Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа
Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.
Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.
Введение.
1. Понятие типологии государства
2. Основные подходы к типологизации государств.
2.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода
2.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода
2.3. Другие критерии для выделения типов государств
Заключение.
Список литературы.
Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.
Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :
рабовладельческое, феодальное и последний - социалистическое, которое , теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .
Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых на основании данной концепции.
Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно - экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.
Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников - помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство - орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Социалистический тип права - это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему, коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.
В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство - представляет собой государственность, возникающую в результате национально - освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности ( родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) - экономическая основа этих государств.
Концепцию
переходного государства
Главной
задачей государства
Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.
Первопричина смены исторических типов государств считается социально - экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства , новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип государственности и права . Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции.
Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства , отвечающего новым условиям социально - экономического развития общества.
Преемственность
между историческими типами государств
заключается , главным образом , в
использовании структуры , форм и
методов организации
Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма - ленинизма в эксплуататорских типах государств, которые роднит их общая эксплуататорская сущность, необходимость установления государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму.
Анализируя все известные эксплуататорские типы государств, марксистско - ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком .
2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.
3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.
4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально - экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.
В отличие от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:
1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
2. Социалистическое государство - это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов , и всего народа.
Классово
- формационный подход к типологии
государств до последнего времени был
единственным. Типом государства
называется "совокупность государств,
развивающихся в рамках одной
и той же общественно - экономической
формации классового общества и характеризующихся
единством классовой сущности и экономической
основы" .
2.2. Типология государства
с точки зрения цивилизационного
подхода.
Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.
Наиболее
плодотворным, на наш взгляд, является
определение цивилизации как
эпохи в человеческой культуре, которая
следует после эпохи
Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры выражает определенный, исторически ограниченный этап развития человечества.
Возникновение
и существование
Характеризуя буржуазную цивилизацию, основоположники диалектического и исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что она содержит в себе варварство как неизлечимый недуг, как проказу. Поэтому понятие цивилизации можно определить лишь в паре с понятием варварства. В категориях "цивилизация - варварство" выражаются, соответственно, лучшие и худшие образцы и продукты жизнедеятельности общества товаропроизводителей.
Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся: 1) в отношениях между обществом (государством) и природой, 2) в межгосударственных отношениях, 3) в их взаимоотношениях с обществом. В соответствии с этим термин цивилизационный тип государства обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства .
Во-первых,
понятием цивилизационный тип
Культурные
особенности государства
Культурное
своеобразие цивилизационных
Во-вторых,
цивилизационный тип