Теория разделение властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть – это своеобразная ось, вокруг которой вращается политическая жизнь любой страны. Важная черта государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов, образующих механизм государства. Деятельность государственных органов, как правило, строго организована. В странах мира организация и взаимодействие государственной власти осуществляется разными способами. Для Российской Федерации характерен принцип разделения властей, как способ регулирования деятельности органов, образующих механизм государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 5
1.1 Появление и становление принципа разделения властей 6
1.1.1 Становление принципа разделения властей в Англии 6
1.1.2Становление принципа разделения властей во Франции 8
1.1.3 Становление принципа разделения властей в России 9
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ПРАКТИКЕ 11
2.1. Принцип разделения властей в Российской Федерации 13
2.1.1 Законодательная власть 15
а) Федеральное Собрание 15
б) Государственная Дума 15
в) Совет Федерации 17
2.1.2 Исполнительная власть 19
Таможенные органы в системе исполнительной власти 21
2.1.3 Судебная власть 22
2.2 Недостатки принципа разделения властей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Использованные источники 29

Работа содержит 1 файл

Разделе__ние власти.docx

— 61.68 Кб (Скачать)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 5

1.1  Появление и становление принципа разделения властей 6

1.1.1 Становление принципа разделения властей  в Англии 6

1.1.2Становление принципа разделения властей  во Франции 8

1.1.3 Становление принципа разделения властей  в России 9

2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ПРАКТИКЕ 11

2.1. Принцип разделения властей в Российской Федерации 13

2.1.1 Законодательная власть 15

а) Федеральное Собрание 15

б) Государственная Дума 15

в) Совет Федерации 17

2.1.2  Исполнительная власть 19

Таможенные органы в системе исполнительной власти 21

2.1.3  Судебная власть 22

2.2  Недостатки принципа разделения властей 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Использованные источники 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственная власть –  это своеобразная  ось, вокруг которой вращается политическая жизнь любой страны. Важная черта государственной власти состоит  в том, что она проявляется в деятельности государственных органов, образующих механизм государства. Деятельность государственных органов, как правило, строго организована. В странах мира  организация и взаимодействие государственной власти осуществляется разными способами.  Для Российской Федерации характерен принцип разделения властей, как способ регулирования деятельности органов, образующих механизм государства.

Возникновение и развитие данного принципа относится к  концу XVIII века. Отсюда можно сделать вывод, что имеется достаточно информации по определению принципа разделения властей, выявлено его место в теории государства и права. Не смотря на это, исследования данного вопроса не прекращаются, теория разделения властей и  ее практика исследуются, изменяется видение этого вопроса, его роль в жизни государства и общества.  Внимание этому уделяют не только лица, имеющие юридическое образование, но и обычные граждане. Это связано с желанием все большего количества людей разбираться в основных правовых вопросах и принципах устройства государства.  Именно поэтому тема данной курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день. Целями работы являются:

- получение общих знаний  о теории разделения властей

- умение применить полученные  в ходе написания работы знания  на практике. Достигаются данные цели посредством выполнения следующих задач:

- изучения и анализа  общих черт принципа разделения  властей;

- подробного рассмотрение каждой ветви государственной власти в Российской Федерации;

- выявления  основных  недостатков принципа разделения  властей;

- обобщения изученного  и рассмотренного материала и  подведение итогов.

 

В работе рассматриваются  основные моменты истории развития принципа разделения властей в нескольких государствах,  граждане которых внесли огромный вклад в становление данного принципа. Вторым вопросом, которому уделяется внимание,  является вопрос применения принципа разделения властей на практике на примере Российской Федерации.

Так же было уделено внимание роли таможенных органов в  системе принципа разделения властей, их место в  государственном аппарате, степень влияния на управление  и регулирование деятельности в стране.

 

 

  1. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

 

 

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.

  Теория разделения  властей  возникает  и  начинает  "материализовываться" только на той стадии развития общества  и государства,  когда созревают все необходимые предпосылки для  активного  участия  широких  слоев  общества  в социально-политической жизни и политических  процессах  страны,  торжествует хотя бы в формальном плане политический и  идеологический  плюрализм;  среди интеллектуальных  слоев  общества  идет  усиленный  поиск  путей  и  средств создания  надежных  гарантий  прав   и   свобод  граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе  с  ними  всего  общества  и государства от  возможной  узурпации  всей  государственной  власти,  как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с  именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескье, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей  были изложены в главном его труде  "Два  трактата  о  государственном  правлении" (1690), а идеи Монтескье о разделении  властей  и  другие  его  общественно-политические воззрения - в романе "Персидские письма";  историческом  очерке "Размышления о причинах  величия  и  падения  римлян"   и   основном   его произведении - "О духе законов" (1748).

  При  рассмотрении  процесса  формирования  теории  разделения  властей  в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание  таких мировоззренческого фона, обстановки, в  которых  стало  возможным  появление концепции разделения властей,  оформление  составляющих  ее  элементов.  Во-вторых, это создание собственно концепции, оформление ее отдельных частей  и гармоничное  соединение  их  воедино.  И, в-третьих,  это  внесение   первых корректировок, появившихся в результате накопления  практического  опыта  по претворению основных положений теории разделения властей в жизнь.  Длительность по времени этих фаз, по мнению ученых, далеко не  одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины  XVII  в.  Вторая, основная, фаза - со второй половины XVII в. до середины XVIII в.  И  третья, завершающая, фаза охватывает период с середины XVII в.  и  до  конца  первой половины XIX в.

 

1.1 Появление и становление принципа разделения властей

1.1.1 Становление принципа разделения властей  в Англии

 

Представляя государство как совокупность  людей,  объединившихся  в  одно целое под эгидой ими же установленного общего закона  и  создавших  судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между  ними,  Дж.  Локк  считал, что только такой, а не какой бы то ни было иной институт, как государство  - носитель публичной (политической) власти, способен защитить права и  свободы граждан,  гарантировать  их  участие   в   общественно-политической   жизни, добиться "главной и великой цели"1 - сохранения собственности, ради  которой люди объединяются в политическое сообщество.

  Однако успешное выполнение  этой сложной и весьма многогранной  миссии  со стороны государства  непременно  требует,  согласно  воззрениям  знаменитого философа,   четкого   разделения   его   публично-правовых   полномочий   на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно  наделения  ими различных  сдерживающих  друг  друга от  чрезмерных  властных  притязаний государственных органов.

  В соответствии  с   этим  видением  вопроса  полномочия  принимать  законы (законодательная   власть)   возлагаются   на   парламент,   а    полномочия осуществлять  их  (исполнительная  власть)  —  на  монарха  и  правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности  и  реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом  порядке.  Верховной властью  объявляется  законодательная  власть.   Все   иные   ветви   власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

  Отстаивая данный  способ  организации  власти  и  распределения  ее  между различными государственными  органами,  Дж.  Локк  активно выступал  против концепции абсолютизации  и  неограниченности  власти.

 

1.1.2Становление принципа разделения властей  во Франции

 

 Во Франции идеи разделения  властей были широко представлены в таких фундаментальных  актах,  как Декларация прав человека и гражданина (1789), в которой  акцентировалось особое внимание не только на индивидуальных  правах  и  свободах,  но  и  на важности для установления конституционного порядка разделения  властей  (ст.16); Конституция Франции (1791), где закреплялось принципиально важное  положение о том, что "во Франции нет  власти,  стоящей  над  законом"  и  что  "король царствует лишь в силу закона,  и  лишь  именем  закона  он  может  требовать повиновения" (гл. II, отдел 1, ст. 3); и др.

  Особое внимание следует обратить на то, что в Конституции 1791 г.  наряду с сохранявшейся,  хотя  и  ограниченной  законом,  монархией  в  разделе  "О государственных  властях"  выделялось  положение  о  том,  что  "суверенитет принадлежит всей нации"2, что он "един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем".

    Важным  в   плане   разделения   властей   было   конституционное установление, согласно которому "ни  одна  часть  народа,  никакое  лицо  не может себе присвоить его осуществление". В соответствии с этим  установлением  "законодательная  власть  вверяется Национальному Собранию, в состав  которого  входят  представители. Свободно избранные народом на  определенный  срок".  Исполнительная  власть  "вверена королю  и  осуществляется  под  его   главенством   министрами   и   прочими ответственными органами". Судебная же  власть  "вверена  судьям,  избираемым народом на определенный срок" (разд. III, ст. 1-5). По мере своего становления и развития  теория  разделения  властей  нашла довольно широкий отклик в академических  и  политических  кругах  не  только Англии и Франции, но и ряда других стран.

1.1.3 Становление принципа разделения властей в России

 

  В России среди  ряда  других  государственных   деятелей  и  ученых  теория разделения властей  занимала  особое  внимание  М.М.  Сперанского. Он предлагал "два различных устройства"3 самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей.

  Первый вариант такого  устройства состоит в том, чтобы  "облечь  правление самодержавное" всеми "внешними формами закона, оставив в существе его ту  же силу и то же пространство самодержавия".

  Главные черты и особенности такого устройства сводятся, по мнению автора, к тому,  чтобы:  1)  "установить  сословие,  которое  бы  представляло  силу законодательную, свободную", которая на самом деле была бы "под  влиянием  и в совершенной зависимости от власти самодержавной"; 2)  силу  исполнительную "так учредить, чтобы она по выражению закона состояла в ответственности,  но по разуму его была бы совершенно независима"; 3)  власти  судной  "дать  все преимущества  видимой  свободы,  но  связать  ее  на   самом   деле   такими учреждениями,  чтобы  она  в  существе  своем  всегда  состояла  во   власти самодержавной". Данный вариант самодержавного устройства, делал вывод  Сперанский,  будет лишь казаться "во мнении народном" действующим. Но на самом деле он  никогда не будет таковым.

 Суть второго варианта  такого устройства сводится к  тому, чтобы не  только "внешними формами покрыть самодержавие", но и ограничить его  "внутреннею  и внешнею, существенною силою установлений". Нужно «учредить державную  власть на законе не словами, но самим делом».

  Если, писал автор,  предпочтение будет отдано этому   варианту,  тогда  все "установления" должны быть "расположены на иных правилах".

  А именно: 1) законодательное сословие должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной  власти,  но чтобы  мнения его были  свободны  и  выражали  бы  собою  мнение  народное";  2)  сословие судебное должно быть так образовано, "чтобы в бытии своем  оно  зависело  от свободного выбора, и один только надзор  форм  судебных  и  охранение  общей безопасности принадлежали правительству"; 3) власть  исполнительная  "должна быть  вся  исключительно  вверена  правительству".  А   чтобы   эта   власть "распоряжениями своими  под видом исполнения  законов" не  могла бы  "ни обезобразить", "ни совсем уничтожить" их, то она должна быть поставлена  под "ответственность власти законодательной".

  Сравнивая  два   эти  возможных  варианта  преобразования  самодержавия  с помощью теории разделения властей, Сперанский делал  окончательный  вывод  в пользу второго как более совершенного и более действенного варианта. Если  первая  из   сравниваемых   между   собой   потенциальных   систем, анализировал он, "имеет только вид закона", то другая есть  "самое  существо его". Если первая недолговечна и "издалека сама готовит  себе  прекращение", то другая  при  благоприятных  обстоятельствах  "может  утвердиться,  долгое время   без   важных   перемен   постепенно   следовать за  гражданским усовершенствованием". Наконец, если первая может быть "оправданна  в  народе своевольном, непостоянном, преклонном ко всем новым умствованиям и  особливо тогда, когда народ сей выходит из  анархии  с  превратными  привычками",  то вторая "одна может быть свойственна  народу,  который  имеет  более  доброго смысла,  нежели  пытливости,  более  простого  и  твердого  разума, нежели воображения, коего  характер  трудно  обольстить,  нелегко  убедить  простою истиною"

 

  1. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ПРАКТИКЕ

 

В условиях разделения властей  одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов , предотвращая монополизацию власти каким либо одним институтом государства .

Информация о работе Теория разделение властей