Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 11:03, реферат
При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство.
Введение 3
I. Понятие тоталитаризма 4
II. Предпосылки возникновения тоталитаризма 5
III. Пять основных признаков тоталитаризма 7
1. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве 8
2. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве 10
3. Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима 13
4. Террор - логическое продолжение тоталитарной пропаганды 15
5. Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве 15
IV. Основные формы тоталитаризма 17
Заключение 19
Литература 20
Жесткая централизация
и террор позволяли в Германии
тесно связанным с режимом
монополиям извлекать максимальные
прибыли при минимальных
Тоталитарным характером собственности, как и слишком значительной ролью, которую в экономике играла идеология, можно объяснить особую ситуацию с производителями при коммунизме. Свобода труда в Советском Союзе была ограничена сразу после революции, а полностью с ней было покончено в
1940 году.
Постоянно использовались
трудовые лагеря, где в полной мере
был использован голод как
важнейший стимул к труду. Границ
между лагерями и фабричным трудом
практически не было.
Трудовые лагеря
и разного рода "добровольные"
трудовые акции, например субботники,
обязательные сверхурочные, являлись
тяжелейшей, крайней формой несвободного
труда. Они могли иметь временный
характер, сам же несвободный труд
- явление при коммунизме постоянное,
в зависимости от потребностей момента
более или менее ярко выраженное.
Работник был поставлен
в такое положение, что свой товар
- рабочую силу он должен был продавать
на не зависящих от него условиях без
возможности найти другого, лучшего
работодателя.
Партийная бюрократия,
монопольно владея природными ресурсами,
осуществляя политическую диктатуру,
обрела право диктовать, на каких
и в каких условиях люди будут
трудиться.
При такой системе
невозможны свободные профсоюзы, а
забастовки - явление исключительное.
Отсутствие забастовок коммунисты объясняли тем, что рабочий класс якобы находится у власти и опосредованно - через "свое" государство и "авангард"
– КПСС – является
собственником средств
Настоящая причина в том, что партбюрократия располагала всеми ресурсами
(и аппаратом подавления
в том числе) и, главное,
Забастовки - проблема, скорее политическая, нежели экономическая. А в
Советском Союзе
проблем нет: именно для того чтобы
скрыть их, произошел расстрел мирной
демонстрации в Новочеркасске в
1962 году. Об этом не узнали бы, если б
не А.И.Солженицын, рассказавший всему
миру об этом.
Как только все материальные
богатства были сосредоточены в
одних руках, возникла необходимость
планирования. Центр тяжести планирования
в любой коммунистической системе
был на отраслях, имеющих решающее
значение для политической стабильности
режима. Ими были тяжелая и военная
промышленность; им было подчинено
все. Как следствие, возникала неизбежная
несбалансированность и различные
перекосы.
Идеологические и
политические мотивы в большей степени,
чем интересы национальной экономики
как единого целого, являлись движущей
силой коммунистического
Именно эти мотивы
являлись доминирующими каждый раз,
когда режим должен был выбирать
между экономическим
Основные формы
тоталитаризма
В зависимости от
господствующей идеологии тоталитаризм
обычно подразделяют на коммунизм, фашизм
и национал-социализм.
Коммунизм (социализм)
в большей степени, чем другие
разновидности тоталитаризма, выражает
основные черты этого строя, поскольку
предполагает абсолютную власть государства,
полное устранение частной собственности
и, следовательно, всякой автономии
личности. Несмотря на преимущественно
тоталитарные формы политической организации
социалистической системе присущи
и гуманные политические цели. Так,
например, в СССР резко повысился
уровень образования народа, стали
доступными доля него достижения науки
и культуры, была обеспечена социальная
защищенность населения, развивалась
экономика, космическая и военная
промышленность и т.д., резко сократился
уровень преступности, к тому же
на протяжении десятилетий система
почти не прибегала к массовым
репрессиям.
Фашизм - право-экстремистское
политическое движение, возникшее в
обстановке революционных процессов,
охвативших страны Западной Европы после
первой мировой войны и победы
революции в России. Впервые он
был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский
фашизм тяготел к возрождению
величия Римской империи, установлению
порядка, твердой государственной
власти. Фашизм претендует на восстановление
или очищение “народной души”, обеспечение
коллективной идентичности на культурной
или этнической почве. К концу 30-х
годов фашистские режимы утвердились
в Италии, Германии, Португалии, Испании
и ряде стран Восточной и Центральной
Европы. При всех своих национальных
особенностях фашизм везде был одинаков:
он выражал интересы наиболее реакционных
кругов капиталистического общества,
оказывавших фашистским движениям
финансовую и политическую поддержку,
стремящихся использовать их для
подавления революционных выступлений
трудящихся масс, сохранения существующего
строя и осуществления своих
имперских амбиций на международной
арене.
Большинство политологов
сходится во мнении о единстве происхождения
фашизма и коммунизма. Даже такие
противопоставления как теория классовой
борьбы и национально-расовая идея,
интернационализм и национализм
выполняли одинаковые функции.
В марксизме национализм
представляет собой побочный продукт
капиталистического развития, которому
противопоставляется идея интернационализма.
Подавление национального начала входило
интегральной частью в культуру тоталитаризма
в СССР. Советские люди были объявлены
членами "новой исторической общности"
в лице интернационального советского
народа. Эта идеология приобрела
в своеобразно перевёрнутой форме
функции национализма и служила
потребности сохранения целостности
СССР в условиях сепаратистских устремлений
отдельных национальных регионов.
Что касается фашизма,
то в нём произошло органическое
слияние социализма и национализма.
Расизм и национализм в фашизме
сыграли роль, аналогичную той, которую
сыграли теория классовой борьбы
и идея интернационализма в
Таким образом, и
интернационализм и национализм
были поставлены на службу идентичным
целям: обоснования и идеологического
обслуживания тоталитарных режимов
фашистского и
Третья разновидность
тоталитаризма - национал-социализм. Как
реальный политический и общественный
строй он возник в Германии в 1933 г.
Цель: мировое господство арийской
расы и социальное предпочтение - германская
нация. Если в коммунистических системах
агрессивность направлена прежде всего
вовнутрь - против собственных граждан
(классового врага), то в национал-социализме
- вовне, против других народов.
И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения.
Тоталитаризм - закрытое
общество, не приспособленное к современному
качественному обновлению, учету
новых требований непрерывно изменяющегося
мира.
Заключение
За последние 20 лет
очень много недемократических:
тоталитарных и авторитарных режимов
распалось или
Тем народам, которые
готовы к индивидуальной свободе
и ответственности, ограничению
собственного эгоизма, уважению закона
и прав человека, демократия действительно
создает наилучшие возможности
Список литературы
:
. Джилас М. Лицо
тоталитаризма. //М. :"Новости", 1992.
. Семыкина Т. В.
Политические режимы. //Методические
рекомендации.
//М. , 1994.
. Солженицын А.
И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М. , :Центр
"Новый мир"-
1990.
. Основы политологии.
Под ред. В Л.Пугачева. М, 1992.
. Хайек Ф.А. Дорога
к рабству. Новый мир, 1991, №№ 7-8.
. Власть и демократия:
Зарубежные учёные о
-----------------------
[1] Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М. , :Центр "Новый мир" - 1990, стр. 220.
[2] Гозман Л. , Эткинд
А. От культа власти к культу
людей. Психология