Автор: s*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 08:32, контрольная работа
разделение властей в государственном механизме, диалеммы
Основной целью данной контрольной работы является рассмотрение института разделения властей.
Задачами контрольной работы являются:
1) Определить истоки, роль и назначение теории разделения властей;
2) Проанализировать различные взгляды на теорию разделения властей;
3) Рассмотреть теорию разделения властей в современный период.
Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации
выступает как высший судебный орган "по
разрешению экономических споров и иных
дел,
рассматриваемых арбитражными судами"
(ст. 127 Конституции РФ).
В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства.
Согласно
Конституции РФ, президент является
главой государства. Он выступает как
гарант Конституции, а также "прав и
свобод человека и
гражданина". В установленном Конституцией
РФ порядке президент принимает меры по
охране суверенитета России, ее независимости
и государственной целостности; определяет
основные направления внутренней и внешней
политики государства; обеспечивает "согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти" (ст. 80 Конституции
РФ).
В
соответствии со своими конституционными
полномочиями президент назначает с согласия
Государственной Думы Председателя Правительства
России; принимает решение об отставке
правительства; имеет право председательствовать
на заседаниях правительства; по предложению
Председателя Правительства РФ назначает
на должность и освобождает от
должности заместителей Председателя
Правительства и министров;
представляет Государственной Думе кандидатуру
для назначения на
должность председателя Центрального
банка России, а также ставит вопрос
о его освобождении.
Кроме
того, согласно Конституции, президент
выполняет также ряд других полномочий
и функций. По своей природе и характеру
они являются в основном исполнительно-
Являясь главой государства, президент
одновременно фактически выполняет
функции и главы правительства. Сочетание
полномочий главы государства с
фактическими полномочиями главы правительства
позволяет Президенту
России сосредоточить в своих руках огромную,
поистине главенствующую
президентскую, власть.
Означает
ли это, что в формально-юридическом, конституционном
смысле Президент России как глава государства
стоит по своему статусу не только над
исполнительно-
судебными органами? Нет, не означает.
Конституция
РФ в связи с этим особо оговаривает,
например, что в своей деятельности при
определении основных направлений внутренней
и внешней политики государства президент
руководствуется Конституцией и
федеральными законами. В Основном Законе
страны особо подчеркивается,
что "указы и распоряжения Президента
Российской Федерации не должны
противоречить Конституции Российской
Федерации и федеральным законам".
Аналогичные по своему характеру положения содержатся также и в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ особо указывается на то, что "в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".
Из сказанного следует, что если указы президента как главы государства, согласно Конституции, уступают по своей юридической силе законам, т.е. актам, принимаемым высшим законодательным органом страны - парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом.
Аналогично
обстоят дела не только с законодательной
властью и
осуществляющими ее высшими органами,
но и с судебной властью и
реализующими ее органами. В Конституции
РФ прямо говорится о том, что
"судебная система Российской Федерации
устанавливается Конституцией
Российской Федерации и федеральным конституционным
законом" и что "судьи независимы
и подчиняются только Конституции Российской
Федерации и федеральному закону".
В
формально-юридическом плане
Однако,
как показывает практический опыт функционирования
властей после принятия Конституции России
1993 г., обладая относительной
самостоятельностью и сдерживая в своей
повседневной деятельности друг
друга, государственные власти далеко
не всегда уравновешивают друг
друга.
В
особенности это касается законодательной
и
исполнительно-распорядительной властей.
В отношениях между ними, равно
как и в отношениях с другими ветвями и
разновидностями властей,
неизменно доминирует президентская,
а точнее, исполнительная власть.
Во
взаимоотношениях с судебной властью
это предопределяется прежде всего тем,
что президент обладает огромными конституционными
возможностями оказывать влияние на кадровый
состав судебных органов. Так, в соответствии
со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент
представляет
кандидатуры Совету Федерации для назначения
на должности судей
Конституционного Суда, Верховного Суда
и Высшего Арбитражного Суда.
Кроме того, он назначает судей других
федеральных судов.
В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.
Согласно Конституции РФ, законодательная власть имеет определенные рычаги обратного воздействия ("сдерживания") на исполнительную власть. Среди них наиболее действенными считаются, например, такие, как полномочия Государственной Думы на решение вопроса о доверии Правительству России, право Совета Федерации на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против президента на решение вопроса об отстранении его от должности и др.
Данные и другие подобные им полномочия, несомненно, являются важными рычагами влияния законодательной власти на исполнительную власть и оказывают определенное "сдерживающее" по отношению к ней воздействие. Однако по своей силе они заметно уступают средствам воздействия исполнительной власти на законодательную.
Кроме того, некоторые средства сдерживания исполнительной власти со стороны законодательной в значительной мере нейтрализуются потенциальной возможностью применения обратных, более сильных мер.
В качестве примера можно сослаться на ст. 103 Конституции РФ, которая представляет Государственной Думе в качестве одного из средств влияния законодательной власти на исполнительную власть право давать (или не давать) согласие Президенту на назначение Председателя Правительства России, а также право решать вопрос о доверии правительству. Это право, помимо того что является относительным, имеет еще одну, негативную по отношению к законодательной власти грань.
А
именно в связи с выражением недоверия
правительству или в связи с отказом Государственной
Думы утвердить предлагаемую президентом
кандидатуру председателя Правительства
может возникнуть вопрос вообще о
дальнейшем существовании в данном составе
самой Думы.
Так,
в соответствии с Конституцией, в
случае выражения Думой недоверия правительству
и несогласия с этим решением президента
Дума вправе повторно выразить в течение
трех месяцев свое прежнее мнение о
правительстве. Однако в данном случае
она рискует быть распущенной
президентом, если он сочтет невозможным
объявить отставку правительства.
Государственная Дума может быть распущена президентом и в другом случае.
А именно, если она трижды отклонит представляемые ей на рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ. В этом случае президент сам назначает председателя правительства, распускает Думу и назначает новые выборы.
Таким образом, право законодательной власти в лице Государственной Думы давать или не давать согласие на назначение Председателя Правительства, так же как и право на выражение недоверия правительству как средство влияния на исполнительную власть, является весьма относительным и довольно легко нейтрализуемым со стороны исполнительной власти.
Это,
равно как и многое другое из президентских
прерогатив, в
значительной степени предопределяет
в настоящее время в России
формально-юридическое и фактическое
доминирование исполнительной ветви над
остальными ветвями государственной власти.
Заключение
Подводя итоги исследования принципа разделения государственной власти, можно сделать некоторые выводы.
Разделение власти - неизбежное условие и основной механизм функционирования всех видов власти.
Разделение государственной власти (распределение полномочий по осуществлению государственной власти между независимыми друг от друга органами) вытекает из принципа правового государства.
Идея, заключенная в принципе разделения государственной власти, используется как основа государственного строительства в высокоразвитых странах современного мирового сообщества со своей спецификой и различиями, характерными для национальных правовых систем.
Разделение государственной власти как формула не является догмой, а возможна к творческому применению в любой современной демократии.
Назначение принципа разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. История доказала, что принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Существование
правового государства
Отличительной
чертой современной российской модели
реализации принципа разделения властей
является особая роль главы государства,
выполняющего функцию своеобразного
арбитра в координации
Тесты
1. Каковы требования диалектического метода познания?
а) изучать явления в неразрывной связи с другими общественными явлениями
(экономикой, политикой и т. п. )
б) изучать явления в развитии, конкретно - исторически
в) вышеперечисленные плюс то, что критерием истинного научного познания является общественная практика
2.
Правило поведения,
а) право
б) обычаи
в) мораль
3.
Совокупность всех действующих
в данном государстве
а) субъективное право
б) система права
в) объективное право
4.
Какой из общеправовых