Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:39, курсовая работа
Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций — суверенитет, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык.
ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------3
1.ПОНЯТИЕ ТИПА И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА---------------------5
2.ФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПОЛОГИИ------5
3. РАЗНОВИДНОСТЬ СМЕНЫ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА---------------9
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА------10
а) Рабовладельческое государство-----------------------------------------------10
б) Феодальное государство --------------------------------------------------------12
в) Буржуазное (капиталистическое) государство---------------------------14
г) Социалистическое государство------------------------------------------------17
5. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД
ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1917—1922 гг.)------------------18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------29
ЛИТЕРАТУРА-------------------------------------------------------------------------31
Сама Конституция РСФСР (1918 г.) стала основой формирования чрезвычайного законодательства нового социалистического государства периода гражданской войны, определив направления его развития на несколько десятилетий вперед.
Сразу же по приходу к власти большевиков стал складываться номенклатурный принцип назначения на наиболее важные должности в государственном аппарате. Руководящие посты могли занимать только члены ВКП (б) с обязательным утверждением их партийными комитетами соответствующих уровней. Все стороны жизни номенклатурных работников жестко контролировались спецслужбами. И. В. Сталин считал, что каждого советского работника необходимо «изучать по косточкам». Только Постановлением Секретариата ЦК КПСС от 22 августа 1990 г. подобные требования к номенклатурным должностям были отменены.
Право революционного периода определялось как «система (порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной его силой». Нетрудно заметить, что такое определение четко отражало позицию В. И. Ленина, формулировавшего это понятие как «возведенную в закон волю господствующего класса». Совет Народных Комиссаров принял Декларацию прав народов России, в которой ничего не было сказано о стремлении государства одинаково относиться к гражданам независимо от их классовой принадлежности.
По прошествии двух с небольшим лет после октябрьской революции постановлением народного комиссариата юстиции от 12 декабря 1919 г. были приняты Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Их подготовка объяснялась необходимостью осуществления революционных изменений во всех сферах государственной жизни. Они были направлены на согласование и централизацию разрозненных действий пролетариата по выработке правил «обуздания своих классовых врагов», разработку методов борьбы «с врагами». Прежде всего это относилось к уголовному праву. Постановление подчеркивало, что для молодого пролетарского государства уголовное право является ведущим среди других отраслей.
Предусматривалась возможность применения аналогии уголовного закона.
Подобное правило действовало до 1958 г., когда были приняты Основы уголовного законодательства СССР. В тоже время, до недавнего времени в некоторых монографических исследованиях по-прежнему обосновывалась необходимость допустимости на определенных условиях аналогии уголовного закона.
При формировании законодательства революционного времени государством диктатуры пролетариата широко использовались два органично дополняющих друг друга метода.
Первый заключался в издании отдельных нормативных актов, направленных на реализацию положений откровенно классовой конституции.
Второй — к изданию нормативных актов, вступление которых в действие предусматривало установление специальных правовых режимов.
Идеи правового государства как организации власти, осуществляющей свою деятельность на основе справедливых для всех законов хорошо работают в преддверии революций — когда возникают революционные ситуации. В ходе самих революций действуют иные, прямо противоположные законы, воплощающие в себе другие идеи — защиту завоеваний революции (читай: власти), как правило, любой ценой.
По своей сути законодательство революционного времени направлено на
достижение конкретных задач — защиту революции при помощи правовых
средств. Степень его демократичности находится в прямой зависимости от остроты переживаемого обществом периода. Чем сильнее сопротивление свергнутых классов, а это бывает чаще всего, тем более реакционной является сущность законодательства. Его поражает юридическая анемия, основным пороком которой является отсутствие нормативности. При этом оно характеризуется следующими чертами:
А. Носит чрезвычайный характер.
Б. Подавляющая часть принимается исполнительными органами власти в форме делегированного законодательства.
В. на основе революционного законодательства правовые отношения носят
вертикальный характер, в наибольшей степени выражающий суть административно-правового регулирования со стороны государства. Г. Не имеет строгих временных границ не только окончания, но и начала его действия. Окончание действия законодательства революционного времени не может быть определено заранее. По мере стабилизации социально-экономической обстановки государство определяет целесообразность его частичной или полной отмены. Одновременно происходят изменения в структуре и полномочиях органов государственной власти. Постепенно создается правовой режим, характеризующийся отказом от временного (революционного) и переходом к обычному (постоянно действующему) законодательству.
Д. В первую очередь, отражает интересы государства, а не личности и общества.
Е. В завуалированной, а чаще всего открытой форме носит классовый характер.
Ж. В процессе реализации правоустановок понятие «революционная законность» нередко заменяется другим, еще более несправедливым — «революционная целесообразность».
З. Его содержание по принципиальным соображениям (ведь это революция) не характеризуется преемственностью с предшествующим революционному периоду прежним законодательством государства.
И. На начальном этапе не обладает системностью и последовательностью;
К. В общем массиве законодательства государства занимает доминирующее положение.
Л. По характеру воздействия на общественные отношения большинство нормативных актов являются правоохранительными, т. е. рассчитаны на возможное правонарушение.
М. Изложенные в нем правовые предписания носят императивный характер по отношению к гражданам и организациям.
Н. Основной формой реализации революционного законодательства является исполнение правовых предписаний государства и воздержание от совершения неправомерных действий под страхом (угрозой) суровой юридической ответственности.
О. Реализация процессуальных норм права предусматривает упрощенный характер и отличается многосубъектностью.
П. Полномочиями по определению мер уголовной ответственности наделяются не только суды, но и силовые (карательные) государственные структуры.
Р. Критерии определения вида юридической ответственности и конкретного вида наказания, как правило (особенно до принятия в 1918 г. УК РСФСР), носили не конкретный, а чаще всего субъективный характер (руководствуясь «революционным правосознанием и классовым чутьем», «своей революционной совестью», «интересами пролетарской революции» и т. д.).
Специфику законодательства рассматриваемого периода определяет то, что оно стало основой формирования права социалистического типа, отдающего «предпочтение» в вопросах защиты государственной собственности и охраны общественного правопорядка в ущерб интересам отдельной личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремясь достигнуть провозглашенные цели государство использовало все
возможности, которые условно можно разделить на две группы: массовое привлечение населения к вопросам управления государством и создание властных структур, которые наделялись чрезвычайными карательными полномочиями.
Уголовные наказания, наряду с другими мерами социальной защиты, применялись для достижения следующих целей: «общего предупреждения новых нарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых элементов общества; приспособления нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия; лишения преступника возможности совершения дальнейших преступлений».
Общественно опасные деяния, прямо не предусмотренные уголовным законодательством, могли определяться «судом по аналогии с теми статьями уголовных кодексов, которые предусматривают наиболее сходные по важности и роду преступления».
Основным регулятором общественных отношений на исследуемом этапе становится законодательство революционного времени, представляющее совокупность носящих чрезвычайный характер, разнообразных по юридической силе нормативных правовых актов, принимаемых властными структурами (как правило, исполнительными органами власти) в рассматриваемый период с целью сохранения власти. Ведущая роль в нем принадлежит нормам (материальным и процессуальным) административного и уголовного права.
Исторический опыт свидетельствует, что в борьбе за власть противостоящие силы нередко использовали метод, получивший название «избирательная география». В ее основе лежит выгодное для одной из сторон (чаще всего обладающей властью) изменение родовой, территориальной, сословной, классовой или административной организации выборов с целью достижения победы и придания ей легитимного характера.
Таким образом, типология по отношению к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять бесценный опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазарев В. В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
2. Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
3. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА_М—НОРМА, 1997.
4. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега Л; Интерстиль. 2003.
5. Бельский К. С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. 2_е изд., доп. М.: Омега_Л, 2004.
7. Теория государства и права: курс лекций /под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2_е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
8. Марченко М. Н. Проблемытеории государства и права: учеб. М.: ТК Велби. Изд_во Проспект. 2005.
9. Декларация прав и свобод человека // Советское государство и право. — 1991,№10.
10. Еллинек Г. Общее учение о государстве, — СПб. 1908. — С, 24—65.
11. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 1996.
12. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА_М—НОРМА, 1997.
13. Мартышин О. В. Совместимыли основные типы понимания права? // Государство и право. 2003. №6. С. 13—21.
14. Мозолин В. П. Система российского права (Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.) // Государство и право. 2003. №1.
15. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. 2_е изд., доп. М.: Омега_Л, 2004.
6