Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа
Государственная власть – это своеобразная ось, вокруг которой вращается политическая жизнь любой страны. Важная черта государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов, образующих механизм государства. Деятельность государственных органов, как правило, строго организована. В странах мира организация и взаимодействие государственной власти осуществляется разными способами. Для Российской Федерации характерен принцип разделения властей, как способ регулирования деятельности органов, образующих механизм государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 5
1.1 Появление и становление принципа разделения властей 6
1.1.1 Становление принципа разделения властей в Англии 6
1.1.2Становление принципа разделения властей во Франции 8
1.1.3 Становление принципа разделения властей в России 9
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ПРАКТИКЕ 11
2.1. Принцип разделения властей в Российской Федерации 13
2.1.1 Законодательная власть 15
а) Федеральное Собрание 15
б) Государственная Дума 15
в) Совет Федерации 17
2.1.2 Исполнительная власть 19
Таможенные органы в системе исполнительной власти 21
2.1.3 Судебная власть 22
2.2 Недостатки принципа разделения властей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Использованные источники 29
2. Исполнительная власть самостоятельна только к функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно- правового института, а субъектов, реализующих ее на том, или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).
3. Отличительным
признаком исполнительной
4. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской
5. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации.Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.
6. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения.
7. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.
В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459, ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
К таможенным органам относятся (ст.402 Таможенного Кодекса РФ):
1.Федеральная таможенная
Служба (Федеральный орган
2.Региональные таможенные управления
3.Таможни
4.Таможенные посты
Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет таможенные органы с позиций экономического развития РФ
1.Осуществление таможенного
оформления и таможенного
2.Взимание таможенных платежей, налогов, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов
3.Обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
4.Обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и организации в отношении товаров, перемещаемых через границу
5.Обеспечение в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности
6.Ведение борьбы с контрабандой
7.Осуществление возможного контроля над операциями. связанными с перемещением товаров и транспортных средств через границу в соответствии с законом РФ
8.Ведение таможенной
9.Обеспечение выполнения международных обязанностей РФ
10.Консультирование в области таможенного дела
11.Проведение научно-
Судебная власть - это предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
1.Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
2.Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
3.Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
4.Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.
5.Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.
6.Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом, и протекает в процессуальных формах.
7.Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Подробно рассмотрев принцип разделения властей и его основные составляющие, целесообразно было бы отметить недостатки, которые возникают при его претворении в жизнь.
Нередко законодательные и исполнительные государственные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия, доходящие до применения военной силы. Излишний акцент на разделении властей приводит к тому, что забывается то, что государственная власть едина, что в свою очередь снижает управляемость в стране, опасно ослабляет государство, особенно в сложных условиях переходного периода развития.
Говоря о недостатках конституционного закрепления системы и структурно функциональной организации федеральных органов государственной власти необходимо отметить, что для их согласованного взаимодействия имеющихся и действующих конституционных норм явно не достаточно.
Требуется специальный федеральный закон, закрепивший бы процедуры осуществления полномочий органов власти и формы их взаимодействия. Правовое урегулирование этих вопросов в одном законодательном акте способствовало бы их сбалансированному и согласованному функционированию, невмешательство в компетенцию друг друга.
В ходе выполнения курсовой работы был подробно рассмотрен процесс становления принципа разделения властей, дано определение этому понятию. Рассмотрена не только теоретическая сторона вопроса, но и методы реализации данного принципа на практике. Идеи, лежащие в основе принципа разделения властей, были реализованы частично, во всех рассмотренных странах. Тем не менее, принцип разделения властей является действующим во многих государствах. Конкретное его содержание состоит в следующем:
- законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом;
- исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетным главе государства и лишь в некотором отношении Парламенту;
- судебные органы независимо и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
- ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативу другой власти, а тем более сливаться с другой властью; здесь так же необходимо отметить, что таможенные органы имеют прямое отношение к органам исполнительной власти, это подтверждено законодательством РФ и применяется на практике;
- споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом;
- конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.
Необходимо заметить, что кроме положительных черт были выявлены и недостатки принципа разделения властей, которые, тем не менее, возможно устранить. Как было указано в основной части работы, существенным недостатком рассмотренного принципа осуществления государственного управления, является отсутствие конкретного законодательства, регулирующего степень взаимодействия ветвей власти. Подводя итог выполнения курсовой работы, можно сделать вывод о том,
что поставленные цели были достигнуты, задачи выполнены.