Теория разделение властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть – это своеобразная ось, вокруг которой вращается политическая жизнь любой страны. Важная черта государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов, образующих механизм государства. Деятельность государственных органов, как правило, строго организована. В странах мира организация и взаимодействие государственной власти осуществляется разными способами. Для Российской Федерации характерен принцип разделения властей, как способ регулирования деятельности органов, образующих механизм государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 5
1.1 Появление и становление принципа разделения властей 6
1.1.1 Становление принципа разделения властей в Англии 6
1.1.2Становление принципа разделения властей во Франции 8
1.1.3 Становление принципа разделения властей в России 9
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ПРАКТИКЕ 11
2.1. Принцип разделения властей в Российской Федерации 13
2.1.1 Законодательная власть 15
а) Федеральное Собрание 15
б) Государственная Дума 15
в) Совет Федерации 17
2.1.2 Исполнительная власть 19
Таможенные органы в системе исполнительной власти 21
2.1.3 Судебная власть 22
2.2 Недостатки принципа разделения властей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Использованные источники 29

Работа содержит 1 файл

Разделе__ние власти.docx

— 61.68 Кб (Скачать)

   2.  Исполнительная  власть   самостоятельна   только   к   функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической  реализацией законов в общегосударственном масштабе,   для   чего   используется определенная часть государственно-властных  полномочий.  Другая  часть таких  полномочий  приходится  на  долю  законодательной  и   судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или  же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются  функции  и компетенция  не  самой  исполнительной  власти,  как   государственно- правового института, а  субъектов, реализующих  ее  на  том,  или ином уровне государственной организации  (например,  статус  федеральных  и  региональных органов исполнительной власти).

   3.  Отличительным  признаком исполнительной власти  является то, что власть реализуется  в общегосударственном масштабе  и в качестве  специфической государственной функции правоприменительного  (правоисполнительного) характера.

   4.   Исполнительная  власть  олицетворяется  в   деятельности  специальных субъектов, наделенных  исполнительной  компетенцией.  Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами  исполнительной  власти.  Федеральные  органы  исполнительной власти и органы исполнительной  власти  субъектов  федерации  образуют  единую систему исполнительной власти в Российской 

   5.  Исполнительная  власть  в  соответствии  с  Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на  началах  федерализма.  Это означает, что конституционным  или  законодательным  путем  проводится разграничение  предметов  ведения  и  полномочий  между   федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов  федерации.Важная  роль  при этом  принадлежит Федеративному  договору  и  иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.

   6. Исполнительная  власть  не  может  отождествляться   с  административной властью.    Подобное    отождествление    неправомерно,    так как административная  власть, как  правило,  связывается  с   реализацией полномочий  внесудебного,   т.е.   административного   принуждения.

   7.  Исполнительная  власть  характерна   тем,   что   в   непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной  власти:  финансы;  важнейшие  средства  коммуникации; армия и иные  воинские  формирования,  милиция,  службы  внутренней  и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Таможенные органы в системе  исполнительной власти

 

В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459, ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

К таможенным органам относятся (ст.402 Таможенного Кодекса РФ):

1.Федеральная таможенная  Служба (Федеральный орган исполнительной  власти в области таможенного  дела)

2.Региональные таможенные  управления

3.Таможни

4.Таможенные посты

Функции таможенных органов  представляют собой основные направления  деятельности таможенных органов. С  этой точки зрения особую роль играет таможенные органы с позиций экономического развития РФ

1.Осуществление таможенного  оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу

2.Взимание таможенных  платежей, налогов, специальных и  компенсационных пошлин, таможенных сборов

3.Обеспечение соблюдения  порядка перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу

4.Обеспечение соблюдения  установленных в соответствии  с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и организации в отношении товаров, перемещаемых через границу

5.Обеспечение в пределах  своей компетенции защиту прав  интеллектуальной собственности

6.Ведение  борьбы с контрабандой

7.Осуществление возможного  контроля над операциями. связанными с перемещением товаров и транспортных средств через границу в соответствии с законом РФ

8.Ведение таможенной статистики  внешней торговли

9.Обеспечение выполнения международных обязанностей РФ

10.Консультирование в  области таможенного дела

11.Проведение научно-исследовательской  работы в области таможенного  дела

2.1.3  Судебная власть

 

     Судебная власть  - это предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1.Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

2.Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

3.Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4.Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

5.Процессуальный  порядок  деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.

6.Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом, и протекает в процессуальных формах.

7.Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

 

2.2 Недостатки принципа разделения властей

 

Подробно рассмотрев принцип  разделения властей и его основные составляющие, целесообразно было бы отметить недостатки, которые возникают при его претворении в жизнь.

Нередко законодательные  и исполнительные государственные  органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия, доходящие до применения военной силы. Излишний акцент на разделении властей приводит к тому, что забывается то, что государственная власть едина,  что в свою очередь снижает управляемость в стране, опасно ослабляет государство, особенно в сложных условиях переходного периода развития.

Говоря о недостатках конституционного закрепления системы и структурно функциональной организации федеральных органов государственной власти необходимо отметить, что для их согласованного взаимодействия имеющихся и действующих конституционных норм явно не достаточно.

Требуется специальный федеральный закон, закрепивший бы процедуры осуществления полномочий органов власти и формы их взаимодействия. Правовое урегулирование этих вопросов в одном законодательном акте способствовало бы их сбалансированному и согласованному функционированию, невмешательство в компетенцию друг друга.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения курсовой работы был подробно рассмотрен процесс становления принципа разделения властей, дано определение этому  понятию. Рассмотрена не только теоретическая сторона вопроса, но и методы реализации данного принципа на практике. Идеи, лежащие в основе принципа разделения властей, были реализованы частично, во всех рассмотренных странах. Тем не менее, принцип разделения властей является действующим во многих государствах. Конкретное его содержание состоит в следующем:

- законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом;

- исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетным главе государства и лишь в некотором отношении Парламенту;

- судебные органы независимо и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

- ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативу другой власти, а тем более сливаться с другой властью; здесь так же необходимо отметить, что таможенные органы имеют прямое отношение к органам исполнительной власти, это подтверждено законодательством РФ  и применяется на практике;

- споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом;

- конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

Необходимо заметить, что кроме положительных черт были выявлены и недостатки принципа разделения властей, которые, тем не менее, возможно устранить. Как было указано в основной части работы, существенным недостатком рассмотренного принципа осуществления государственного управления, является отсутствие конкретного законодательства, регулирующего степень взаимодействия ветвей власти. Подводя итог выполнения курсовой работы, можно сделать вывод о том,

что поставленные цели были достигнуты, задачи выполнены.

 

Использованные источники

 

  1. Конституция РФ – М.: 2009, ст.10,77,п.1 ст.80,ст.94,95,97,99, 102, 103,104, гл.7 ст.118-128;
  2. Таможенный кодекс РФ – М.: 2009, ст.402;
  3. «О Федеральной таможенной службе» Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 №459
  4. Алексеев С.С. – Теория государства и права «учебник» - М.: «Норма», 2009, с.53-56,с.66-67;
  5. Баглай Н.В., Габричидзе Б.Н. – Конституционное право РФ – М.: «Проспект», 2007, с.46-47;
  6. Жидков О.А., Крашенникова Н.А – История государства и права зарубежных стран «учебник» - М.: «Норма», 2009,гл.8, ст.236;
  7. Малышева О.Г. Государственная Дума – энциклопедия в 4 т., том 1 А-Е – М.: «РАГС», 2008, с. 209-211;
  8. Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А – Исполнительная власть в РФ – научно-практическое пособие, М.: «Эксмо»,2006, с.15-17;
  9. Терехов В.И  Становление и развитие концепции разделения властей// Разделение властей: история и современность – М.: «РАГС», 2006, с.78-112;
  10. Локк Дж. О социальной власти в государстве//соч.:в 3 т. М.:1988, Т.3;
  11. «План разделения властей графа Сперанского» - собрание сочинений - СПб, «Сова»,2002., с.22-26;
  12. Городецкий П.А. «Функции таможенной и налоговой полиции в правовой сфере»// Право и жизнь, М.: 2008, №29;

Информация о работе Теория разделение властей