Теория разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Содержание

Введение.
1. Истоки и предпосылки появления теории разделения властей.
2.Общая характеристика ветвей власти.
3. Своеобразие российской модели разделения властей.
Заключение.
Список использованных нормативных актов и литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

  Важную роль в  деятельности законодательных органов  играет осуществляемый ими контроль  за работой правительства, иных  должностных лиц исполнительной  власти.

  Таким образом, «законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путём издания законодательных актов, принятия государственного бюджета, формирования высших исполнительных и судебных органов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти13».

  Создатели концепции разделения властей полагали, что ограниченный монарх, будучи главой государства, одновременно будет осуществлять исполнительную власть через подчинённых ему министров. В соответствии с этими представлениями создавались многие ранние конституции в монархических государствах, а от части и в тех, где наследственного монарха заменял выборный президент и ему были подчинены министры.

  В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительству, либо только главе государства, либо только правительству. Ими исполнительная власть

делегируется органам  и должностным лицам низшего ранга.

  Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность.

  Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления.

  Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.

  В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства.

  Исполнительная власть  носит подзаконный характер. Все  действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему                      противоречить, направлены на исполнение закона.

  Важный признак  исполнительной власти – её  универсальный характер. Он показывает, что исполнительная власть, её  органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства.

  Одним из важнейших  признаков исполнительной власти  является её предметный характер. Он означает, что существование  государственной власти находит  своё выражение в её чиновниках, армии, администрации. 

  Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи «по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др.14».

Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица или коллегиального органа. В первом случае правительство формируется президентом, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента.

  За осуществляемую управленческую деятельность правительство несёт, как правило, солидарную политическую ответственность.

  Следует отметить, что исполнительная власть имеет  и правотворческие функции, издаёт  подзаконные нормативные акты. Помимо  этого правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства.

  Таким образом, «исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный и предметный характер и направленная на обеспечение исполнения законов15».

  Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

  Существование судебной власти, наряду с законодательной и исполнительной, - признак демократического государства.

  В отличие от  законодательной власти суд не  создает общих правил поведения,  не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда,

даже правильное по существу, отменяется вышестоящим судом и дело направляется на новое рассмотрение. Суд рассматривает и решает те или иные конфликты в обществе, возникшие между его членами – юридическим и физическими лицами, - в  соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, рассматривающей дело, и внутренним убеждением судей. Правосознание, внутреннее убеждение, сложившееся на базе

жизненного опыта и  в ходе рассмотрения конкретного  дела имеет огромное

значение при осуществлении  судебной власти. Ее реализация – приговор по

уголовному делу, решение  по гражданскому иску – представляет собой акт

государственного принуждения, совершаемый в особых формах.

  В современных демократических государствах правосудие функционирует независимо от законодательной и исполнительной властей и имеет строго очерченную в конституции и особых законах компетенцию. Отправление правосудия как специфической государственной функции состоит в наиболее общем виде в том, чтобы обеспечивать надлежащее применение законов путем восстановления, как нарушенного права, так и нарушенного равновесия в гражданских правоотношениях.

  Существенная особенность  судебной власти состоит в  особой процедуре её осуществления.  Она сводится к тому, чтобы,  как писал видный русский государствовед Б.Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность.

  В отличие от законодательной власти, которая теснейшим образом связана с

политикой, в отличие  от исполнительной власти, которая  тоже участвует в

политике и поддается  политическому давлению со стороны  партий, при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено, равно, как и любое другое давление с целью повлиять на решение суда. Для этого существует ряд привилегий, которыми располагают судьи (статус судьи). Важнейшим положением статуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до наступления установленного законом предельного возраста, за исключением случаев, когда он совершил преступление или недостойно вел себя, но он может уйти в отставку и по собственному желанию. Судьи независимы и подчиняются только закону. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях, забастовках и т.п. На судей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой, торговой или промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон устанавливает, что вознаграждение судей не может быть уменьшено во время пребывания их в должности. Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, это сравнительно слабая власть, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная. Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует, прежде всего, в странах с длительными демократическими

традициями, там, где укоренился принцип господства права.

  Судебная власть  осуществляется единолично судьей  или судебной коллегией, действующих в особом судебном процессе. Вне судебного процесса судья может обладать лишь другими полномочиями. Деятельность суда закрепляется принципами, закрепленными в конституциях. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.

К числу общих конституционных  принципов относятся:

- осуществление правосудия только судом, другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия;

- независимость судей  и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения. Если вышестоящий суд отменяет судебное решение, то он опять-таки не указывает, как именно следует решить дело, а направляет его в иной состав судебной коллегии, и уже она решает дело;

- свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам

отсутствия закона или  его неясности. Суд обязан принять  и рассмотреть иск (он может отклонить рассмотрение только по причине не подведомственности или неподсудности дела);

- коллективное отправление правосудия. Мировой судья единолично может

рассматривать только мелкие правонарушения;

- ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства;

- гласность, т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся в случаях, предусмотренных законом;

- возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции, кассации, ревизий, которая сочетает черты апелляции и кассации;

- ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает

физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему  ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

  Судебная власть, таким образом, – независимая  ветвь государственной власти, осуществляемая путём гласного, состязательного, как правило коллегиального, рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве16.

  Роль судебной  власти в механизме разделения  властей состоит в сдерживании  двух других властей в рамках  конституционной законности и права, прежде всего, путём осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

3) Своеобразие российской модели разделения властей.

   “Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны17”.

  Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней России, как он реализуется и почему его сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения России по пути демократии.

  Нередко в объяснении трудностей, с которыми сталкиваются реформы в России, приводятся ссылки на отсутствие у страны демократических традиций, особенности ее исторического развития18.

  В противовес этому порой указывают на то, что зачатки демократической организации власти были известны еще в Древней Руси. В частности, договоры, которые заключались отдельными городами с княжескими дружинами, как бы содержали в себе элементы разделения властей. Возможно, такие проявления ограничения княжеской власти действительно имели место. Им можно найти подтверждение и в стародавних летописях, и в некоторых других источниках. К сожалению, эти начинания не получили последующего развития. Княжеская междоусобица и вражда не способствовали к каким бы то ни было устремлениям к демократическому правлению. В еще большей мере не оставляло для этого возможностей татаро-монгольское иго. Объединение русских земель и последующего создания централизованного Русского государства происходило в условиях, требовавших максимальной концентрации власти. Утверждение русского самодержавия, даже если оно и было необходимым историческим этапом, также исключило возможность разделения властей.

  В период смуты  и после нее Россия могла пойти по пути конституционной монархии, но народ так устал от постоянно сменяющихся государей, что ему уже было все равно кто и на каких условиях возьмет власть в свои руки.

  В феврале 1917 года  монархия пала. 1 сентября 1917 года  состоялось официальное провозглашение России республикой. Специальная комиссия при юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект республиканской Конституции. Видимо, в ней впервые мог найти отражение принцип разделения властей. Но в 1917 году к власти пришли большевики, и все планы временного правительства рухнули.

  II Всероссийский съезд Советов, провозгласив в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года переход всей полноты власти на всей территории бывшей Российской империи в руки Светов, положил начало существованию тоталитарного государства.

  Разделение властей было объявлено инструментом завоевания и осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как выражение интересов буржуазии, марксизмом отвергалось.

  В конце 1980-х  – начале 1990-х годов в отношении  к принципу разделения властей  наметился резкий поворот. И  это заметно проявилось и в теории, и на практике. Учреждение в 1991 г. института президентства в России и образование Конституционного Суда свидетельствовали о практической реализации принципа разделения властей. Закрепление же в Конституции РСФСР в 1992 г. положения о том, что «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей» (ст. 3 Конституции РСФСР) свидетельствовало об официальном признании этой теории.

Информация о работе Теория разделения властей