Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 01:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить основные подходы типологизации государства.
Задачи работы:
1) изучить понятие и сущность государства
2) выявить основные подходы к типологизации государств
3) рассмотреть элементы типологии государства.
При написании этой курсовой работы я использовал труды таких специалистов как: Еллинек Георг, Хабибуллин А.Г., Сигалов К.Е. .
Введение стр. 3 – 5
Глава 1. Сущность и социальное назначение государства стр. 6 – 11
Глава 2. Основные подходы к типологизации
2.1. Формационный подход к типологизации стр. 12 – 16
2.2. Цивилизационный подход к типологизации стр. 16 – 19
Глава 3. Основные элементы типологии государства
3.1. Форма правления стр. 19 – 21
3.2. Форма государственного устройства стр. 21 – 22
3.3. Политический режим стр. 22 – 24
Заключение стр. 25 – 26
Список используемой литературы стр. 27
ГОУ ВПО ,,Российская таможенная академия”
Санкт-Петербургский
им. В.Б. Бобкова филиал
Кафедра
теории и истории
государства и
права
Курсовая работа
по дисциплине ,,Теория государства и права”
на
тему: ,,Типология государств”
Научный руководитель:
Санкт-Петербург – 2010
План
Введение
Глава 1. Сущность и социальное назначение государства стр. 6 – 11
Глава 2. Основные подходы к типологизации
2.1. Формационный подход к типологизации стр. 12 – 16
2.2. Цивилизационный подход к типологизации
Глава 3. Основные элементы типологии государства
3.1. Форма правления
3.2. Форма государственного устройства
3.3. Политический режим
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Данная тема, а именно типологизация государств, весьма актуальна. Она помогает нам понять существо государства. Многообразие особенностей, характеризующих отдельные государства, и точек зрения, с которых они могут быть рассматриваемы, делает возможным самые различные типологизации государств. В основу многочисленных классификаций могут, прежде всего, быть положены особенности самой территории. Едва ли не бесчисленное количество классификаций может быть построено на основе социальных, национальных или религиозных особенностях населения. Если, например, делить государства на земледельческие, торговые и промышленные, то эти ярлыки не дают никаких указаний о строе этих групп государств. Все указанные подразделения неизбежно односторонне и произвольны, как и всякая классификация, исходящая от второстепенных или сопутствующих элементов какой-либо группы объектов.1
Столь
пристальный интерес к
Поэтому все эти попытки группировать государства не дают нам того, что составляет конечную цель типологизации – более глубокого научного познания явлений. Типологизация, углубляющая наше познание существа государства, возможна, поэтому только на основе находящих в нем свое выражение постоянных отношений. Одной из самых гениальных идей античной государственной науки должна быть признана мысль, что формы государства тождественны с формами государственного устройства. Научно удовлетворенной может быть только правовая классификация форм государства. Вопрос о формах государства тождествен с вопросом о правовых различиях конституций. Правовым принципом классификации может служить только порядок образования воли государства.
Говоря о содержании и назначении типологии государств, необходимо отметить, что в процессе проведения ее ученые опираются на огромный фактический материал, накопленный различными юридическими и не юридическими науками и в первую очередь историей государства и права, политической наукой, социологией. На основе изучения и обобщения данного материала устанавливаются и раскрываются объективные связи, существующие между государством и экономической и социальной структурой общества.3
В чем заключается социальный смысл и назначение процесса типологии государств? Во-первых, в том, что вырабатываемые при этом идеи о типах государства и права дают нам ключ для правильного понимания процесса естественно-исторического развития рассматриваемых явлений.
Во-вторых, в том, что типология вооружает исследователя пониманием внутренней логики и закономерностей процесса исторического развития государства и права, выступает как основа научного предвидения будущего государства и права России, равно как и других стран.
В-третьих, в том, что процесс типологии государств позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем без исключения типам государств с их особенностями.
В-четвертых, в том, что в процессе типологии государств создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права.
В-пятых, в том, что процесс типологии государства создает объективную основу для научного проникновения в глубинные слои процесса естественно-исторического развития государства и права, позволяет проводить четкое различие между научными и псевдонаучными теориями, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство в различных странах на строго научной основе.4
Актуальностью работы является то, что учение о типах государства разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства – государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности). С учетом этих критериев различаются формационные и цивилизационные типы государства.
Целью данной курсовой работы является изучить основные подходы типологизации государства.
Задачи работы:
1) изучить понятие и сущность государства
2) выявить основные подходы к типологизации государств
3) рассмотреть элементы типологии государства.
При
написании этой курсовой работы я
использовал труды таких
Глава
1.Сущность и социальное
назначение государства
Государство
– единая политическая организация
общества, распространяющая свою власть
на всю территорию страны и ее население,
располагающая специальным
В
современных демократических
Наряду с этими сущностными чертами государство обладает и другими, свойственными только ему признаками:
1.Государство
представляет собой
2.Государство
объединяет население по
3.Государство
устанавливает и взимает
4.Государство
в отличие от других
5.Право
государства на издание
Долгое
время в течение всего
Сущность государства как общественного явления состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему характер универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит выявить главное, определяющее, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, общество не может существовать и развиваться без государства.
В каждом конкретном государстве есть общее, характерное для всех государств, особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы государств, и единичное, присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своего исторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни.8
В сущности государства находят свое выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, они имеют различные формы проявления в зависимости от экономического и политического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры и исторических традиций. Сущность государства неразрывно связана с его функциями. Функции государства образуют единую систему. Единство этой системы основано на сущности государства и непосредственно зависит от условий, в которых реализуется социальное назначение государства. Например, такие условия, как политический и идеологический плюрализм, сложившийся и укрепившийся в обществе, многообразие форм собственности, социальное партнерство членов общества создают благоприятные возможности для совершенствования его деятельности в общесоциальном направлении. В такой же мере сущность государства связана с его типами. Тип государства – это способ его существования, соответствующий определенному экономическому базису. В зависимости от экономического базиса определяются тип и сущность государства. Но если тип государства напрямую связан с экономическими устоями общества, то сущность государства зависит не только от экономики, но и от других условий.