Типы и формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 10:23, реферат

Описание работы

Под понятием российской государственности следует разуметь не синоним Российского государства, а возникновение и развитие Российского государства, его различные типы, формы и функции на различных этапах развития истории России, преемственность и обновление политической, структурной и территориальной организации российского общества, словом, государственно - правовые процессы, происходящие в течение длительного периода жизнедеятельности русского этноса.
И вместе с тем еще раз обратим внимание на то, как важно для теоретического осмысления государственности России вести отсчет логического охвата государственно-правовых процессов не с 1917-го или 1985-го и тем более с 1991 года, а углубляясь в даль веков, в возникновение первых российских городов-государств, в столь значимые государственно-правовые реформы, проведенные Петром Первым, в реформы Екатерины II, Александра II, и других великих преобразователей России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Типы и формы государства

1.1 Форма правления

1.2 Форма государственного устройства

1.3 Формы государственного режима


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Типы и формы государства.docx

— 33.48 Кб (Скачать)

Б) Федерация - это добровольное объединение  нескольких ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство. Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием  в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими  процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, не смотря на это  можно выделить ряд признаков, которые  характерны для большинства федераций.

 

1. Верховная законодательная, исполнительная  и судебная власть принадлежит  федеральным органам государственной  власти.

 

2. Конституция разграничивает полномочия  субъектов и самой федерации. 

 

3. Территория федерации состоит  их:

а) Субъектов, которые по-разному  называются.

б) Соответственно субъекты из административно- территориальных единиц.

 

4. Субъекты федерации могут принимать  свои конституции, законы, постановления  и другие нормативно-правовые  акты. Они имеют свои высшие  органы представительной, исполнительной  и судебной власти, которые действуют  только на территории субъекта  данной федерации. 

 

5. Зачастую имеется двойное гражданство,  то есть субъект федерации  наделяет проживающего на его  территории гражданина своим  гражданством, а гражданство федерации  этот человек уже имеет. Поэтому  получается у гражданина два  гражданства: гражданство субъекта  и гражданство федерации. 

 

6. Обычно от субъектов федерации  выделяются представители, которые  являются членами представительной  власти ; эти представители в своей  совокупности образуют законодательный  орган федерации, а точнее одну  его часть (палату) . Вторая часть  (палаты) всегда избирается народом. 

 

7. Внешнеполитическую государственную  деятельность осуществляют федеральные  органы, Они выступают на международной  арене от имени федерации. 

 

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.

 

- Территориальная федерация

 

Такая федерация характеризуется  значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации. Государственные  образования, составляющие территориальную  федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние  отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое  и фактическое разграничение  компетенции между субъектом  и федерацией определяется конституционными нормами. Субъекты федерации лишены права прямого представительства  в международных отношениях. Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых  странах и запрещает выход  из состава федерации без согласия всех остальных субъектов. Вооруженные  силы в территориальной федерации  едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации  является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных  сил.

 

- Национальная федерация 

 

Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще  все признаки федерации, но кроме  них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно  выделить ряд черт:

1) Субъектами такой федерации  являются национальные государства  и национально-государственные образования,  которые отличаются друг от  друга национальным составом  населения, культурой, бытом, традициями  и обычаями, религией и верованиями. 

2) Такого рода федерация строится  на принципе добровольного объединения  составляющих ее субъектов. 

3) Высшие государственные органы  национальной федерации формируются  из представителей субъектов  федерации, то есть центральная  власть создается для решения  проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации. 

4) Национальная федерация обеспечивает  государственный суверенитет больших  и малых наций, другими словами  их свобода и самостоятельное  развитие.

5) В национальной федерации особенностью  является правовое положение  ее субъектов. В такого рода  федерации есть понятие - «Право  наций на самоопределение». То  есть право национального субъекта  по своему усмотрению выйти  из состава федерации, если  он более не желает находиться  в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как правило, не требуется.

 

В) Конфедерация - это временный  юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

 

Признаки:

a) Конфедерация не имеет своих  общих законодательных, исполнительных  и судебных органов власти. Совместные  конфедеративные органы создаются  для решения экономических, социальных, оборонных вопросов, но не для  управления конфедерацией. 

б) Конфедерация не затрачивает гражданства  тех государств, которые находятся  во временном союзе.

в) Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого  бюджета, единой системы налогов. Эти  вопросы могут решаться едиными  конфедеральными органами власти.

г) Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования.

д) Обычно в конфедерациях создается  «прозрачные» границы, для пересечения  которой не требуется специальных  документов.

е) Но конфедерации недолговечны. Они  распадаются по достижении общих  целей либо превращаются в федерации.

 

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

 

1.3 Формы  государственного режима

 

Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов  осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть  политического режима, существующего  в обществе. Политический режим - понятие  более широкое, поскольку оно  включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы  деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские), поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия. Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

 

Антидемократические режимы

 

Антидемократические режимы - характеризуются  следующими признаками: - определяет характер государственной власти - это соотношение  государства и личности; - антидемократический  режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми  сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением; - ему свойственно  огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и  др.) ; - личность в антидемократическом  государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально  они могут провозглашаться даже в конституциях; - реально действует  примат государства над правом, что  является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал  в общественной жизни; - всеохватывающая  милитаризация общественной жизни; - игнорируют интересы государственных  образований, особенно национальных меньшинств; - не учитывает особенностей религиозных  убеждений населения.

 

Антидемократический режим может устанавливаться  как при монархической, так и  при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов  парламентаризма, он не согласуется  с парламентарной монархией и  республикой. Приводя к сильной  централизации государственной  власти, авторитарный режим не соглашается  с буржуазным федерализмом.

 

Демократический режим 

 

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются  методами существования власти, которые  реально обеспечивают свободное  развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим  демократической власти выражается в следующем: - режим представляет свободу личности в экономической  сфере, которая составляет основу материального  благополучия общества; - реальная гарантированность  прав и свобод граждан, их возможность  выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать  в культурных, научных и других общественных организациях; - создает  эффективную систему прямого  воздействия населения страны на характер государственной власти; - в демократическом государстве  личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся  под постоянной охраной правосудия; - власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства; - основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; - государственный режим  базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества. История знает  различные формы демократических  режимов. Наибольшее распространение  в настоящее время получил  режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический  режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев С. С. Государство  и право. - М.: Юрид. Лит., 2004.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. - М.: Юристъ, 1995.
  3. Владимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории Русского права. Ростов-на-Дону. «Феникс».,1995
  4. Комаров С. А., Общая теория государства и права учебник для вузов.- СПб.: Питер 2005.
  5. Лазарев В. В. Общая теория права и государства - М.: Юрист, 1994.
  6. Марченко М. Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
  7. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник. - М.: Высшая школа, - 2002.
  8. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. Лазерева В.В. - М.: Юристъ, 1996.
  9. Основы политической науки: Учебное пособие для Вузов. Часть 1 и 2. М.: Об-во «Знание», - 1999.
  10. Советский Энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1989.
  11. Сырых В. М., Теория государства и права учебник.- М.: Юстицинформ 2001.
  12. Тамбовцев В.Л. Государство как инициатор развития гражданского общества // Обществен. науки и современность. - 2007. - №2.
  13. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997.
  14. Храпанюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М. 1995.
  15. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З. М. Черниловского. - М: Фирма Гардарика, 1996.
  16. Червонюк В. И., Теория государства и права учебник для вузов.- М. : Инфра - М 2007.
  17. Четвернин В.А. Концепция советского правового государства // Право и власть. М., 1990.

 

 


Информация о работе Типы и формы государства