Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Государство – это исторически сложившаяся социальная система, которая управляет обществом. В истории каждого государства можно выделить определенные этапы развития, возникающие и прекращающиеся в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. В связи с этим большое значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, которая отражает историческое развитие государств, дозволяет объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Содержание

Введение……………………………………………………………...………..3
1. Понятие и сущность типологии государства………………………............5
1.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода………7
1.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода…..10
2. Характеристика нетрадиционных видов государства……………………12
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации. Все известные цивилизации делятся на первичные и вторичные.

В первичных  цивилизациях государство является составной частью базиса. Оно обеспечивает и политическое, и хозяйственно-экономическое, и социальное функционирование общества, являясь при этом командно-административной системой государственной власти. К таким цивилизациям относятся все древневосточные государства, такие как Египет, Персия, Шумеры, Вавилоны и др., эллинские: Спарта и Афины, а также римское и средневековое государства.

  Во  вторичных цивилизациях проявляется  различие между государственной  властью и культурно-религиозным комплексом. Власть уже не такая могущественная, как в первичных цивилизациях.  К вторичным цивилизациям относят: западноевропейскую, латиноамериканскую, восточноевропейскую, североамериканскую, буддийскую и др. Это государства Нового и Новейшего времени Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Латинской Америки и другие, а также современные государства. У каждого из этих подходов есть как преимущества, так и недостатки.

 
 
 
 
 
 

Характеристика  нетрадиционных видов  государства.

Переходное  государство не входит в типологию  формационного и цивилизационного подходов и является как бы промежуточным типом государства. Как пишет В. И. Червонюк, под переходным типом государства понимается его определенное, межтиповое состояние, возникающее при переходе от одного типа к другому.

Государства переходного типа возникают в результате социальных потрясений (войны, революции, реформы и др.). Эти государства лишены устойчивой социальной основы, исходя из этого, являются недолговечным. Переходное государство характеризуется чрезмерным расслаиванием общества, отсутствием среднего класса, придающие обществу стабильность и устойчивость. Оно отличается особым переходным типом экономики.

Так, или иначе все государства на определенном этапе своего пути пребывают в этом переходном состоянии. Только одни – длительное время, другие – короткий промежуток времени. Очень часто бывает и так, что одно и тоже государство на разных этапах своего развития неоднократно переживает переходный период.

 Российское государство, также как и все другие государства бывшего СССР, находятся в переходном состоянии, хотя все они и наделили себя иными качествами согласно конституциям. Практически во всех конституциях стран СНГ государства провозглашены как демократические, правовые и даже социальные.   Но до идеала им предстоит пройти еще долгий путь.

В западной политической литературе (А. Аслунд) выделяются четыре возможных подхода, каждому их которых соответствует своя модель переходного государства:

- государство  рассматривается как «всеохватывающий»  и «всюду проникающий» феномен.  Данная модель ассоциируется с тоталитарным государством, не имеющим исторических перспектив;

- государство,  будучи «тотально коррумпированным»,  призвано выражать волю и защищать  интересы правящей коррумпированной  элиты;

- модель  либерального государства – его основные задачи и функции сводятся к «обеспечению общества лишь всем самым необходимым»;

- социал-демократическое  государство(1) – этой модели соответствует  социальное правовое государство.

А для  России наибольшей привлекательностью обладает последняя модель, хотя я лично считаю, что  наше государство можно отнести  к «тотально коррумпированному», или к «имитационному»

Что такое  имитационное государство? Это такое  государство, где деятельность и  фактическая результативность противоречит его социальному предназначению. Такое государство стремиться сохранить «имидж» цивилизационного. Внешние признаки его закреплены в национальных конституциях, но на деле практическая деятельность свидетельствует об имитации, поскольку настоящая власть принадлежит элите, чьи интересы представляет и реализует государство. _________________________________________________________________

1.Марченко  В. М. Теория государства и  права: Учебник.  М.,2002г. С.202-210.

 На  примере России, можно  наглядно отразить имитацию государства.  С одной стороны, Конституция РФ вот уже более 18 лет определяет Россию как "демократическое" и "правовое государство с республиканской формой правления" (ст. 1 К. РФ). А с другой стороны - по опросу общественного мнения, накануне вот уже которых по счету очередных выборов президента этого "демократического" и "правового" государства на вопрос: "От кого и отчего, на ваш взгляд, зависит, кто будет следующим президентом (64%) указывает на... действующего президента, его администрацию и окружение.

Государственная  Воля, выраженная в законах или актах правительства, а зачастую и через решение органов судебной власти, и есть воля элиты – относительно небольшой группы людей, легализовавшиеся через государство или администрацию криминальные группы, а также представители СМИ, банкиры, чьи интересы совпадают с представителями элиты. В имитационном государстве допускается принятие демократических законов, выражающих общую волю, а поскольку реальная власть принадлежит исполнительным структурам, то это позволяет блокировать действие этих законов, подменяя их актами исполнительных органов власти. Имитационное государство – это всегда корпоративное  государство, провозглашаемые им реформы носят декларативный характер, к тому же они полностью подчинены власти господствующей элиты. Судебная реформа, борьба с преступностью, реформирование правоохранительных органов, все это в той, или иной мере осуществляется в выгоду господствующего слоя. По этой же схеме реализуются и экономические реформы. Для показа имитационного государства вполне очевиден характер лжеактивной деятельности: в правоохранительной сфере учиняют громкие судебные разбирательства, в том числе и в отношении злоупотребления должностными полномочиями крупными чиновниками, кадровые перестановки или отставки в правительстве.

В отличие  от тоталитарного государства имитационное допускает деятельность демократических  институтов, оппозиции, СМИ и т. д., имитируя режим подлинной демократии, так как они не затрагивают  интересов элиты. Такое государство  очень часто провозглашает себя социальным. Хотя все усилия такого государства в этой области направлены на то, чтобы не допускать накопления критической социальной массы, и соответствующего ей социального взрыва, например массовых забастовок. Задачей тогда государства является вернуть бастующих на рабочие места, в ход идут любые обещания, вплоть до отставки руководства и их увольнения. И как только народ успокаивается, все возвращается на круги своя. Люди продолжают работать, в надежде, что все-таки их требования удовлетворят. Также  имитационное государство отличается непрозрачной финансовой деятельностью, поскольку огромные государственные расходы уходят на содержание бездействующих чиновников, обслуживающих огромную армию чиновников.

Имитирующая деятельность свойственна не только высшим, но и центральным и местным органам управления. В таком государстве и рождается особый тип чиновников – государственных бездельников, которые просто-напросто имитируют свою деятельность, и, как правило, большинство из них бездарны и не образованны. Как  они тогда получают эти должности? Попадание в класс чиновника основан на корпоративности, семейственности, подкупе. Стремление чиновника быть достойным достигается не за счет его профессиональной деятельности, а преимущественно благодаря неделовым связям с бизнесом, представителями криминального мира. По этой причине имитационное государство является плодородной почвой для коррупции.

Социальный  вред имитационного государства  очевиден: оно поставлено на службу узкому кругу людей, имеющих прямое или косвенное отношение к власть имущим. Главной же задачей административной реформы должно стать освобождение государственной системы от присущих ей качеств имитационного государства.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

В своей работе я рассмотрела основные типы к подходу государства: формационный и цивилизационный.

Согласно формационному подходу, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

В нашей  стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство  считалось социалистическим, и одно его существование гарантировало гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в данной теории.

Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социально-культурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

В заключение, если говорить о типе современного Российского государства, то лично я отношу его  к имитационному государству, так как, несмотря на то, что Конституция определяет нас как демократическое государство, в действительности же все складывается иначе,  поскольку настоящая власть принадлежит элите, чьи интересы представляет и реализует государство.

Что касается самого имитационного государства, то это такое государство, где  деятельность и фактическая результативность противоречит его социальному предназначению. Внешние признаки такого государства закреплены в конституциях, но на практике, практически все государство управляется элитой, которая в свою очередь, реализует свои интересы через все структуры органов государственной власти, в том числе и через суды.

В таких  государствах, как правило, нет среднего класса людей, так например, в России большинство населения находится за чертой бедности. В то время когда с каждым годом в списках богатейших людей мира, Русских олигархов   становиться больше.

Хотелось  бы верить, что со временем, мы переступим через порог олигархической формы правления, в процветающее социал-демократическое государство.  

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Государство и право: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Бахрах Д.Н., Заячковский О.А., Ковалева Т.М. и др.. - Калининград; Изд-во КГУ, 2003. - 119 с.

2. Конспект лекций по теории государства и права: Учебное пособие. Теория права. Ч. 1 / Федотов А.В., Веденеев Ю.А.. - М.; Изд-во ИНЭП, 2002. - 379 с.

3.Марченко В. М. Теория государства и права: Учебник.  М.,2002г. С.202-210.

4. Назаренко Г.В. Теория государства и права. Учеб. пособие М. , 1999.

5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х т. Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 2001.

6. Проблемы теории государства и права. (Юриспруденции): Учебный курс / Раянов Ф.М., Бобылев А.И.. - М.; Право и государство, 2003. - 304 с.

7. Теория государства и права: Хрестоматия. В 2-х т. /Авт.-сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень. - М.: Юристъ, 2001. – 620с.

8. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие / Марченко М.Н.. - М.; Зерцало-М, 2002. - 352 с.

9. Червонюк В. И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 704 с. – (высшее образование).

Информация о работе Типология государства