Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:26, реферат
Общепризнанно, что научные классификации (типологии) играют значительную роль в познании, поскольку служат важнейшим средством теоретического воспроизведения объекта исследования. Какую бы отрасль знания мы не взяли, мы обязательно встретимся в ней с классификацией (типологией) как с одной из основных форм представления объектов или их типов и соответствующего расчленения всего материала. Теория государства и права тоже обращается к классификации для построения различных типов государства и права. В науке общей теории государства и права типология государств занимает одно из центральных мест, "является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства...".
Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Введение 3
1. Подходы к типологии государств 4
2. Нетрадиционные подходы к типологии государства 7
Заключение
Список использованной литературы
16
СОДЕРЖАНИЕ
|
3 |
|
4 |
|
7 |
Список использованной литературы |
16 17 |
ВВЕДЕНИЕ
Общепризнанно, что научные классификации (типологии) играют значительную роль в познании, поскольку служат важнейшим средством теоретического воспроизведения объекта исследования. Какую бы отрасль знания мы не взяли, мы обязательно встретимся в ней с классификацией (типологией) как с одной из основных форм представления объектов или их типов и соответствующего расчленения всего материала. Теория государства и права тоже обращается к классификации для построения различных типов государства и права. В науке общей теории государства и права типология государств занимает одно из центральных мест, "является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства...".
Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства.
Проблемами
классификации, типологии государства
и права уделялось большое внимание в
советской юридической науке. При этом
теоретические построения в рамках общественных
наук, включая государствоведение, были
возможны лишь на основе теории формаций.
Отсюда любые типологии, построенные на
других основаниях, в том числе и форме,
признавались возможными только "внутри
отдельных исторических типов". Построение
типологий государства на основании каких-либо
других теорий (кроме формационной) не
осуществлялось.
1.
Подходы к типологии государств
Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его соотношении с социально-экономическим строем, так и проблемы типологии государства. Решение того и иного вопроса в отечественной теории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, то есть на формационный подход.
В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства, определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено экономическим строем общества. Оно вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя.
В настоящее время, наряду с формационным подходом широко применяется и другой - цивилизационный подход.
Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.
Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать, или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в характеристике и понимании государства стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений, что цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и социально-экономического подхода.
Сторонники этого аргумента аргументируют это так: в основе государства лежат экономические факторы, но влияние на них достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются именно в той сфере человеческой деятельности, которая характеризуется как культура, или цивилизация. В итоге цивилизация влияет на социальную организацию общества. Культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства, и тем самым, прервать поступательное формационное развитие как производства, так и процесса формирования и функционирования государства. Пример – это циклическое развитие государственных форм в странах арабского мира, Китае, Америке до XX века и т.д. И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы. В Европе протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания адекватных ей государственно-правовых начал.
Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия на него: формационного и цивилизационного. Какой из них победит, сказать заранее нельзя. Именно с этим связана многовариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни. Поэтому правильное понимание соотношения государства с социально-экономическим строем предполагает использование обоих подходов. Однако, исторический опыт государственности показывает, что жесткая привязка природы того или иного государства к социально-экономической формации не дает ответа на многие вопросы.
В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные и цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы государств. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации, которые, по его прогнозу уже вошли в противостояние.
Такой
подход наполняет конкретным содержанием
такие категории, как «Восток-Запад»
и «Север-Юг». Формационные критерии
мало что объясняют в современных
государственных противоборствах,
внутреннем развитии конкретного
государства.
2.
Нетрадиционные подходы к типологии государства
Возможны построения типологий и по другим критериям. В современном мире насчитывается около 200 государств. Их классификация возможна по самым различным основаниям: 1) по социальным признакам (характеру государственной власти); 2) по форме (способы организации власти); 3)по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти); 4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых)
Ученые-правоведы пытались предложить разнообразные типологии государства и права.
В концепции типологии государств, разработанной Г. Еллинеком, в качестве критерия выбран характер взаимоотношений между властью и индивидом ("вопрос о характере государственного союза и положении, занимаемом в этом смысле индивидом".
Г. Еллинек выделял пять типов государств: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное. Характерная особенность древневосточного типа государства заключается в их почти всегда абсолютном характере властвования: о каком бы то ни было упорядоченном участии народа в управлении здесь речи не шло. Древневосточное государство делилось на два подтипа: "деспотическое" и "теократическое". В государствах первого подтипа властитель являлся представителем божественной силы, его воля поэтому богоподобна, а власть государства неограниченна. В государствах второго подтипа правитель был ограничен божественной силой, которая выражала свою стоящую над государством волю через посредство других органов.
Греческое (эллинского) государство, нельзя отождествлять с римским государством. Эти два государства представляли собой разные типы. Несмотря на то что в античных государствах "не было противоположности между народом и властителем, так как последним является сам народ"8, в греческих государствах индивид полностью поглощался государством. Государство не оставляло ему никакой свободы от государственной власти, не предоставляло никаких прав, помимо права участия в государственных отношениях властвования.
Римское государство во многом было похоже на греческое за одним" важным исключением: в отношении держателя отеческой власти к его семейству. В римской семье Pater familias имел пожизненную власть над членами семьи, в то время как греческая семья была урегулирована законами в интересах подвластных. Таким образом, римлянин имел "самостоятельную, не исходящую от государства и даже не контролируемую им власть, равносильную по власти государству", т.е. признавалась независимость личности (отца) индивида от влияния государства, или другими словами в римском государстве уже различались публичная и частная власти. В греческом и римском государствах не было разделения на господствующих и подвластных, противостоящих друг другу как бы на правах борющихся и заключающих мир сторон.
Средневековому государству были свойственны дуализм, противоречие между правом короля и правом народа. Типическая черта средневекового государства состояла в том, что "широкие массы народа в большинстве случаев остаются вообще чуждыми государственной жизни", за исключением, наверное, только итальянских городских республик.
Современное государство находится в преемственных отношениях с греческим и римским государствами: "Посредством преодоления дуализма двоякого рода — короля и народа, светской и церковной власти возникло современное государство, представляющее собою корпоративную единицу, организованную на основании конституции". Отличительной чертой государств современного типа, по мнению Еллинека, является то, что индивид в современном государстве — самодовлеющая моральная и правовая величина, в то время как государства другого типа резко отличает недостаточное уважение к личности. "Единство и конституционная организация, законное самоограничение государства по отношению к индивиду — таковы существенные признаки того, что мы называем современным государством, и того, что в совокупности этих признаков отличает его от всех государственных образований Прошлого".
Типология государств, предложенная Г. Еллинеком, позволяет проследить процесс признания прав и свобод личности в государстве, тенденцию развития характера власти государства: от монистического характера при полном поглощении индивида к дуализму и впоследствии к компромиссу между абсолютной публичной властью государства и частным правом индивида.
Интересной является классификация государств, предложенная в свое время русским историком Н.И. Кареевым. Следует отметить, что она носит в большей степени историко-социологический, чем юридический характер. Н.И. Кареев выделял шесть типов государств: государство-город, восточную деспотию, феодальное поместье — государство, сословную монархию, западноевропейскую абсолютную монархию, конституционное государство.
Имеется типология государств, в соответствии с которой государства делятся на неразвитые (эксплуататорские) и развитые (цивилизованные). Одним из критериев для различения государств в этом случае может служить уровень развития права. Если право неразвито, если "не развернулись его свойства как самостоятельного и «сильного» нормативного социального феномена", оно остается "придатком государственной власти, всецело зависящим от ее усмотрения". В развитом государстве "развернулись свойства писанного права, оно выступает в качестве самостоятельного феномена, способного противостоять любому произволу, в том числе и произволу государственной власти". По мнению С.С. Алексеева, в развитом (современном) государстве в отличие от несовершенного (неразвитого) развертывается весь комплекс его институтов, раскрывается его потенциал как явление цивилизации и культуры. "На первых стадиях цивилизации... государство выступает как неразвитое политическое образование". "По мере того, как общество переходит от... низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится все более совершенным и цивилизованным". Считается, что в рамках эксплуататорских (неразвитых) государств оправдана прежняя типология: рабовладельческие, феодальные, буржуазные. Развитые (цивилизованные) современные государства следует делить на демократические, правовые и социальные.