Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.
Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.

Содержание

Введение.
1. Понятие типологии государства
2. Основные подходы к типологизации государств.
2.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода
2.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода
2.3. Другие критерии для выделения типов государств
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

типология государства.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Вследствие  этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется. Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его "партнеров" мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим "приговоры" народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

     В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли . Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

     Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация - это уровень  развития общества. При этом учитываются  не       только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический,       религиозный, культурный, географический и др.

     Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин.

       Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая  из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.

       Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.

      Тип государства определяется по типу цивилизации.

      По отношению государства и  личности различают следующие  виды государств:

а) традиционные - в них народ не является источником власти, полномочия

      государства не ограничены;

б) современные (конституционные) - народ является источником власти,

полномочия  государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует  права и свободы личности.

      Оценка:

      достоинство - системность анализа; 

     недостаток - нечеткость критериев  классификации.   
 
 

                    2.3. Другие критерии для выделения типов государств.

 

  Типы государств  по форме правления 

     Данная  категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких начала взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов                         государства, т. е. демократическим или недемократическим    способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при                         наследственной монархии.

       Таким образом, форма правления  раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и   с населением, степень участия населения в их  формировании.

     Существуют  две основные формы правления - монархия и                         республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по  компетенции.

  Монархия - форма правления, где высшая государственная  власть принадлежит единоличному главе государства -  монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который    занимает престол по наследству и не несет   ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он  осуществляет законодательную функцию (воля монарха -    источник права и закон; по Воинскому уставу Петра 1                         государь - "самовластный монарх, который никому на свете  о своих делах ответу дать не должен"), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после  окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных      государств. В настоящее время к абсолютным относятся   некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

     При ограниченной монархии высшая государственная власть                    рассредоточена между монархом и другим органом или    органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная   монархия (Россия) и современная конституционная монархия  (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха   ограничена конституцией, парламентом, правительством и   независимым судом. Республика - это форма правления, в которой высшая                       государственная власть принадлежит выборным органам,  избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на   принципе разделения властей, они имеют связь с   избирателями и ответственны перед ними.

 Республиканская  форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое   проявление она нашла в демократической Афинской  республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более                         распространенной в рабовладельческих государствах была                         аристократическая республика, где в формировании и  работе выборных органов верховной государственной власти   принимала участие военно-земельная знать.

     В эпоху феодализма республиканская  форма правления   применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых  городах, которые имели право на самоопределение   (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие   города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными                         должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

  Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем,  какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его   работу и перед кем - парламентом или президентом - правительство несет ответственность.

     В парламентарной республике парламент  наделен не только                         законодательными полномочиями, но и  правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство  несет перед парламентом ответственность за    свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства.  Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских  выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен  возможности направлять его деятельность. Руководит                         правительством премьер-министр, может называться    иначе.

     Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы   государства и главы правительства выполняет президент.

     Существуют  смешанные "полупрезидентские"    (президентско-парламентарные) республики (Франция,   Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент  в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

     Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам  политической истории. По сути дела, все государства   облекаются именно в названные формы.  

     Типология государств по их отношению к религии

     Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки   зрения принято выделять светские, клерикальные,    теократические и атеистические государства.                         

  Светское государство - это государство, где последовательно проведено отделение церкви от  государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и   атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.

     Принцип светского государства зафиксирован в  конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия   и др.). Конституция   Республики Казахстан 1995 г.  устанавливает, что Казахстан - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в Р.К качестве государственной или обязательной. Религиозные                         объединения отделены от государства и равны перед   законом. Закон гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать  индивидуально или совместно с другими любую религию или  не исповедовать никакой, свободно распространять  религиозные и иные убеждения и действовать в  соответствии с ними.

     Клерикальное  государство - это государство, где  церковь имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью  является англиканство, ее главой выступает глава   государства - монарх, ныне королева ЕлизаветаII.                        

     Теократическое  государство - особая форма организации                         государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии.   Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому "живым богом", "наместником бога на   земле", "первосвященником" и т.п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом                         признаются "веления бога" - Священное писание, шариат и   т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин   "Теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия.  Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат).   В настоящее время примером теократического государства является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная,                         исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

     Атеистическое государство - это государство в котором                         атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование   священнослужителей и верующих.

     Атеистическими  государствами были СССР и другие страны                         социалистического лагеря. После  Октябрьской   социалистической революции и Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма, где право                         атеистической пропаганды закреплено в Конституции. В СССР было созданы общества "Союз воинствующих безбожников" (1925).  

                Типы государств по форме государственного устройства

       История существования государства свидетельствует о     том, что во все века разные государства отличались друг   от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования,                         обладающие суверенитетом), а также степенью    централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу                         демократического централизма). Данный феномен обозначается термином "форма государственного устройства", под которой понимается территориальная                         организация государственной власти, соотношение  государства как целого с его составными частями.

Информация о работе Типология государства