Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:45, курсовая работа
Государство – это исторически сложившаяся социальная система, которая управляет обществом. В истории каждого государства можно выделить определенные этапы развития, возникающие и прекращающиеся в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. В связи с этим большое значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, которая отражает историческое развитие государств, дозволяет объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
Введение……………………………………………………………...………..3
1. Понятие и сущность типологии государства………………………............5
1.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода………7
1.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода…..10
2. Характеристика нетрадиционных видов государства……………………12
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………….19
Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации. Все известные цивилизации делятся на первичные и вторичные.
В первичных цивилизациях государство является составной частью базиса. Оно обеспечивает и политическое, и хозяйственно-экономическое, и социальное функционирование общества, являясь при этом командно-административной системой государственной власти. К таким цивилизациям относятся все древневосточные государства, такие как Египет, Персия, Шумеры, Вавилоны и др., эллинские: Спарта и Афины, а также римское и средневековое государства.
Во
вторичных цивилизациях
Характеристика нетрадиционных видов государства.
Переходное
государство не входит в типологию
формационного и
Государства переходного типа возникают в результате социальных потрясений (войны, революции, реформы и др.). Эти государства лишены устойчивой социальной основы, исходя из этого, являются недолговечным. Переходное государство характеризуется чрезмерным расслаиванием общества, отсутствием среднего класса, придающие обществу стабильность и устойчивость. Оно отличается особым переходным типом экономики.
Так, или иначе все государства на определенном этапе своего пути пребывают в этом переходном состоянии. Только одни – длительное время, другие – короткий промежуток времени. Очень часто бывает и так, что одно и тоже государство на разных этапах своего развития неоднократно переживает переходный период.
Российское государство, также как и все другие государства бывшего СССР, находятся в переходном состоянии, хотя все они и наделили себя иными качествами согласно конституциям. Практически во всех конституциях стран СНГ государства провозглашены как демократические, правовые и даже социальные. Но до идеала им предстоит пройти еще долгий путь.
В западной политической литературе (А. Аслунд) выделяются четыре возможных подхода, каждому их которых соответствует своя модель переходного государства:
- государство
рассматривается как «
- государство,
будучи «тотально
- модель либерального государства – его основные задачи и функции сводятся к «обеспечению общества лишь всем самым необходимым»;
- социал-демократическое
государство(1) – этой модели соответствует
социальное правовое
А для России наибольшей привлекательностью обладает последняя модель, хотя я лично считаю, что наше государство можно отнести к «тотально коррумпированному», или к «имитационному»
Что такое
имитационное государство? Это такое
государство, где деятельность и
фактическая результативность противоречит
его социальному
1.Марченко В. М. Теория государства и права: Учебник. М.,2002г. С.202-210.
На примере России, можно наглядно отразить имитацию государства. С одной стороны, Конституция РФ вот уже более 18 лет определяет Россию как "демократическое" и "правовое государство с республиканской формой правления" (ст. 1 К. РФ). А с другой стороны - по опросу общественного мнения, накануне вот уже которых по счету очередных выборов президента этого "демократического" и "правового" государства на вопрос: "От кого и отчего, на ваш взгляд, зависит, кто будет следующим президентом (64%) указывает на... действующего президента, его администрацию и окружение.
Государственная Воля, выраженная в законах или актах правительства, а зачастую и через решение органов судебной власти, и есть воля элиты – относительно небольшой группы людей, легализовавшиеся через государство или администрацию криминальные группы, а также представители СМИ, банкиры, чьи интересы совпадают с представителями элиты. В имитационном государстве допускается принятие демократических законов, выражающих общую волю, а поскольку реальная власть принадлежит исполнительным структурам, то это позволяет блокировать действие этих законов, подменяя их актами исполнительных органов власти. Имитационное государство – это всегда корпоративное государство, провозглашаемые им реформы носят декларативный характер, к тому же они полностью подчинены власти господствующей элиты. Судебная реформа, борьба с преступностью, реформирование правоохранительных органов, все это в той, или иной мере осуществляется в выгоду господствующего слоя. По этой же схеме реализуются и экономические реформы. Для показа имитационного государства вполне очевиден характер лжеактивной деятельности: в правоохранительной сфере учиняют громкие судебные разбирательства, в том числе и в отношении злоупотребления должностными полномочиями крупными чиновниками, кадровые перестановки или отставки в правительстве.
В отличие
от тоталитарного государства
Имитирующая деятельность свойственна не только высшим, но и центральным и местным органам управления. В таком государстве и рождается особый тип чиновников – государственных бездельников, которые просто-напросто имитируют свою деятельность, и, как правило, большинство из них бездарны и не образованны. Как они тогда получают эти должности? Попадание в класс чиновника основан на корпоративности, семейственности, подкупе. Стремление чиновника быть достойным достигается не за счет его профессиональной деятельности, а преимущественно благодаря неделовым связям с бизнесом, представителями криминального мира. По этой причине имитационное государство является плодородной почвой для коррупции.
Социальный вред имитационного государства очевиден: оно поставлено на службу узкому кругу людей, имеющих прямое или косвенное отношение к власть имущим. Главной же задачей административной реформы должно стать освобождение государственной системы от присущих ей качеств имитационного государства.
Заключение.
В своей работе я рассмотрела основные типы к подходу государства: формационный и цивилизационный.
Согласно формационному подходу, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.
В нашей
стране долгое время доминировала формационная
теория. Более того, наше государство
считалось социалистическим, и одно
его существование
Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социально-культурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.
В заключение, если говорить о типе современного Российского государства, то лично я отношу его к имитационному государству, так как, несмотря на то, что Конституция определяет нас как демократическое государство, в действительности же все складывается иначе, поскольку настоящая власть принадлежит элите, чьи интересы представляет и реализует государство.
Что касается самого имитационного государства, то это такое государство, где деятельность и фактическая результативность противоречит его социальному предназначению. Внешние признаки такого государства закреплены в конституциях, но на практике, практически все государство управляется элитой, которая в свою очередь, реализует свои интересы через все структуры органов государственной власти, в том числе и через суды.
В таких государствах, как правило, нет среднего класса людей, так например, в России большинство населения находится за чертой бедности. В то время когда с каждым годом в списках богатейших людей мира, Русских олигархов становиться больше.
Хотелось бы верить, что со временем, мы переступим через порог олигархической формы правления, в процветающее социал-демократическое государство.
Список литературы
1. Государство и право: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Бахрах Д.Н., Заячковский О.А., Ковалева Т.М. и др.. - Калининград; Изд-во КГУ, 2003. - 119 с.
2. Конспект лекций по теории государства и права: Учебное пособие. Теория права. Ч. 1 / Федотов А.В., Веденеев Ю.А.. - М.; Изд-во ИНЭП, 2002. - 379 с.
3.Марченко В. М. Теория государства и права: Учебник. М.,2002г. С.202-210.
4. Назаренко Г.В. Теория государства и права. Учеб. пособие М. , 1999.
5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х т. Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 2001.
6. Проблемы теории государства и права. (Юриспруденции): Учебный курс / Раянов Ф.М., Бобылев А.И.. - М.; Право и государство, 2003. - 304 с.
7. Теория государства и права: Хрестоматия. В 2-х т. /Авт.-сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень. - М.: Юристъ, 2001. – 620с.
8. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие / Марченко М.Н.. - М.; Зерцало-М, 2002. - 352 с.
9. Червонюк В. И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 704 с. – (высшее образование).