Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:39, курсовая работа
Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций — суверенитет, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык.
ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------3
1.ПОНЯТИЕ ТИПА И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА---------------------5
2.ФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПОЛОГИИ------5
3. РАЗНОВИДНОСТЬ СМЕНЫ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА---------------9
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА------10
а) Рабовладельческое государство-----------------------------------------------10
б) Феодальное государство --------------------------------------------------------12
в) Буржуазное (капиталистическое) государство---------------------------14
г) Социалистическое государство------------------------------------------------17
5. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД
ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1917—1922 гг.)------------------18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------29
ЛИТЕРАТУРА-------------------------------------------------------------------------31
Социалистическое государство
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.
В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.
Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полу государством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.
Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем и стремившиеся перейти к социалистическому типу. эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные деформациями. Сегодня китайские теоретики более реалистичны. Они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. Догматизм в теории, субъективизм, волюнтаризм и необоснованное стремление к «большим скачкам» в социальном развитии, как свидетельствует не только опыт Китая, приводит
к ошибкам в практике государственного строительства (например, опыт культурной революции).
Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы— всеобщее материальное и духовное благополучие людей.
5. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД
ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1917—1922 гг.)
Практически каждое государство на протяжении своей истории знало революционные периоды, предшествующие переходу от одного состояния общества к другому. Структура и характер полномочий органов советской власти формировались с учетом возникающих видов угроз завоеваниям революции, которые следует рассматривать как чрезвычайные ситуации военно-политического и социального характера. Само название новых государственных структур свидетельствует о их чрезвычайном, чаще всего незаконном и временном характере действий.
В словосочетании «правовая политика» применительно к рассматриваемому временному периоду доминирующей была политическая составляющая. Во все времена правовые предписания в той или иной степени (по ситуации) отражали содержащиеся в различных социальных нормах поведения — как наиболее ют идеи и начал полно соответствующих интересам (пожеланиям, воле) населения. Однако на переходных этапах основным вектором развития правовой системы, прежде всего, выступает политика, проводимая государством. Она реализуется в процессе принятия и претворения в конкретную практическую деятельность различных законодательных актов.
Революционные эпохи регулируют общественные отношения по собственным законам, наполненным диктаторским содержанием. В противном случае новую власть может ждать участь Временного правительства России. Узурпировав императорскую власть, оно в свое время «не озаботилось сохранением российской государственности и не ввело на период до созыва Учредительного собрания диктатуру, что было бы естественно в условиях революционного изменения государственного строя и продолжающейся войны».
Система органов власти Российской Республики этого периода носила двойственный и неэффективный характер. Она включала в себя следующие элементы двух блоков: органы власти Временного правительства; Советские органы власти.
Пришедшие к власти большевики не были намерены повторять ошибок Временного правительства. Проводимая ими политика не предусматривала места для нерешительности и терпимости к классовым врагам. Выражение «кто не с нами, тот против нас» стало официальной программой действия новых властей.
Даже по прошествии двенадцати лет после начала революции Президиум ЦИК своим постановлением от 21 ноября 1929 г. посчитал необходимым объявлять вне закона должностных лиц — граждан СССР, «перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР».
Позже эта позиция была облечена в конкретные нормативные акты и не потеряла своей актуальности и в современных условиях4.
В первые годы советской власти само государство, его институты и система законодательства находились, что вполне объяснимо, в стадии формирования. На этот процесс сильнейшее влияние оказывали такие обстоятельства, как:
1 отсутствие преемственности в государственном строительстве («… весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…»);
2 отсутствие опыта управления делами государства у руководителей партии большевиков, возглавивших правительство страны;
3 состояние острейшего противостояния между пришедшими к власти и утратившими ее, вылившееся в гражданскую войну;
4 международная интервенция, перешедшая на несколько лет (практически до 1933 г., т. е. до образования Лиги наций—прообраза ООН)в международную изоляцию.
Немаловажным фактором следует считать и фактическое отрицание большевиками сначала на теоретическом уровне, а затем и в процессе осуществления практики государственного строительства роли права как универсального регулятора общественных отношений. В программных документах сначала ВКП(б), а позже и КПСС провозглашалось поэтапное построение коммунистического общества и постепенное отмирание государства с присущими ему признаками.
1 В их состав входили: областной губернский комиссар Временного правительства — представитель высшей исполнительной власти, выполнявший функции координации, контроля и надзора в обычных условиях. В условиях общественных беспорядков и «политических выступлений» должен был брать всю полноту власти в регионе; губернская дума — представительный орган власти на территории губернии; городская дума (районные думы); управа — как исполнительный орган; губернские и уездные земские собрания; милиция и волостные земства (до мая 1917 г. — волостные комитеты). Буланов В. Б. Особенности формирования высших органов государственной власти (февраль — октябрь 1917 г.) // Проблемы правовой защиты личности. Сборник статей. М.: Микрон — принт. 2000. С. 181—188.
2 В их состав входили: губернский комиссар ВЦИК; областные и губернские съезды советов; исполнительные органы съездов — исполкомы, милиция, Красная Гвардия; уездные и волостные съезды советов. Буланов В. Б. Указ соч. С. 181—188.
3 Это влекло для них: признание Верховным Судом Союза ССР осужденными; конфискацию всего имущества; расстрел «через 24 часа после удостоверения ... личности». Постановлению придавалась сила закона и он имел обратную силу. Имена объявленных вне закона подлежали «сообщению всем исполнительным комитетам Советов и органам Государственного политического управления» // Корольков Н. Н. Указ. Соч. С. 118—119.
4 В январе 2002 г., т. е. по прошествии более чем 80 лет, в одном из своих выступлений Президент США Джордж Буш подчеркнет: «В нашей борьбе против терроризма мы будем действовать по принципу кто не с нами, тот против нас» // Шмитт Эрик. Буш не советует Ирану укрывать боевиков «Аль Каиды» // Коммерсантъ. 2002. 12 янв.
Для более полного понимания сущности законодательства РСФСР, а затем
и СССР периода гражданской войны необходимо отметить и еще одну важную особенность в правопонимании — это нежелание признавать принцип взаимной ответственности государства и гражданина в обычных условиях, не говоря уж об условиях чрезвычайных ситуаций. Подобное «признание» было внесено в текст Конституции Российской Федерации только в декабре 1993 г.
Именно в это время на официальном уровне формируется легистское правопонимание. Советское государство периода гражданской войны под сущностью права понимало любые «официально-властные, принудительно-обязательные»1, в том числе и субъективно-произвольные, носящие личностные и эмоционально-идеологические установления нормативного характера. Принцип «все, что приказывает власть — есть право» носил официальный характер и широко использовался в практической деятельности органами государственной власти всех уровней.
Абсолютное большинство правоотношений в этот период носит вертикальный (управленческий) характер и регламентируется нормами административного права. Основной формой реализации революционного законодательства является возложение на граждан подлежащих беспрекословному исполнению обязанностей по выполнению правовых предписаний государства и воздержание от неправомерных действий под угрозой применения жесткой юридической ответственности, соответствующей переживаемому периоду. Фактически государство только за собой и формально за рабочим классом (пролетариатом) оставляет возможность на осуществление полномочий, предоставляемых правовыми нормами. Не стоит объяснять причину того, что государство не желало ни с одной негосударственной структурой делиться правом на применение норм права.
Постановлением ВЦИКа от 3(16) января 1918 г. объявлялась контрреволюционным действием «всякая попытка со стороны кого бы то ни было или какого бы то ни было учреждения присвоить себе те или иные функции государственной власти». Она подавлялась «всеми имеющимися в распоряжении Советской власти средствами вплоть до применения вооруженной силы».
До октябрьских событий 1917 г. В. И. Ленин критически характеризовал Положение 1881 г., называя его «одним из самых устойчивых, основных законов Российской империи». Однако это не помешало возглавляемому им правительству РСФСР сделать основными и на протяжении нескольких лет постоянными чрезвычайные меры государственного управления. В их основу была положена материализованная в нормативных документах идея разделения общества на классы с целью закрепления их конституционного неравенства в различных сферах деятельности. Таким образом, субъектом ограничительного правового воздействия становится социальная общность.
Первая советская Конституция РСФСР 1918 г. открыто закрепляла неравенство граждан. Избирательных прав были лишены «эксплуататоры и их пособники». Избирательное право, посредством установленных на конституционном уровне диспропорций, предоставляло значительные преимущества представителям рабочего класса перед крестьянами, которые делились на бедняков, середняков и зажиточных.
В соответствии с Конституцией РСФСР Всероссийский съезд Советов, ставший высшим органом государственной власти, избирался из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25 000 избирателей, а из представителей губернских съездов Советов уже в пять раз больше—по расчету 1 депутат на 125 000 жителей.
В период между съездами высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Республики являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов. Практика наделения новых властных структур одновременно различными полномочиями широко применялась во всех сферах государственного строительства и на всех управленческих уровнях.
Съезды Советов других уровней формировались следующим образом. Областные — из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25 000 жителей, а от городов — по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов. С образованием СССР (30 декабря 1922 г.) такие пропорции были подтверждены. Это позволяло формировать состав представительных органов власти, примерно на 80% состоящий из депутатов от рабочего класса. В этот период на конституционном уровне подтверждалось, что не избирались и не могли быть избранными:
«а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п. ;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором».
Исследователи отмечают, что впервые в практику понятие «избирательная география» было введено еще в 509 году до нашей эры. Борясь с аристократическим засильем во властных структурах, Клисфен вместо родоплеменного деления граждан ввел их территориальное закрепление. Это позволило ему разделить традиционные аристократические роды на разные территориальные единицы (демы, тритти и филы). Новое территориальное деление страны сокрушило единство, а значит и господство родовой аристократии. Приоритет в политической сфере получили неродовитые и без властных амбиций, но владеющие большим имуществом граждан.