Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:37, шпаргалка
Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства к права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.
Особое место
в государственном механизме современных
демократических государств занимают
судебные органы. В конституциях этих
государств закреплено, что судьи независимы
и подчиняются только закону. Они играют
важную роль в защите прав человека и часто
не только применяют право, но и сами создают
правовые нормы в виде судебного прецедента.
Органы правосудия защищают как прав человека
от посягательств со стороны кого бы то
ни было, так и конституционный строй государства.
Система органов
прокуратуру призвана осуществлять
надзор за точным и единообразным исполнением
законов органами государства, предприятиями
и учреждениями, общественными организациями
и должностными лицами, а также гражданами.
Большое значение
для безопасности государства имеют
такие органы, как органы управления
вооруженными силами - министерство обороны,
министерство внутренних дел, органы государственной
безопасности, органы разведки.
Эти государственные
органы, выполняя каждый свои функции,
обеспечивают защиту государства от
нападения извне, безопасность государства
внутри страны, дипломатическое представительство
в иностранных государствах и международных
организациях.
8. Понятие формы
правления
Форма современных
государств различается разнообразием.
Форма правления - это организация
верховной государственной власти.
Она влияет на структуру высших государственных
органов и принципы их взаимодействия.
В государственном
праве принято различать две
основные формы правления: монархию
и республику. Для монархии характерно
то, что власть главы государства
передается по наследству, и она считается
независимой от какой-либо другой власти,
государственного органа или избирателей.
Для республики характерным является
то, что глава государства - президент
- является выборным и сменным, а власть
считается производной от представительного
органа или избирателей. В настоящее время
разница в степени демократичности между
монархией и республикой является относительной.
В индустриально развитых государствах
разница между монархией и республикой
заключается в структуре государственных
органов и взаимоотношениях.
Монархическая
форма правления имеет сейчас
место в ряде государств мира, большинство
из которых индустриально развиты.
Архаичный институт монарха сохранился
как традиционный институт и как
резервный институт защиты существующего
строя.
В истории человечества
имели место несколько
Для конституционной
монархии характерно ограничение полномочий
главы государства и наличие
конституции. Конституционная монархия,
в зависимости от степени ограничения
полномочий монарха, делится на дуалистическую
и парламентарную. В дуалистической монархии
власть принадлежит монарху и парламенту.
В законодательной области полномочия
монарха сильно ограничены, но зато достаточно
широки в области осуществления исполнительной
власти. В настоящее время в чистом виде
такая форма правления не встречается.
Наиболее сейчас распространенной формой
монархического государства является
парламентарная монархия, она имеет место
в ряде индустриально развитых стран:
Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия,
Дания, Нидерланды, Бельгия. В парламентарной
монархии власть монарха в области законодательства
практически отсутствует и в значительной
степени ограничена и в области исполнительной
власти.
Республиканская
форма правления - самая распространенная
в современных государствах. По сравнению
с монархической формой правления, республиканская
является наиболее прогрессивной. Две
наиболее распространенные ее формы -
это президентская и парламентарная республики.
В президентской
республике президент обладает значительными
полномочиями и является одновременно
главой государства и главой правительства.
Пост премьер-министра тут отсутствует,
и правительство формируется внепарламентским
путем. Правительство не ответственно
перед парламентом, и президент избирается
независимо от парламента. Характерная
черта президентской республики - жесткое
разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную. Основным признаком
этого разделения является большая самостоятельность
государственных органов по отношению
друг к другу.
В парламентарной
республике формирование правительства
происходит на парламентской основе,
и оно ответственно перед ним.
Глава государства выполняет
главным образом
В мире существуют
и такие формы республиканского правления,
которые носят черты и парламентарной,
и президентской республики, - смешанная,
или полупрезидентская республика. Примером
такой республики является Франция. При
такой смешанной форме президент избирается
внепарламентским путем и обладает широкими
полномочиями. Он формирует правительство
без участия парламента, но возглавляет
его премьер-министр. Однако, президент
в этом случае обладает полномочиями направлять
деятельность правительства. Примеры:
Россия, Финляндия, Португалия.
Нельзя также
обделить нашим влиянием и суперпрезидентские
республики, где глава государства
имеет широчайшие полномочия. Примером
такой республики является ряд государств
в Латинской Амереке.
9. Понятие формы
государственного устройства
Под формой государственного
устройства следует понимать политико-территориальное
устройство государства, в том числе
политико-правовой статус его составных
частей и взаимоотношения центра
и государственных органов в
регионах государства.
Принято различать
две основные формы государственного
устройства: унитарное государственное
устройство и федеративное государственное
устройство.
Унитарное государство
- это единое государство, которое
подразделяется на административно-
Федеративное
государство состоит из нескольких
государственных образований, обладающих
собственной компетенцией в области
осуществления государственной
власти и в области государственного
управления.
К признакам
унитарного государства относятся:
1. единая конституция
и единая правовая система;
2. единая система
высших органов
3. единое гражданство;
4. единая судебная
система и осуществление
5. деление территории
на административно-
подчинение местных
органов государственной власти
центральным органам
Федеративная
форма государственного устройства
имеет меньшее распространение в государствах
мира. К федеративным государствам относятся,
например, такие государства, как США,
Канада, Швейцария, Германия, Австрия,
Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла,
Мексика, Малайзия, Индия и т. д. Для большинства
федеративных государств мира характерно
то, что федерацию составляют государственные
образования, как то штаты, земли, кантоны,
провинции, которые и являются субъектами
федерации и наделены определенными полномочиями.
Большинство федеративных
государств не обладают суверенитетом,
хотя иногда он закреплен в конституции
федерации. Федеративные государства,
в отличие от унитарных государств, обладают
следующими характерными для них признаками:
1. В отличие
от унитарного государства,
2. Как правило,
субъекты наделяются
3. Субъекты федерации
наделяются правом принимать
собственные законы в пределах
их компетенции, установленной
в федеральной конституции.
4. Субъекты, как
правило, имеют собственную
5. Субъекты имеют,
как правило, двойное
6. Федеративному
государству, как правило, присуща двухпалатная
структура союзного парламента. Нижняя
палата союзного парламента представляет
собой общесоюзного представительства
и избирается по территориальным избирательным
округам, а верхняя представляет субъектов
федерации.
Субъекты имеют
свои законодательные, исполнительные
и судебные органы.
Среди федеративных
государств выделяется Российская Федерация,
которая представляет собой асимметричную
федерацию, которой присущ неодинаковый
статус субъектов. Так, например, республики
имеют собственную конституцию, гражданство,
а край или область - нет.
10. Политический
режим
Политический
режим является одной из трех составных
частей понятия формы государства
(форма государства: форма правления,
форма политического
Политический
режим и государственный
Государственные
политические режимы могут быть демократическими
и антидемократическими (тоталитарными,
авторитарными, расистскими).
Демократия - это
народовластие, оно является ядром
демократического государственного режима.
Для демократического политического
режима характерны следующие признаки:
1. Предоставление
широкой свободы личности, предприятиям
и организациям в сфере экономической
деятельности, которая при демократическом
политическом режиме составляет основу
материального благосостояния граждан.
2. Признание
равноправия граждан.
3. Реальная гарантированность
прав и свобод личности и реальная
возможность реализовать данные права
и свободы.
4. Возможность
реального участия граждан в
формировании властных
5. Наличие эффективной
и квалифицированной судебной
защиты прав и свобод личности
от произвола и беззакония
со стороны кого бы то ни было.
6. Реальное разделение
властей на законодательную,
7. Учет при
осуществлении государственной
политики интересов как
8. Наличие легальной
оппозиции существующей
9. Плюрализм
политических течений и
10. Нацеленность
законодательства и
11. Признание
и осуществление на практике
конституционности и
Демократические
режимы в различных странах имеют
свои разновидности, которые зависят от
особенностей политической системы, от
расстановки политических сил в обществе
и в государственном механизме и т. д.