Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:26, реферат
Общепризнанно, что научные классификации (типологии) играют значительную роль в познании, поскольку служат важнейшим средством теоретического воспроизведения объекта исследования. Какую бы отрасль знания мы не взяли, мы обязательно встретимся в ней с классификацией (типологией) как с одной из основных форм представления объектов или их типов и соответствующего расчленения всего материала. Теория государства и права тоже обращается к классификации для построения различных типов государства и права. В науке общей теории государства и права типология государств занимает одно из центральных мест, "является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства...".
Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Введение 3
1. Подходы к типологии государств 4
2. Нетрадиционные подходы к типологии государства 7
Заключение
Список использованной литературы
16
В.Е.
Чиркин считает возможной следующую классификацию
государств: монистические, сегментарные
и плюралистические; при этом критерием
классификации государств становится
признак, характеризующийся тем, у кого
находится реальная государственная власть.
К монистическим государствам относятся
такие, власть в которых находится в руках
одного центра независимо от того, что
представляет собой этот центр: абсолютную
монархию, партийную бюрократию, президента.
У них централизованное государственное
устройство (хотя они могут называться
федерациями), авторитарный политический
режим. В сегментарных государствах реальная
власть распределена между различными
институтами государства при решающей
роли одного центра (монарха, президента);
административно-
Сходная типология предлагалась Л.П. Рожковой. По указанному выше основанию государства могут быть разделены на два основных типа: автократии и политократии. Под автократией следует понимать государство, которому свойственно неограниченное, бесконтрольное полновластие одного лица — главы государства. Последний является и источником и выразителем суверенитета государственной власти, а также высшей законодательной и исполнительной властью. К автократиям следовало бы отнести древневосточные деспотии, абсолютные феодальные монархии и др. Политократии характеризуются тем, что источником суверенитета государственной власти в них признается население. Выразитель суверенитета в политократиях — представительный орган, осуществляющий законодательную власть и контролирующий деятельность других подсистем— исполнительную власть.
Весьма похожую концепцию типологии государства предлагает Р.Э. Севортьян. Он считает, что государства можно делить на бюрократические и плюралистические. Бюрократическим называется государство с моноцентричной властью: реальная власть в нем принадлежит партийной, военной, административно-хозяйственной бюрократии. Полицентрическим следует признать государство, слитое с обществом. Полицентричность проистекает из сложной природы зрелого гражданского общества, в котором хорошо развиты горизонтальные социальные связи и отношения.
По мнению А.Б. Венгерова, для понимания типологии государства с цивилизационной точки зрения наибольший интерес представляет классификация государств и государственно-политических институтов по уровню их организации. Подобная классификация означает деление цивилизаций на первичные и вторичные.
Обоснованным считает деление древних государств на первичные и вторичные В.А. Якобсон. Первичные — это государства, которые возникли в результате только внутреннего развития; во вторичных естественный процесс их возникновения был стимулирован, а в ряде случаев и модифицирован культурной, экономической и геополитической окружающей средой. К первичным государствам можно отнести города-государства раннединастического Шумера, Элам, Египет, государства древнейшего Китая, государства Хараппской культуры в Индии. Сюда же следует причислить государства Крито-микенской культуры. На торговых путях, связывавших эти первичные государства между собой и с источниками сырья, появлялись центры посреднической торговли (торговые города-государства Северной Месопотамии, Малой Азии, Греции, Сирии, Финикии). Вторичные государства возникают в значительной степени под влиянием примера государств первичных. Речь, разумеется, не идет о прямом подражании или отсутствии внутренних причин для перехода от родоплеменного строя к государству. Но влияние более развитых политических структур приводит к тому, что государство появляется раньше, чем оно возникло бы в данном обществе под влиянием одних только внутренних причин. Такое государство неизбежно сохраняет, хотя и в деформированном виде, целый ряд архаических черт, и в частности ярко выраженную родоплеменную структуру общества. Сочетание царской власти с родоплеменными структурами — явление нередкое в истории человечества. Его надо иметь в виду при рассмотрении вопросов о сущности кочевых империй, варварских государств Западной Европы и домонгольской Руси, поскольку оно объясняет многие их особенности.
Типы государств, основанные на соотношении государства и общества, предлагают О.Э. Лейст и И.Ф. Мачин. В истории соотношения общества и государства вырисовываются следующие этапы, которые могут служить основанием для типологии государства:
1. Древнему миру и средним векам соответствовали сословное общество и государство, открыто выражавшие и закреплявшие общественное неравенство.
Различение права и закона положил в основу типологии государств В.А. Четвернин. Он делит государства на правовые и неправовые. В качестве исходной посылки для деления автор предлагает использовать две метатеории государства и права: классический легистский позитивизм и непозитивистское правопонимание.
Государства, которые ориентируются на выполнение целей, сформулированных в положениях юридического позитивизма, не являются правовыми. В рамках юридического позитивизма Право и закон отождествляются, право понимается как продукт властно-распорядительного нормотворчества. Право определяется через понятие государства, государство рассматривается в качестве исключительного источника права. Государство трактовалось как совокупность трех признаков: "народ (население государства)", "государственная территория", "государственная власть". Однако каждый из трех элементов толковался с точки зрения того, что сказано о нем в законах, установленных тем же государством. Отсюда позитивистское, или неправовое, государство отождествляется с государственным правом, с законом.
В рамках непозитивистского правопонимания право считается социальным регулятором, относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону. И правовым Признается государство, основания которого выходят за пределы закона и "связывают понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворческих требований определенной меры свободы, первичных по отношению к власти и ограничивающих суверенитет". "Правовое государство — это государство, обслуживающее потребности правового общества, т.е. обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающее интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров". При этом в сущность правового государства включается "система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ". Существуют три отличительных признака правовой государственности: верховенство правовых законов и конституции как основного закона; формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и собственности, прежде всего прав и свобод человека и гражданина, а также иных субъективных прав индивидов и ассоциаций; институциональные гарантии свободы, самостоятельности и собственности.
По мнению М.Н. Марченко, признаками, характеризующими правовое государство, являются: верховенство и реальное господство закона, гарантированность прав и свобод граждан, взаимная ответственность граждан и государства, реализация принципа разделения властей, поддержание режима демократии, законности и конституционности, реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Именно они служат критериями для отграничения правового государства от неправового.
Представляет интерес типология Г.В. Назаренко. В ее рамках критерием для разделения государств на типы служат исторические типы права. Автор принимает за основу тезис о том, что историческими типами права признаются: 1) сословное право, включающее в себя право государств азиатского способа производства, рабовладельческое и феодальное право; 2) формальное право; 3) социальное право — право XX в. В зависимости от того, какой тип права господствует в том или ином государстве, Г.В. Назаренко выделяет соответственно три типа государств: сословное государство; современное представительное государство; цивилизованное государство. Сословное государство закрепляет неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Современное представительное государство обеспечивает формальное равноправие граждан. В качестве третьего типа "вырисовывается цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социальных низов и нуждающихся лиц".
Итак,
по мнению одних (В.А. Якобсон, А.Б. Венгеров),
критерием типологии государства является
уровень развития, организации государственно-политических
институтов. Другие (В.А. Четвернин, М.Н.
Марченко, Г.В. Назаренко) считают, что
критериями для построения типологии
государств может служить уровень развития
права. Третьи (Л.П. Рожкова, Р.Э. Севортьян,
В.Е. Чиркин) полагают, что в качестве критерия
можно использовать признак, указывающий
на источник государственной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение многих авторов к проблемам типологии государства свидетельствует об их актуальности. Разнообразие представленных концепций позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшнем этапе развития теории государства и права не существует единственно правильной типологии государства и права. По-видимому, следует говорить о плюрализме понимания типологии государства. Это связано с тем, что типология — всегда модель, система упорядоченных представлений и знаний об объекте. Можно констатировать лишь степень приближенности каждой созданной типологической конструкции к познанию данного объекта, ведь ни одна из систем не заключает в себе всю истину, так же как и ни одну из них нельзя признать целиком ошибочной. Кроме того, наличие альтернативных типологий государства позволяет более глубоко и всесторонне понять сущность государства. Наконец, выделение типов государств по различным признакам помогает, с одной стороны, разобраться в "объективно необходимом, закономерном процессе развития государства и права", понять, "какими были государство и право на различных этапах развития общества, как они соотносились между собой и с государственно-правовыми институтами, находившимися на предшествующих этапах развития общества, что они представляют собой на современном этапе"; с другой стороны — расширить прогностические возможности типологий государства в политико-практическом плане.
Сосуществование
и конкуренция различных представлений
о типологии государства важны не только
для теоретического анализа, они исполнены
значения в плане прикладном. Благодаря
им люди могут выбрать приемлемую для
них точку зрения на типологию государств,
на само государство и, следовательно,
получают возможность подобрать вариант
соответствующего практического отношения
к нему.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общая теория государства и права - Учебник, под. ред. Лазарева С.Н., М.: Юрист, 2006.
2. Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА– ИНФРА-М, 2005.
3. Венгеров А.В. – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 2006.
4. Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА– ИНФРА-М; 2007.
5. Венгеров А.В. – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 2005.
6. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств//Вестник Нижегородского Университета, 1999.
7. Маликов А.В. Обзор нетрадиционных типологий государства. Вестник Моск. Ун-та. Cep.11. Право. 1998.№ 6.С.102-112.