Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:45, курсовая работа
Государство – это исторически сложившаяся социальная система, которая управляет обществом. В истории каждого государства можно выделить определенные этапы развития, возникающие и прекращающиеся в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. В связи с этим большое значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, которая отражает историческое развитие государств, дозволяет объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
Введение……………………………………………………………...………..3
1. Понятие и сущность типологии государства………………………............5
1.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода………7
1.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода…..10
2. Характеристика нетрадиционных видов государства……………………12
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………….19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Институт Бизнес права
Кафедра теории
и истории права
РЕФЕРАТ
По дисциплине Теория государства и права
Тема:
Типология государства
Выполнил(а) студент(кА)
Заочной формы обучения
Специальности__юриспруденция
Специализации___________
__1__курса __ЮР-6-10/1_ группы
№ студенческого билета
(зачетной книжки)__10-0225__
Проверил преподаватель
______________________ ______
(ученая
степень, звание) (подпись)
Москва
– 2010
Введение………………………………………………………
1. Понятие и
сущность типологии государства………………………..........
1.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода………7
1.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода…..10
2. Характеристика
нетрадиционных видов
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………….19
Введение.
Государство – это исторически сложившаяся социальная система, которая управляет обществом. В истории каждого государства можно выделить определенные этапы развития, возникающие и прекращающиеся в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. В связи с этим большое значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, которая отражает историческое развитие государств, дозволяет объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
Типология государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Развитие же государства и права – важнейшая составная часть всего процесса развития человеческого общества, следовательно, и всего исторического процесса. Но следует отметить, что вопрос о понятии «тип государства» относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания основных критериев типологии государства.
В теории государства и права существует несколько подходов к типологии государства, среди которых основное место занимают: формационный и цивилизационный.
Данная
работа посвящена рассмотрению
основных теорий типологии
В
имитационном государстве, фактическая
деятельность и результативность противоречит
его социальному предназначению. Внешние
признаки его закреплены в национальных
конституциях, но на деле практическая
деятельность свидетельствует об имитации,
поскольку настоящая власть принадлежит
элите, чьи интересы осуществляются и
реализуются через государство.
Понятие
и сущность типологии
государства.
Сущность государства обусловлена его происхождением. Государство выделилось из общества, возникло на таком этапе его развития, когда само это общество объективно нуждалось в особом инструменте управления общественными делами. Социальное предназначение государства как раз и заключается в том, что оно есть такой общественный институт, который всецело призван служить обществу.
Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении. Поэтому объект научного исследования теории государства и права включает громадное количество разнообразных государственно-правовых феноменов. Чтобы их систематизировать и обобщить, в науке теории государства и права была введена категория типологии.
Типология - это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам.
Каждое государство и его система права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественноисторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует, и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.
В процессе исторического развития общества наблюдается интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, сглаживание различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем.
В науке
теории государства и права четко
определилось две разновидности
типологии государства: формационная
и цивилизационная. Остальные типологии
государств, в принципе, представляют
собой симбиоз формационной и цивилизационной
типологии, каждая из которых выражена
в большей или меньшей степени.
1.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода
Формационный подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историческим типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Отживший тип производственных отношений заменялся более прогрессивным, новым экономическим строем (базисом)(1).
С точки зрения формационного подхода – пяти известным способам материального производства – соответствовали пять общественно-экономических формаций:
Рабовладельческий
тип государства - исторически первая
государственно-классовая организация
общества. По своей сущности рабовладельческое
государство - организация политической
власти господствующего класса в рабовладельческой
общественно - экономической формации.
Важнейшая функция этих государств - защита
собственности рабовладельцев на средства
производства, в том числе на рабов. Государства
рабовладельческого типа возникли позднее
ранневосточных государств в результате
появления частной собственности, имущественного
расслоения,
раскола
общества на классы. Наиболее классические
рабовладельческие государства
были созданы в Греции (8-6 вв. до н.
э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая
государственность существовала в
форме монархий и республик.
1.Червонюк
В.И. Теория государства и
Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого
строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации.
Такое государство, согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников - помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной - огромный шаг вперед по пути социального прогресса.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство - орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.
Социалистический
тип права - это высший тип правовой системы
общества, диаметрально противоположный
всем типам эксплуататорского права. Социалистическое
право возводит в закон волю трудящихся
масс, служит классовым регулятором общественных
отношений. По мере перехода социалистического
общества к высшему, коммунизму, государство
и право во всех своих элементах и признаках
постепенно перерастают в систему общественного
коммунистического самоуправления и социальных
норм коммунистического общежития.
В марксистском понимании исторический
тип государства определяется зависимостью
классового содержания государственной
и правовой организации общества от типа
экономического базиса классового общества.
В этой связи вводится понятие переходной
государственности.
Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные деформациями и стремившиеся перейти к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны. Они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. Догматизм в теории, субъективизм, волюнтаризм и необоснованное стремление к "большим скачкам" в социальном развитии, как свидетельствует не только опыт Китая, приводит к ошибкам в практике государственного строительства (например, опыт культурной революции).
Социалистическое
государство характеризуется
1.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода
Сегодня наряду с формационным подходом к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя широко применяется и другой тип, получивший в общественных науках название цивилизационного подхода.
Английский
историк А. Тойнби предложил цивилизационный
подход классификации обществ и государств,
который учитывает не только социально-экономические
условия, но и религиозные, психологические,
культурные основы жизни и общества. Вся
мировая история, по его мнению, насчитывает
26 цивилизаций — египетскую, китайскую,
западную, православную, арабскую, мексиканскую,
иранскую, сирийскую и др.
Цивилизационной подход обосновывается
идеей единства, целостности современного
мира, приоритетом общечеловеческих ценностей,
а цивилизация понимается как базирующаяся
на разуме и справедливости совокупность
материальных и духовных достижений общества,
находящаяся вне рамок конкретных социальных
систем. Целостность цивилизации обусловливается
взаимодействием техники, социальной
организации, религии и философии, причем
первая определяет все остальные компоненты.
Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует
важные положения исторического материализма
о ведущей роли базиса по отношению к надстройке,
о выделении способов производства и общественно-экономических
формаций как ступеней общественного
развития. Иначе говоря, цивилизационный
подход тоже не безупречен, не способен
заменить подход формационный, но в определенном
сочетании они, видимо, могут стать подходящей
основой для научной классификации государств.