Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Объектом моей курсовой работы явиляются типы государства. Несмотря на перемены, происшедшие в российском правоведении за последние годы, проблема исторических типов государства и права, а также вопрос о государстве и праве социалистического исторического типа как одного из ее аспектов, так и не получили должной научной разработки. При этом в специальной и учебной литературе сформировались две основные тенденции в освещении темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие типологии государства………………………………………..5
2. Методы типологии государства……………………………………….14
3. Характеристика основных типов государства………………………18
3.1. Типы государств согласно формационной теории………………...18
3.1.1.Рабовладельческое государство……………………………….….18
3.1.2. Феодальное государство………………………………………….19
3.1.3. Буржуазное государство………………………………………….21
3.1.4. Социалистическое государство…………….…………………...21
3.1.5. Переходное государство……………………………………..……22
3.2. Типы государств согласно цивилизационной теории……………..23
3.2..1. Место государства в первичной цивилизации………………...23
3.2.2. Место государства во вторичной цивилизации……………….24
3.3. Современная теория государства…………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

типология государства.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

        В соответствии с различными  ступенями развития экономики  и общества, с учетом закономерностей  их поэтапного развития и функционирования  соответственно определяются ступени развития или типы государства и права, а также закономерности их существования и функционирования. Существует тесная взаимосвязь между типами развития экономики и общества, с одной стороны, и государства и права - с другой. Закономерности развития и смены одних типов государства и права другими, в общем и целом соответствуя закономерностям развития и смены различных типов экономического базиса и общества, вместе с тем имеют свои специфические особенности, свою относительную самостоятельность.

        Типизация государства и права  производится на строго определенной  основе, в соответствии с выработанными  самой жизнью социально-политической  практикой, объективными критериями. Среди них следует назвать  социально-классовую сущность, содержание  и направленность государственной власти, характер и уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, основные принципы организации и функционирования государства и права и др.

        Наиболее общим критерием типологии  государства и правовых систем, широко использовавшихся в рамках теории государства и права и других наук, до недавнего времени считалась общественно-экономическая формация6. Она представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень развития человечества.

        Каждая общественно-экономическая  формация характеризуется определенным  типом производственных отношений.  Каждая из них имеет, наряду  с общими, свойственными всем  формациям и связывающими их в единый процесс мировой истории, свои особые, неповторимые законы возникновения и развития. Над экономическим базисом каждой общественно-экономической формации возвышается соответствующая надстройка в виде совокупности идей, теорий, взглядов, представлений, различных организаций и учреждений, а также системы возникающих между ними отношений. Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип государства и права. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений - экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с тем соответствующего типа государства и права.

        Руководствуясь данным критерием,  его не следует, однако, абсолютизировать  и считать единственно правильным, неким "всеобщим" критерием типизации государств и правовых систем, ибо, во-первых, кроме него, как известно, существуют и другие критерии, комплексное использование которых помогает провести более четкую, строго обоснованную классификацию рассматриваемых явлений. А, во-вторых, критерий, в соответствии с которым тип государства и права определяется только принадлежностью последних к той или иной общественно-экономической формации, нуждается в серьезных уточнениях, ибо в мире всегда существовало множество других так называемых переходных государств и правовых систем, которые выходят за рамки той или иной формации7.

        Из всего сказанного об общественно-экономической  формации как о критерии типизации  (классификации) государств и  правовых систем следует сделать вывод о том, что данный, общий по своему характеру критерий должен использоваться не только сам по себе, но и дополняться другими, частными критериями. Последние соотносятся с такими важнейшими сторонами и аспектами государства и права, как их сущность, содержание, политический режим и назначение.

        При рассмотрении проблем типизации  государств и правовых систем  необходимо обратить внимание  также на социальный смысл  и назначение данного процесса. В общетеоретическом и политико-практическом плане значение процесса типологии заключается в следующем. Во-первых, в том, что вырабатываемые при этом идеи о типах государства и права дают ключ для правильного понимания процесса естественно-исторического развития рассматриваемых явлений и последовательного перехода их от одной качественной ступени к другой, от одного типа к другому. Смена исторических типов государства и права является одним из наиболее важных исторических моментов, без учета которых невозможно правильно понять ни развитие их сущности, ни социально-политическое содержание и назначение, ни изменение их форм, функций, места и роли в структуре политической системы общества.

        Во-вторых, в том, что типология  облегчает понимание внутренней  логики и закономерностей процесса  исторического развития государства и права, выступает как основа научного предвидения будущности государства и права России, равно как и многих других стран.

        В-третьих, в том, что процесс  типизации государств и правовых  систем позволяет органически  сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем без исключения типам государства и права, с их особенностями, присущими лишь отдельным типам, изучение всего процесса естественно-исторического развития государства и права в целом с процессом развития его отдельных составных частей, конкретных исторических ступеней.

        В-четвертых, в том, что в  процессе типизации государств  и правовых систем создаются  все необходимые предпосылки  и возможности для широкого  обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной ступени к другой.

        И, наконец, в-пятых, в том,  что процесс типологии государства и права создает объективную основу для научного изучения процесса естественно-исторического развития государства и права, позволяет проводить четкое различие между научными и псевдонаучными государственно-правовыми теориями, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство в разных странах на строго научной основе.

        Определившись с критериями типологии  (классификации) государств и  правовых систем, попытаемся ответить  на вопрос: что же главное в  каждом (рабовладельческом, феодальном, капиталистическом и социалистическом) типе государства и правовой системы? Что их отличает друг от друга и что выделяет среди других государств и правовых систем?

        Обратимся к рассмотрению первых  из названных - рабовладельческого, феодального и капиталистического типов государств и правовых систем. Это исторически вполне определившиеся, четко отличающиеся друг от друга, проявившиеся в реальной жизни типы государства и права.

        Что же касается социалистического  типа государства и права, то уникальность его заключается в том, что, будучи глубоко и обстоятельно разработанным теоретически, он никогда и нигде не был осуществлен практически. Предпринимавшиеся в нашей стране и в ряде других стран попытки построения социалистического общества, государства и права оказались неудачными. Соответственно провозглашавшиеся принципы не только формального, но и реального равноправия всех граждан, свободы их от эксплуатации и угнетения, всесторонней гарантии их прав и обеспеченности, принципы подлинного демократизма, конституционности и законности остались до конца нереализованными8.

        Тот социализм, который провозглашался  в СССР и в других странах,  оказался на деле псевдосоциализмом.

 

2. Методы типологии государства. 

      Истории известны следующие основные социально-классовые типы Государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. На этапах перехода от одной формации к другой возникают Государства исторически переходного типа. Государства различаются по формам правления и устройства основных институтов политической власти (монархия, республика).

      На  данный существуют два основных подхода  к типологии государства: формационный и цивилизационный.

      До  недавнего времени формационный подход признавался у нас в  качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства.

      В марксистской методологии выделяются три относительно самостоятельных уровня: во-первых, общеметодологические принципы, или принципы материалистической диалектики, лежащие в основе объяснения общества; во-вторых, методология истории развития общества, куда включается метод восхождения от абстрактного к конкретному, понятия исторического и логического, идеи направленности и периодизации историй;  в-третьих,  методология  функционирования  капитализма, осмысливаемого через понятия базиса и надстройки, абстрактного и конкретного труда, прибавочной стоимости и пр. Его можно назвать социологическим в широком смысле, поскольку на методологии этого уровня   построена   любая   дисциплина,   предмет   которой – функционирование общества, т. е. помимо собственно социологии, еще и политэкономия, и прочие специальные обществоведческие дисциплины.

      Понятие общественно-экономической формации принадлежит ко второму – историческому  – уровню методологии.

      Понятие общественно-экономической формации ориентируется на то, что история  – это целостность, организованная вокруг социально-экономических отношений, и помогает проследить этапы ее становления и функционирования. Направление поиска К. Маркс унаследовал от рационалистической философии, искавшей закономерности в истории, и особенно от Г. Гегеля, открывшего, что история есть логика. В рамках этой традиций проблема сводится в первую очередь к тому, чтобы охватить историю единой мыслью. В данном случае отходит на второй план вопрос: считаем ли мы, что история и есть единая мысль, или что история в действительности совокупность общественно-экономических отношений, а формационный подход остается подлинно научным методом изучения этого ограниченного, но чрезвычайно важного отрезка истории. Однако попытка распространить формационный подход за его логические пределы, будь то на историю, не попавшую в «конус», или современные исторические реалии, в которых единство истории приобретает качественно новую специфику, приводит к насилию над историческим материалом, а понятие общественно-экономической формации превращается в догму9.

      Итак, полагаю, что всеобъемлющая схема  в истории не лишена смысла, если с ее помощью выражается действительное историческое единство. Даже если тенденция к единству – всего лишь одна из линий в истории, упустить ее мы не имеем права.

      Справедливо констатируя ограниченность формационного  подхода, особенно в изучении стран Востока, в качестве альтернативы предлагают «цивилизационный» подход, как правило, ссылаясь на А. Тойнби. Тойнби не претендовал на создание собственного исторического метода. Он не сомневался в том, что мысль всегда движется от накопления фактов к их упорядочиванию. «Этот ритм носит всеобщий характер. Чередование накопления фактов и их интерпретации происходит в физике. Не является исключением в этом смысле и историческая наука».1 Другими словами, Тойнби признавал, что придерживается эмпирического метода, считая его единственно возможным методом изучения истории.

      Принципиальная ограниченность эмпирического метода вскрыта еще Д. Юмом. Правда, сам он рассчитывал обосновать неправомерность постановки вопроса об объективном существовании вещей, но в действительности доказал, на мой взгляд, нечто иное, а именно: с помощью привычных для него эмпирических приемов исследования возможно только описание действительности, но не постижение ее сущности.

      Обнаруженная  ограниченность эмпиризма, как известно, послужила одним из оснований для возникновения классической немецкой философии и, в конечном счёте, для разработки Гегелем теоретического метода восхождения от абстрактного к конкретному в противовес апелляции эмпиризма к чувственно конкретному с последующим обобщением.

      Другими словами, рационалистическая диалектика показала, что эмпирический метод годится для преднаучной стадии изучения объекта, на которой эмпирический материал собирается и обобщается и цель которой – выработать начальную теоретическую абстракцию, но не пригоден для теоретического осмысления объекта. Следовательно, он приемлем, когда нужно составить общее представление о любом предмете, но не предназначен для адекватного постижения ни одного из них. Значит, нет оснований надеяться, будто в исторической науке эмпирический метод даст больше того, на что он способен.

      Слабым  звеном эмпиризма явилась его  неспособность объяснить, откуда берется  основание для обобщения и  упорядочивания накопленных фактов, что было подмечено рационалистами XVII–XVIII веков.

      Ссылка  на то, что догматизированный материализм  не оправдал себя в истории, требует отказа от догматизированного материализма, а не от материалистического взгляда вообще.

      Мировоззренческая позиция отнюдь не определяется используемым методом, поэтому с его помощью невозможно ни обосновать какую бы то ни было мировоззренческую позицию, ни тем более опровергнуть.

Информация о работе Типология государства