Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Объектом моей курсовой работы явиляются типы государства. Несмотря на перемены, происшедшие в российском правоведении за последние годы, проблема исторических типов государства и права, а также вопрос о государстве и праве социалистического исторического типа как одного из ее аспектов, так и не получили должной научной разработки. При этом в специальной и учебной литературе сформировались две основные тенденции в освещении темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие типологии государства………………………………………..5
2. Методы типологии государства……………………………………….14
3. Характеристика основных типов государства………………………18
3.1. Типы государств согласно формационной теории………………...18
3.1.1.Рабовладельческое государство……………………………….….18
3.1.2. Феодальное государство………………………………………….19
3.1.3. Буржуазное государство………………………………………….21
3.1.4. Социалистическое государство…………….…………………...21
3.1.5. Переходное государство……………………………………..……22
3.2. Типы государств согласно цивилизационной теории……………..23
3.2..1. Место государства в первичной цивилизации………………...23
3.2.2. Место государства во вторичной цивилизации……………….24
3.3. Современная теория государства…………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

типология государства.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

      «Человеческое измерение» – это вполне конкретное направление в определении прогресса  государственности, измеряемое набором  и качеством прав и свобод, другими  условиями жизни человека. Кроме  того, человек – это не абстракция, а вполне реальная личность, более конкретная, чем те «классы» с их отношением к средствам производства, к собственности, которые населяют формационную теорию13.

      В современной теории государства  проявляется конкретный критерий прогресса  государственности. Борьба за качество жизни наполняет реальным смыслом существование многих коллективных образований, конкретных личностей.

      Наряду  с экономикой, факторами, определяющими  развитие государственности, существуют характер идеологии, социокультурные  параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда, международное окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства вообще.

      Формационный  подход трактует социальную историю  как процесс развертывания логического в историческом, таким образом, определяя для него единое основание – способ производства материальных и духовных ценностей. С этой точки зрения, цивилизационный подход представляется процессуальным.

      Представляя собой собирательное понятие, он означает ряд связанных между собой и вместе с тем относительно самостоятельных организационных парадигм14. Так, с позиций общетеоретической парадигмы, цивилизация представляется как особый вид конкретного общества, основными признаками которого выступает наличие государственности и гражданского состояния. Философско-антропологическая концепция, являющаяся ядром цивилизационного подхода, позволяет наиболее наглядно представить принципиальное различие формационных и цивилизационных исследований действительности. Если формационный подход исходит из познавательной модели сведения индивидуального к социальному и его особенностью выступает исследование общественных структур, то цивилизационное видение предполагает иную модель – сведение социального к индивидуальному и его императивом является ориентация на исследование человека, его внутреннего мира и системы ценностей.

      Характеристики  двух основных исследовательских позиций  описания исторического процесса дают представление о некоторых его  сущностных чертах. Принципиальное различие исследуемых процессов делает выводы двух концепций уязвимыми.

      Даже  если представить весь процесс развития человечества в виде цивилизионных  волн, то все-таки встанет вопрос о  том, в какую волну войдет вся  имеющая место в современной науке цивилизационная триада? Она войдет в поле действия двух соприкасающихся волн: биологического уровня развития и поля разума. Если их воздействие можно принять за нулевой, то весь промежуток между импульсами их воздействия предстанет перед исследователем как переход от первого ко второму.

      В отмеченных границах, возможно, выделить три градации. Первая система отсчета  строится на этнологических подходах, где доминантой является кривая этногенеза; на втором уровне преобладает социальная диагностика, так как его границами может быть описана вся социальная история. Цивилизация как основа новой формы существования уже единого человечества, взятого в единстве материального и духовного, представляет собой одетое в социальные формы русло этнической реки, истоки которой покоятся в биологии, а устье – вход в «царство разума» - Ноосферу. Это и является третьим уровнем.

      В настоящее время говорят об информационном подходе к изучению типов государств, сформированного на основе теории Юнга о типах личностей. Возникла гипотеза, согласно которой типология стран может описываться понятиями типологии Юнга. Однако нечеткость типологического описания ввиду его психоаналитической ориентации не позволяла адекватно описывать типы наций или этносов и их особенности. Ситуация резко изменилась с развитием соционики и ее моделирующего аппарата. Так возникла этносоционика.

      Все процессы, происходящие в обществе, можно представить в виде производства, циркуляции, обработки и распределения  информации. При этом формула К. Маркса, гласящая, что эпоха характеризуется способом производства, заменяется следующей: эпоха или социально-экономическая формация или стадия развития общества, цивилизации характеризуется способами и формой получения и циркуляции информации в обществе. При этом информационная структура общества находится во взаимнооднозначном соответствии с методами получения этой информации, ее специфической (вещественной) формой и характером циркуляции в обществе как структурированной психоинформационной системе. С этой, кибернетической, точки зрения, все общества или живые системы подобны. Различие заключается лишь:

      - в характеристиках вещественных  носителей информации и соответствующих  информационных систем общества. Это - структура экономической  формации.

      - в инвариантах или структурах систем переработки информации. Это - информационная структура собственно этноса.

      Таким образом, информационный подход объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры  в единое целое — структуру  этноса или государства, которые  описываются моделями интегральной соционики. Такая точка зрения дает возможность объяснить, почему развитие общества с ростом информации в нем движется к более информационным технологиям и промышленное общество уступает место информационному. Количество информации растет с усилением точности и степени дифференцированности регулирования и управления технологическими и энергетическими процессами15.

 

Заключение

    Тип государства – это взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными свойствами.

    Особенность исторических типов государств,  предшествующих современности, состоит  в том, что они в основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного “взросления” человека “экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается”.

    Таким образом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.

    Как объясняет формационный подход, любое  общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

    Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

    Первый  исторический тип государства –  рабовладельческое государство, возникшее  в результате разложения первобытнообщинного  строя и представляющее собой  политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.

    В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось социалистическим, и одно его существование гарантировало гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в данной теории.

    Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

    В развитии цивилизации проходят несколько  этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные  цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

    Современное понимание прогресса государственности  выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое  обеспечивает государство. Кроме того, есть еще один подход к изучению государства – информационный, который объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое.

    В заключение, если говорить о типе современного Российского государства, я бы отнесла его к буржуазному типу - по теории К. Маркса.

 

      Список  использованной литературы   

1.Букалов А.В. – Интеграционная соционика. Типы коллективов, наций, 2.Венгеров А.В.  – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999.

3.Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999.

4.Иванников И.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 г.

5.Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Москва, «Юристъ», 1999 г.

6.Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов, М.: МПСИ, 2000.

7.Карацуба  Т.К. Президент. Парламент. Правительство.  Политико-правовой журнал. № 1. 2004.

8.Клименко  С.В. Чичерин А.Л. Основы государства  и права: Пособие для поступающих  в юридические вузы. – М.: Издательство  «Зерцало», 2000.

9.Коваленко А.И. Теория государства и права - М., 1994.

10.Лившиц  Р.З.  Теория права - М.: БЕК, 1994.

Комаров С.А. Общая теория государства и  права. – М., 1996

11.Любашиц В.Я. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс»2003 г.

12.Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. Москва, «Юристъ». 2001г.

13.Морозова Л.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003г.

14.Общая  теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.424.

15.Основы государства и права: Учебник.Под ред..Андреева И.А. М. 1993. С.352.

16.Плетников Ю. Цивилизационная и формационная триады // Свободная мысль, 1999, № 3.

17.Радько Т.Н. Теория государства и права. М., «Закон и право», 2004г.

18.Шпаргалка по теории государства и права. Москва, «Окей-книга», 2006 г.

государств // Соционика, ментология и психология личности, №5, 1998.

19.Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998.

20. Хропанюк  В.Н. Теория государства и права - М.: Отечество, 1993. 
 


Информация о работе Типология государства