Теория государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

Цели, поставленные в этой работе, очень скромны, но по моему мнению являются одними из главных в изучении такого предмета как теория государства и права. И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5

2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: 7
2.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 8
2.2 ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 9
2.3 КОНФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 11

3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: 17
3.1 ДЕМОКРСТИЧЕСКОГО ТИПА 19
3.2 ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА 21
3.3 АВТОРИТАРНОГО ТИПА 22
4. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: 23
4.1 МОНАРХИЯ 26
4.2 РЕСПУБЛИКА 30
4.3 ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА 34

5. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМИНЕНИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЯ 41

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

forma-gosudarstva,-forma-.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

    В современном цивилизованном  обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

 

       По  историческим  периодам  своего  существования  республики  классифицируются  на  античные  (государства - полисы  -  Афины,  Рим  и  т.д.);  средневековые  (феодальные),  к   числу  которых  относятся  торгово-промышленные  республики  в  Италии  (Венеция,  Флоренция),  Нидерландах,  России  (Новгородская,  Псковская);  буржуазные,  когда  республиканская  форма  правления  достигает  своего  расцвета,  становясь  способом  политической  организации  гражданского  общества.

       Республиканская  форма  правления   появляется  там,  где  речь  идет  о  политическом  объединении   свободных  граждан,  являющихся  самостоятельными  субъектами  хозяйственной   и  общественной  жизни.

 

4.3 ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

 

       Особенности  устройства  верховной   власти  тоталитарного  государства   не  охватываются  ни  понятием  монархии,  ни  понятием  республики,  эти  признаки  дают  основание   для  выделения  третьего  вида  формы  правления  -  формы  правления  тоталитарного  государства.

       Форма  правления  тоталитарного   государства  обычно  является  извращенной  формой  республики  и  отличается  следующими  признаками:

  1. наличием  правящей  партии,  составляющей  ядро  политической  системы  и  играющей  руководящую  роль  в  управлении  всеми  государственными  и  общественными  делами  страны;
  2. совпадением  вождя  партии  и  главы  государства  в  одном  лице,  стремящихся  к  пожизненному  сохранению  своих  политических  постов  (в некоторых странах с тоталитарной  формой  правления даже  намечалась тенденция наследственной  передачи  власти,  например,  в   КНДР  и   СРР);
  3. наделением  главы  государства  диктаторскими  полномочиями;
  4. формальным  характером  партийных  и  государственных  выборов;
  5. повышенной  ролью  партийной  и  государственной  бюрократии,  решающей  все  конкретные  дела  общественной  и  государственной  жизни;
  6. отсутствием  юридической  ответственности  главы  государства  и  партии18.

      Тоталитаризм  предполагает  функционирование  соответствующего   политического режима.

       Обобщение   исторического  опыта  функционирования   тоталитарных  государств свидетельствует,  что  они  оказываются   достаточно  эффективными  тогда,  когда  страна  развивается  экстенсивно.  В  этом  случае  тоталитарно  устроенная  власть  в  состоянии  обеспечивать  постоянное  привлечение  все  новых  и  новых  человеческих,  сырьевых  и  иных  ресурсов  для  решения  экономических  и  политических  проблем  преимущественно  внеэкономическими, т.е.  политическими  средствами.  Тоталитарно  устроенное  правление успешно  достигает  поставленных  перед  ним  целей,  если действует  по  принципу «результат  любой  ценой».  Когда  же общество  вынуждено  развиваться  интенсивно,  этот  тип  правления  оказывается  малоэффективным,  более  того,  он  превращается  в  препятствие  на пути  прогресса  страны.  Органически  присущая  ему  централизация  управления,  при  которой  команды  принимаются  лишь  на  самом  «верху»,   исключает  квалифицированные  планирование  и  решения,  поскольку  центр в принципе не  может  обладать  сколько-нибудь  полной  информацией  об  имеющихся  на местах  возможностях  конкретных  подходов  к  достижению  конкретных  целей.   При  отмеченном органическом  пороке  руководства страной из  единого центра  действие таких существенных  факторов,  как централизованное  распределение материальных  благ,  исключающее личную  заинтересованность  исполнителя,  боязнь  ответственности,  скованность  идеологическими  догмами  и т.д.,  отступали  на  второй  план.

 

6. ПРИЧИНЫ  И ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ  ПОЛИТИЧЕСКОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕЖИМОВ

 

  

       Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

        Разнообразие форм государства  еще больше возросло в результате  распада колониальной системы,  когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

        Понятие исторического типа связывается  с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Ибо в конечном итоге требования  экономического развития, заставляют государства отказываться от недемократических режимов, от устаревающих форм правления, от неадекватных уровню развития экономики форм государства. Наглядным примеров здесь может служить “мгновенный “ с исторической точки зрения крах Советского Союза.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                

       Проанализируем  некоторые  возможные варианты  форм  посттоталитарного  государства   их   особенности   и  перспективы.

       Парламентская   республика,  скорее  всего,  окажется  недееспособной.  В  парламенте,  сформированном  не  на  партийной,  а   на  индивидуальной  основе,  вряд  ли  сложится  устойчивое  большинство  и  оппозиция.  Фракционная  структура  находится  в  зачаточном  состоянии:  политические  течения  не  устоялись,  фракции  малочисленны,  количество  их  велико,  а  персональный  состав  подвижен,  внутрифракционная  дисциплина  отсутствует,  межфракционные  отношения  нестабильны.  В  таких  условиях  неизбежны  постоянные  правительственные  кризисы (если  правительство  вообще  удастся  сформировать),  частые  смены  кабинета,  а  следовательно,  и  курса.  Общество  может  совсем  потерять  управляемость,  а  там  недалеко  и  до  реставрации  тоталитаризма.

       В   президентской  республике  правительство   более  независимо  от  раздираемого  противоречиями  парламента,  а  потому  способно  к  радикальному  реформированию.  Президентская  республика  также  соответствует  традициям  посттоталитарных  обществ,  но  в  этом  и  кроется  ее  основная  опасность.  У  президента  и  правительства  велик  соблазн  не  тратить  время  на  поиски  компромиссов  с  парламентом,  а,  превратив  его  в  чисто  декоративный  орган,  быстро  проводить  реформы.  Но  от  усиления  авторитарности  рукой  подать  до  новой  диктатуры.  И  все  же  при  отсутствии  в  обществе  ясно  выраженных  социально - политических  интересов   и нормальной  партийной системы президентская республика  кажется более предпочтительной,  если  не  единственно возможной,  формой  посттоталитарного государства.  Необходимо  лишь,  чтобы исполнительным  структурам  не  удалось  полностью «подмять»  другие  ветви  власти.  

       Серьезные   потрясения  переживает  посттоталитарное  национально-государственное  устройство.  В  многонациональных  унитарных   государствах  неизбежное  в   переходный  период  ослабление  центральной власти  и  межрегиональных  экономических  связей  вызывает  самоизоляцию  административных  единиц:  игнорирование  местными  руководителями  законов  и  распоряжений  правительства,  переход  в  режим  натурального  хозяйства.  Но  по  мере  возникновения  рыночных  связующих  механизмов  и усиления  новых  государственных  структур  эти  тенденции  ослабевают  и  государственное  единство  постепенно  восстанавливается.

       В   многонациональных  федерациях  центробежные  процессы  осложняются  стремлениями  наций  к  подлинному  внутреннему,  а  часто  и  внешнему,  самоопределению.  Проявляются   ранее  подавляемые  силой  различные  (в  том  числе  территориальные)  споры  и  противоречия.  Помочь  сохранить  единое  государство способно,  как это ни  парадоксально,  неразбериха в национально - государственном устройстве -  использование различных политико-правовых  режимов для субъектов,  претендующих  на  разный  уровень самостоятельности:  автономия,   федеративные  или  даже  конфедеративные  отношения.  Тогда  между  всеми  «самоопределяющимися  регионами»  остаются  определенные  связи,  а  главное - снижается  опасность  военного  разрешения  конфликтов. 

       А   в  общем  основная  цель  посттоталитарного  национально - государственного  устройства  бывших федераций  -  не  сохранить  государственное  единство  (это  часто  нереально),   а  избежать  крови  при  распаде.  Возникающим  новым  национальным  государствам  надо  уделять  особое  внимание  обеспечению  прав  национальных  меньшинств  и  неуклонно  придерживаться  принципов  нерушимости  границ,  пусть  даже  проведенных  прежним  режимом  крайне  неудачно,  случайно,  а  то  и  просто  абсурдно  (по  крайней  мере,  до  тех  пор,  пока новые поколения не  станут  воспринимать  территориальные проблемы  менее болезненно).

       Политический  режим  посттоталитаризма   можно  назвать  становящейся  демократией.  Большинство  западных  демократических  конструкций,  оттачиваемых  веками,  не  могут  быть  реализованы  сразу  и  в  «чистом»  виде.  Их  приходится  адаптировать  к  посттоталитарным  реалиям.  Процесс  адаптации - дело  чрезвычайно  деликатное.  Важно,  чтобы  необходимые  модификации  не  выхолостили  демократического  содержания. Но вообще если провести более глубокий анализ от самого распада СССР, то на мой взгляд сложится совсем иная картина. А вот какая я постараюсь сейчас объяснить, но для этого мне придется взять давно устаревшие данные (но по СССР, не России) и сравнить их с настоящим положением в стране. Для этого я затрону мировое сообщество, а именно роль и место России в нем. Хотя это будет не просто, т.к. на данный момент у нас в стране одни минусы. Вопрос о месте России в мировом сообществе , в том геополитическом пространстве , которое образовалась после распада СССР , весьма непрост, отзываются болью в национальном сознании. В этом плане показательна полемика в российской прессе по вопросу о статусе России в мировом сообществе , её месте в системе международных отношений. Одна из высказываемых точек зрения заключается в том , что Россия , признанная официальной преемницей СССР , сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН , обладая мощным ядерным потенциалом , обречена быть “великодержавной”. Оппоненты этой точки зрения , оперируя реальными показателями сократившейся базы ресурсного обеспечения страны на международной арене / 76 % по территории , 60 %  - по населению, 50 %  - по ВНП от показателей СССР 1985 года / , низводят Россию лишь до уровня региональной державы. Самоидентификация России в современном мире происходит в труднейших условиях.

 

  Во – первых , страна переживает  глубокий кризис - политическая ситуация, угрожающая государственной и  общественной безопасности страны19. Идёт острая дискуссия вокруг вопросов о стратегии модернизации , средствах и методах её реализации ; общество расколото социально и политически , не способно сформировать сколько – нибудь общепринятое понимание общероссийских национально – государственных интересов , в том числе и реализуемых на международной арене.

  

       Во – вторых , фактом является  незавершенность становления России  как

суверенного государства современного типа20. Признание Р.Ф. правопреемницей СССР в международных делах в известной степени “затуманило” несколько

самоочевидных вещей : что государственность новой  России не может выводиться из советской  государственности. Её нынешние лидеры  , внеся определённый вклад  в  ликвидацию СССР , тем самым отвергли связующие моменты с российской государственностью (в том числе периода существования царской империи ). Борясь до обретения независимости в декабре 1991 г. против центра , Россия во многом боролась и против себя , так как лишилась преимуществ и возможностей единого хозяйственного комплекса.

 

      В – третьих,  с разделом СССР Россия была, как бы оттеснена дальше в  северную и восточную часть  Европы, лишена удобных выходов  в Мировой океан, ослаблена  инфраструктурно, так как вместе  с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой  от неё отошли и наиболее  развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.

Согласно выше изложенному лично  у меня возникает только один и  пожалуй самый насущный вопрос -  «Как новая Россия справится с проблемами, которые перед ней поставила жизнь  зависит и то, какое будет государство».

     

 

Библиография

 

  

  1. Конституция Российской Федерации, М., 1993.
  2. Указ Президента РФ от 21.09.93г. №1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации” (с изменениями от 24.12.93г).
  3. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.90г.
  4. Аристотель.  Политика.  М., 1911.
  5. Арон Р.  Этапы  развития  социологической  мысли.  М., 1993.
  6. Геродот.  История в  девяти  книгах. Л.,1982.
  7. Денисов А.И.  Теория  государства  и  права.  М., 1948.
  8. Еллинек Г.  Общее  учение  о государстве.  С.Пб.,  1908.
  9. Ленин  В.И.   Государство  и  революция.  Полн. собр. соч. Т.33
  10. Мамут Л.С.  Сверим  ориентиры:  наука  о  государстве  и  праве  нуждается  в  радикальном  обновлении.  Пульс  реформ.,  М.,  1989.
  11. Маркс К.;  Энгельс Ф.  соч. т.13
  12. Маркс К.;  Энгельс Ф.  соч. т.21
  13. Петражицкий Л.И.  Теория  государства  и  права  в связи  с  теорией  нравственности.  Т.1,  С.Пб. ,1907.
  14. Платон.  Государство.  с.с. , М., 1968 - 1971., т.3.
  15. Руссо  Ж.Ж.  Об  общественном  договоре.  М.,  1938.
  16. Солоневич И.  Народная монархия.  М., 1991.
  17. Философский  энциклопедический  словарь.  М.,  1988.
  18. Хропанюк  В.Н.  Теория  государства  и  права.  М.,  1993.
  19. Шумпетер  Й.  Капитализм,  социализм  и  демократия.  М.,  1995.
  20. Энциклопедический  политологический  словарь.  М.,  1993.

1 Ленин  В.И.   Государство  и  революция.  Полн. собр. соч. Т.33 – стр. 7

2 Маркс К.;  Энгельс Ф.  соч. т.21 – стр. 168

3 Аристотель.  Политика.  М., 1911. – стр. 3

4 Руссо Ж.Ж.  Об  общественном  договоре.  М.,  1938. – стр. 13

5 Маркс К.;  Энгельс Ф.  соч. т.13 – стр. 6

6 Денисов А.И.  Теория  государства и права.  М., 1948. – стр. 121

7 Еллинек Г.  Общее учение  о государстве.  С.Пб.,  1908 – стр. 570

8 Денисов А.И.  Теория  государства и права.  М., 1948. – стр. 129

9 Платон.  Государство.  с.с. , М., 1968 - 1971., т.3

10 Петражицкий Л.И. Теория  государства и права в связи с теорией нравственности. Т.1,  С.Пб. ,1907. – стр. 544

11 Петражицкий Л.И. Теория  государства и права в связи с теорией нравственности. Т.1,  С.Пб. ,1907. – 550

12 Конституция РФ, глава 1, статья 1, коментария к статье 1

13 Геродот.  История в девяти  книгах. Л.,1982. – стр. 11

14 Петражицкий Л.И. Теория  государства и права в связи с теорией нравственности. Т.1,  С.Пб. ,1907. – стр. 186

15 Мамут Л.С.  Сверим  ориентиры:  наука о государстве и праве нуждается в радикальном обновлении.                Пульс реформ.,  М.,  1989. – стр. 160 - 162

16 Солоневич И.  Народная монархия.  М., 1991. – стр. 77

17 Конституция РФ- глава 4, статья 80 (пункт 1)

18 Шумпетер  Й.  Капитализм,  социализм и демократия.  М.,  1995. – стр. 81 – 87

19 Указ Президента РФ от 21.09.93г. №1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации” (с изменениями от 24.12.93г).

20 Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.90г.


Информация о работе Теория государства