятие и развитие мусульманского права
2.2 Понятие и признаки мусульманского права
2.2 Возникновение и развитие мусульманского права
Глава 2. Вестернизация в мусульманском праве
2.1. Вестернизация как правовое явление
2.2. Модели вестернизации, исторические примеры
a) Турция (20-е годы 20 века)
b) Ливия 60-е годы )
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Всякий ли след традиционно мусульманского права исчез в мусульманских странах, которые, казалось бы, все более строят свое право на западный манер? И следует ли поэтому вычеркнуть теперь мусульманское право из числа крупных правовых систем современного мира? Каков бы ни был прогресс, достигнутый в мусульманских странах по перестройке права по западному образцу, мы должны остерегаться таких выводов. Наиболее опытные авторы также предостерегают нас от этого. «Последним словом в дискуссии о рецепции западных институтов, – говорит Л. Миллио, – будет, вероятно... их исламизация». Андерсон также считает, что мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы как традиционного происхождения, так и воспринятые из западных стран1.
Вестернизация мусульманского права влечет за собой потребность в его кодификации, но здесь возникает множество сложных проблем, касающихся изменения норм традиционного мусульманского права. Тем не менее, опыт такой кодификации уже имеется. В данном случае пальма первенства принадлежит иранскому Гражданскому кодексу 1927-1935 годов. Затем родственные кодексы были приняты в Сирии, Тунисе, Марокко, Египте и т. д.
Основным
тормозом на пути внедрения новых
правовых норм и соответствующих
институтов в мусульманских странах
является не столько религиозный, сколько
социально-экономический
Естественно, что в подобных условиях мусульманские идеологи и политики пытаются выработать программы решения назревших или назревающих социальных проблем. В связи с этим нельзя не отметить, что в настоящее время среди активных приверженцев ислама существует два основных течения - мусульмане-фундаменталисты и мусульмане-реформаторы. Те и другие преследуют в конечном итоге одну и ту же цель - принятие шариата в качестве основного закона государства. Расхождения между ними касаются лишь методов и путей ее достижения. Если одни считают допустимыми насильственные действия, то другие выступают в пользу сугубо мирных реформ.
Цель моей работы изучить влияние вестернизации на мусульманское право.
Задачи:
рассмотреть понятие
Будучи
составной частью ислама, мусульманское
право воспринималось и как система
норм, и как совершенная политико-
Мусульманское право - совокупность поддерживаемых государством религиозных, нравственных и правовых норм, ложившихся на основе ислама в толковании учеными - богословами и правоведами.2
География распространения мусульманского права обширна. Традиционно оно присутствует в государствах Арабского Востока (Иран, Ирак, Иордания, Турция, Кувейт и т.д.). Не менее традиционным оно является для мусульманских общин Африки (Сомали, Танзания, Кения и др.), Малайзии, Индонезии и ряда других стран.
По причине приверженности исламу влияние мусульманского права испытывают некоторые из балканских стран и регионов (например, Албания, Косово), ряд стран СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.), субъекты Российской Федерации (Татарстан, Ичкерия, Ингушетия и др.), а также мусульманское население Украины (крымские татары). В некоторых из них наблюдаются (разные по степени активности и глубине) процессы восстановления принципов и норм шариата. В государственных символах подчёркивается принадлежность к мусульманскому миру. Сегодня более 700 миллионов человек на вопрос «Кто ты по вере?» - отвечают арабским словом муслим: «Человек, исповедующий ислам», мусульманин.
Мусульманское право отнесено к религиозно-общинной группе религиозно-традиционного типа правовой системы по следующим причинам3:
1. Как своеобразный юридический феномен оно имеет откровенно религиозное содержание. Мусульманское право возникло в единстве с шариатом', представляющим собой важнейший компонент исламской религии. Его можно считать отдельной составной частью религии ислама.
Связь мусульманского права с религией ислама неоднозначна. С одной стороны, имеются правовые и религиозные нормы, совпадающие по своему содержанию и реализующиеся как религиозными учреждениями, так и государственными органами. С другой - государство, как своим авторитетом, так и принудительной силой, поддерживает не все религиозные нормы. Оно формирует большинство норм мусульманского права без непосредственной связи с религиозными учениями, способствует применению юридических норм не только мусульманскими судами, но м светскими судебными (светские суды) и правоохранительными (полиция) органами.
2. Мусульманское
право имеет религиозно - общинный
принцип применения. Оно действует,
прежде всего, во
Шариат (по араб. шариа — «путь следования» или «правильный путь к цели») — совокупность обязательных предписаний Аллаха, переданных через пророка Мухаммеда, воплощенных главным образом в Коране и сунне и определяющих образ мысли и поведения мусульманина. Шариат выступает в виде всеобъемлющей системы социального регулирования, которая охватывает разные категории норм — не только правовые, но и религиозные, моральные, бытовые, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Все эти нормы — обязательства, возложенные на мусульманина, а не права, которые он может иметь.
Признаки мусульманского права
1) казуистичность;
2) архаичность;
3) отсутствие систематизации;
4) особая классификация правонарушений: против основ религии и государства (хадд): вероотступничество, богохульство; против отдельных лиц: убийство, членовредительство, кража, употребление спиртного.
Убийство шариатом наказывалось смертной казнью. Но родственники убитого могли простить убийцу. Тогда «за душу убийцы» родственники убийцы должны были выплатить выкуп - 100 верблюдов. Телесные повреждения наказывались по талиону. За кражу отсекали руку. Употребление спиртного - посягательство на разум, который является одним из объектов правовой охраны. Оно наказывалось 40 ударами пальмовой ветвью; правонарушения, право выбора наказания за которые (тазир) принадлежит суду;
5) дуализм судебной власти: светские и религиозные суды (кади).
Особенности судопроизводства кади непрерывность судебного процесса; единоличное решение судебных споров; отсутствие принципиальных различий в рассмотрении гражданских и уголовных дел; широкие дискреционные полномочия судей, в том числе в отношении порядка судопроизводства; кади осуществляет надзор за распределением наследства, опекой и выполняет другие общественно важные функции.
Возникновение ислама связано с именем Мохаммеда (570— ок. 632 г. н. э.). Он провозглашал необходимость нового порядка, который прекратил бы межплеменную рознь. Все арабы независимо от своего происхождения должны объединиться в один народ. Их главой должен стать пророк. Для этого необходимо было признать новую религию.
Беднота приняла ислам, так как уже не верила в могущество племенных богов. Сначала движение было народным. Вскоре и представители родоплеменных и торговых верхов влились в исламское течение и вошли в состав правящей мусульманской элиты. В 20—30-е годы VII века мусульманская религиозная община была окончательно организована. Ее возглавил Мохаммед. Она создала военные отряды, которые вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. К середине VII века объединение Аравии было завершено. Так возник Арабский халифат. С этого времени формировалось мусульманское право — шариат (надлежащий путь) с его источниками — Кораном, Сунной и др.
Одним
из наиболее крупных явлений в
средневековой цивилизации на Востоке
стало мусульманское право (шариат).
Эта правовая система, которая со
временем приобрела мировое значение,
возникла и оформилась в рамках Арабского
халифата. Процесс ее развития был тесно
связан с эволюцией арабской государственности
от небольшой патриархально-религиозной
общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде)
до одной из крупнейших империй VIII—Хвв.
при династиях Омейядов и Аббасидов. После
падения Арабского халифата мусульманское
право не только не потеряло свое былое
значение, но приобрело как бы "вторую
жизнь" (подобно римскому праву в средневековой
Европе) и стало действующим правом в целом
ряде средневековых стран Азии и Африки,
принявших в той или иной степени ислам
(Египет, Индия, Оттоманская империя и
т.д.).Мусульманское право вобрало в себя
многие элементы предшествующих правовых
культур Востока, в частности правовые
обычаи и традиции, действовавшие в доисламской
Аравии и на завоеванных арабами территориях.
Так, при Омейядах некоторое время продолжало
применяться право сасанидского Ирана,
Византии, а также частично и римское право.
Все эти источники оказали некоторое,
хотя внешне и малозаметное влияние на
становление шариата, символизируя тем
самым связь восточной и западной цивилизаций.
Но не они определили в конечном счете
неповторимость и своеобразие шариата
как самостоятельной и оригинальной правовой
системы. Исключительно важную роль в
становлении шариата сыграла деятельность
Мухаммеда и первых четырех так называемых
праведных халифов, при которых путем
толкования заповедей, высказываний и
поступков пророка были составлены священные
книги мусульман —Коран и Сунна.Шариат
с самого начала сложился и развивался
(по крайней мере в первые два века) как
строго конфессиональное право. Оно было
органически слито с теологией ислама,
пронизано его религиозно-этическими
представлениями. Согласно исламу, правовые
установления рассматриваются в качестве
частицы единого божественного порядка
и закона, которым управляется мир. Особенно
на первых порах шариат в целом и его собственно
доктринально-нормативная часть (фикх)
вобрали в себя не только правовые установления,
но и религиозную догматику и мораль. Такая
слитность (синкретизм, нерасчлененность)
шариата нашла свое специфическое выражение
в .том, что его нормы (правила, предписания),
с одной стороны, регулировали общественные
("человеческие") отношения, а с другой
— определяли отношения мусульман с Аллахом
(ибадат). Введение в шариат божественного
проведения и религиозно-нравственного
начала нашло свое отражение в своеобразии
правопонимания, а также оценке правомерного
и неправомерного поведения. Так, тесная
связь права с теологией ислама нашла
свое выражение в установлении в шариате
пяти видов действий мусульманина, которым
придавался в равной мере правовой и морально-религиозный
смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные,
предосудительные, но не влекущие за собой
применения наказания, запрещенные и подлежащие
наказанию. Признание божественного предопределения
в шариате с неизбежностью породило и
большую значимость вопроса о свободе
воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся
по этому поводу религиозно-философские
школы заняли разную позицию. Так, одна
из этих школ (джабариты) вообще отрицала
свободу воли человека. Для шариата, особенно
на первых стадиях его развития, характерно
внимание не к правам мусульманина, а к
его обязанностям по отношению к Аллаху.
Нормы, содержащие такие обязанности,
достаточно широко представлены в шариате,
и они определяли всю жизнь правоверного
мусульманина (ежедневное совершение
молитвы, соблюдение поста и правил захоронения
и т.д.). Не случайно особенностью норм,
составляющих шариат, является то, что
они применяются только к мусульманам
и в отношениях между мусульманами. Раннему
исламу и шариату были присущи установления
(нормы), восходящие еще к общинному строю,
содержащие элементы коллективизма, милосердия,
заботы о калеках и иных обездоленных.
Но в шариате нашли свое отражение и представления
о бессилии человека перед богом, о вытекающей
отсюда созерцательности и покорности.
В Коране особенно подчеркивалась необходимость
для мусульманина проявлять терпение
и смирение: "Терпите, ведь Аллах с терпеливыми".
Таким же образом в шариате закреплялась
обязанность мусульманина подчиняться
халифу и государственной власти: "Повинуйтесь
Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям
власти среди Вас"5. Мистико-религиозная
оболочка шариата обусловила большое
своеобразие составляющих его собственно
правовых конструкций и понятий, тормозила
формирование в нем рационалистических
начал и логически обоснованной внутренней
системы, как это имело место в римском
праве. Однако к VIII—IX вв., когда шариат
перерастает рамки патриархально-общинного
и племенного восприятия мира и сталкивается
с феодализирующимися общественными отношениями,
он, благодаря активной деятельности мусульманских
богословов-правоведов, все в большей
степени движется от божественного правопонимания
к рационалистическому, от казуальных
методов выведения правовых норм — к логико-системным.
Мусульманские ученые-юристы, не порывая
с основополагающими и традиционными
началами шариата, выработали целую серию
новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих
сугубо юридическую природу. Из них особую
известность и авторитет в мусульманском
мире приобрели Абу Ханифа, получивший
титул "великого учителя" (умер в
767 году), Малик ибн Анас (умер в 795 году),
Мухаммед ибн Идрис Шафии (умер в 820 году),
Ахмед ибн Ханбаль (умер в 855 году).Доктринальная
разработка мусульманского права учеными-юристами,
внося в него логико-рационалистическое
начало и имея ' своим следствием создание
огромной массы новых правовых норм (усложнение
фикха), не означала разрыва с классическим
исламом, выраженным в Коране и в Сунне.
Наоборот, презюмировалось, что такие
новые нормы и доктрины являются истинными,
идущими от ортодоксального ислама, если
только они не извращены в самой судебной
практике муфтиев и муджтахидов. Таким
образом, в шариате сформировались представления
о том, что ислам дает нормативные ориентиры
на все случаи жизни и что правильное следование
ему исключает возможность внутреннего
противоречия между правовыми нормами,
даже если внешне они исключают друг друга.
Одной из характерных черт средневекового
мусульманского права (особенно в первые
века) была его относительная целостность.
Вместе с представлениями о едином боге
— Аллахе — утвердилась идея единого
правового порядка, имеющего универсальный
характер. мусульманское право по мере
расширения границ халифата распространяло
свое действие на новые территории. Но
оно на первый план выдвигало не территориальный,
а конфессиональный принцип. Мусульманин,
находясь в любой Другой стране (например,
с торговыми целями), должен был соблюдать
шариат, сохранять верность исламу. Постепенно
с распространением ислама и превращением
его в одну из основных религий мира шариат
стал своеобразной мировой системой права.
Это заметно отличало его от права западноевропейских
средневековых государств, для которого
были характерны такие черты, как партикуляризм,
ограниченные сферы действия, внутренняя
несогласованность и т.д.Как конфессиональное
право шариат отличался и от канонического
права в странах Европы в том отношении,
что он регулировал не строго очерченные
сферы общественной и церковной жизни,
а выступал в качестве всеохватывающей
и всеобъемлющей нормативной системы,
утвердившейся в целом ряде стран Азии
и Африки. Со временем нормы шариата вышли
далеко за пределы Ближнего и Среднего
Востока, распространили свое действие
на Среднюю Азию и часть Закавказья, на
Северную, а также частично Восточную
и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной
Азии. Однако столь, бурное и широкое распространение
ислама и шариата повлекло за собой и все
большее проявление в нем местных особенностей
и различий при толковании отдельных правовых
институтов и решений конкретных правовых
споров. Так, со временем с утверждением
двух главных направлений в исламе соответствующим
образом произошел раскол в шариате, где
наряду с ортодоксальным направлением
(суннизм) возникло и другое направление
— шиизм, которое вплоть до настоящего
времени имеет доминирующие позиции в
Иране, а также частично в Ливане и Йемене.
Противоборство между этими направлениями
нашло свое закрепление и в правовых нормах,
касающихся самых разных сторон жизни
государства и общества. Так, в шиизме
предусматривается правовой порядок передачи
государственной власти по наследству,
сосредоточение светского и религиозного
авторитета в руках духовных лиц — имамов,
считавшихся непогрешимыми. Более того,
шииты признавали только те предания о
пророке Мухаммеде, в том числе являвшиеся
для них правовыми указаниями, которые
восходили к последнему праведному халифу
— Али. Постепенно и сторонники ортодоксального
направления шариата (сунниты) сгруппировались
в четыре основных толка (маз-хаба), представлявших
собой по существу самостоятельные правовые
школы, связанные с именами перечисленных
выше четырех виднейших мусульманских
правоведов: ханифиты, маликиты, шафииты,
ханбалиты. Наиболее распространенный
из них ханифитский мазхаб (от Абу Ханифа)
имел своих последователей прежде всего
в таких странах, как Египет. Турция, Индия,
а также на территории нашей страны. Деятельность
основных школ - мазхабов способствовала
дальнейшему развитию мусульманского
права, рациональному осмыслению новых
явлений общественной жизни, выработке
целого ряда абстрактных правил, отказу
от некоторых явно устаревших ("пережиточных
норм"). Но постепенно углублялись противоречия
и расхождения между этими школами по
важнейшим вопросам права. Ряд самостоятельных
школ возник и на базе шиизма: исмаилитская,
джафаритская, зейдитская и др. Таким образом,
к концу средневековья шариат, доктринальная
и нормативная основа которого усложнилась
и претерпела существенные изменения,
стал чрезвычайно сложным и необычным
правовым явлением.
Вестернизация
– это не только «цивилизационный
империализм» Запада, выраженный в идеологии
и практике ориентализма, это, в том числе,
форма государственного национализма
ведущих европейских держав, реализующих
в колониях и за их пределами свои глобальные
интересы. Начиная со второй половины
XVIII и до середины XIX века, реализуя
патерналистскую и цивилизаторскую миссию,
португальцы, испанцы, французы или англичане
не просто были уверены, что завоеванный
ими мир когда-нибудь станет частью их
собственной цивилизации, а прежде всего
– частью их собственной нации. Тем не
менее, серьезно вестернизировать многомиллионное
население колоний европейским империям
и США не удалось. Для этого надо было импортировать
туда «европейский рационализм», «демократию»
и «гражданское общество», осуществить
финансово–экономическую, политическую
и главное социокультурную интеграцию
антропологически, религиозно и культурно
отличных от европейцев людей то, что в
странах Западной Европы заняло не одно
столетие. Для многих коренных народов
Азии, Африки и Америки, с характерными
для них традиционными формами жизни и
Теоретико-концептуальный анализ процессов
вестернизации и модернизации «непонятийными
культурами», это означало инверсионный
переход в новую, параллельную им, социальную
реальность –прыжок через столетия собственного
естественно-исторического развития.
Вестернизация народов «споткнулась»,
с одной стороны, о социокультурное сопротивление
подавляющей массы населения колоний,
а с другой – об интересы финансово-экономических
и промышленных элит «метрополий»,
стремившихся использовать имперскую
политическую конструкцию не для создания
общего экономического и правового пространства
для колоний и метрополий, а для обслуживания
сосредоточенного в метрополиях национального
капитала. Таким образом, до середины XX
века в основе процессов вестернизации
был единый технологический способ производства,
поставляемый Европой, а важнейшей сферой
влияния вестернизации была экономика.
Во второй половине XX века на первый план
процессов вестернизации вышла политика,
точнее, внешняя политика, проводимая
Соединенными Штатами Америки. Началось
активное распространение по всему миру
«американской идеи», с целью создания
глобальной империи под ее руководством.