Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:37, шпаргалка
Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства к права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.
Шпаргалка: Теория
государства и права (1)
Теория государства
и права (1)
1. Предмет теории
государства и права
Предметом теории
государства и права являются
основные общие закономерности возникновения,
функционирования и развития государства
к права. Данная наука изучает причины
происхождения государства и права, их
формы и типологию, основные закономерности
построения системы органов государства
и системы права, их функциональное воздействие
на общественную жизнь.
Особенности предмета
теории государства и права как науки
выражаются в следующем:
1. Теория государства
и права изучает
2. Содержание
предмета теории государства и права
составляют не любые, а основные общие
закономерности государства и права, в
которых проявляется их сущность и социальное
значение для всей общественной жизни.
3. Предмет теории
составляют государство и
Исходя из особенностей
предмета данной науки можно сделать
вывод о том, что теория государства
и права является:
–общественной
наукой, так как изучает такие
общественные явления, как государство
и право;
-юридической
наукой, изучающей только
–общетеоретической
наукой, поскольку выявляет и объясняет
общие закономерности развития государства
и права.
Как и любая
наука, теория государства и права
выполняет определенные функции, характеризующие
ее теоретическое и практическое
значимые дня прогрессивного преобразования
общественной жизни.
1. Познавательная
функция выражается в объяснении явлений
и процессов государственной и правовой
жизни общества. Теория государства и
права не только изучает в обобщенном
виде государственно-правовую надстройку,
но и объясняет объективные процессы ее
развития, выявляет, какие закономерности
лежат в основе этих процессов, определяет
их сущность и содержание.
2. Эвристическая
функция. Теория государства и
права не ограничивается
3. Прогностическая
функция. Теория государства и
права не только устанавливает реальность
новых закономерностей, но и определяет
устойчивые тенденции к развитии изучаемых
ею явлений. Она конструирует научные
гипотезы дальнейшего развития государства
и права на основе адекватного отражения
их объективных закономерностей. Истинность
выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.
Теория государства
и права выполняет указанные
функции применительно к
2. Признаки государства
При рассмотрении
понятия и сущности государства
возникает вопрос: как отличить его
от других организационных частей политической
системы общества, например, от политических
партий? Принято выделять для этого основные
признаки государства. К ним относятся:
1. Наличие территории
и территориальное разделение
граждан
2. Наличие специального
аппарата публичной власти, отделенного
от общества.
3. Наличие права.
4. Суверенитет.
5. Налоги.
Наличие определенной
территории и территориальное разделение
граждан отличает государство от
других форм общественной организации
людей. Деление людей по признаку
родства, как при родоплеменной
организации общества, уступает место
административно-
Публичная (общественная)
власть, как известно, существовала
и в первобытном обществе, однако
там она практически совпадала
с населением и не носила политического
характера. Отличительной чертой государственной
публичной власти является то, что она
принадлежит не всем гражданам, а доминирующему
в обществе социальному слою, и носит политический
характер. Публичная власть осуществляется
специальными отрядами людей, которые
управляют государством и при необходимости
используют принуждение.
Право - необходимый
атрибут государства, т. к. без правового
регулирования общественных отношений
невозможно эффективное руководство
обществом. Право обеспечивает наиболее
полную реализацию принимаемых государством
решений и обеспечивает устойчивость
государственной власти. Только государственные
органы принимают общеобязательные для
всего населения государства веления,
которые обличены в форму правовых норм,
исполнение которых обеспечено государственной
принудительной силой.
Суверенитет государства
означает верховенство и независимость
государственной власти по отношению
к другим проявлениям власти в
обществе и в отношениях с другими
государствами и народами. По сравнению
с другими видами власти, государственная
власть универсальна, т. к. только ее решения
распространяются на все население и на
все общественные организации страны.
Все остальные виды власти, по сравнению
с государственной, находятся в подчиненном
положении и незаконны, а решения этих
властей могут быть отменены государственной
властью.
Налоги - также
необходимый атрибут
3. Сущность государства
Сущность государства
– то главное в этом явлении, что
определяет его содержание, цели, функционирование.
И таким основным является власть, ее принадлежность.
Государство возникает
тогда, когда развитие экономики
достигает определенного
Итак, возникновение
государства всегда связано с изменением
характера публичной власти, с превращением
ее в политическую власть, осуществляемую,
в отличие от власти первобытного общества,
в интересах прежде всего привилегированной
части общества. Поэтому классовый подход
дает богатые возможности для анализа
характера такой власти, для определения
сущности государства.
Однако характер
государственной власти отнюдь не всегда
одинаков. Так, и в рабовладельческом,
и в феодальном обществе налицо явное
социальное неравенство и классовая
(сословная) принадлежность государственной
власти.
Более сложна оценка
характера власти в буржуазном государстве.
Формально все люди равны перед
законом, обладают равными правами,
что закрепляется юридически в декларациях
и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном
обществе законы вопреки декларациям
устанавливают имущественный, образовательный
и иные цензы, ограничивающие избирательные
права малоимущих слоев населения. Тем
самым обеспечивается реальная принадлежность
власти экономически господствующему
классу – буржуазии.
В восточных
государствах власть находилась в руках
бюрократического чиновничьего аппарата
(точнее, его верхушки). При этом она
также выражала интересы социальных
групп, стоящих у власти. Во многих
случаях эти социальные группы отличаются
от других слоев общества и особым местом
в системе распределения общественного
продукта, и особым отношением к средствам
производства, становясь фактически их
реальными собственниками. Подобное всевластие
государственного (а иногда и партийно-государственного)
аппарата может иметь место и в обществе
с лжподствующей частной собственностью
на основные средства производства. Государственный
аппарат приобретает «чрезвычайную относительную
самостоятельность”, становится во многих
случаях практически от общества независимым.
Это может достигаться, например, за счет
балансирования между антагонистическими
классами, натравливания их друг на друга,
как это имело место во Франции при бонапартистском
режиме в 50 – 60-х гг. XIX столетия. Но тот
же результат нередко получается посредством
осуществления жестких мер подавления
любого инакомыслия, любого противодействия
действиям правящей верхушки.
Тем не менее
установление классового (сословном) характера
государственной власти не исчерпывает
проблемы сущности государства, и использование
только классового подхода существенно
ограничивает возможности научного познания
государства и политической власти. Во-первых,
власть в государстве может находиться
в руках небольшой социальной группы,
которая действует прежде всего в своих
собственных интересах (бонапартизм, тоталитарные
бюрократические режимы). Во-вторых, нередко
складывается такая обстановка, при которой
возникает власть блока различных классов
и неклассовых социальных групп. В-третьих,
при определенных условиях может возникнуть
государство, в котором власть не на словах,
а на деле будет принадлежать всему народу,
поскольку общенародные интересы будут
преобладать над более узкими классовыми
или групповыми.
Общество всегда
едино, несмотря на нередко раздирающие
его социальные противоречия. Ведь без
рабов не может быть рабовладельцев. Поэтому
стоящий у власти класс или социальная
группа всегда вынуждены заботиться в
какой-то мере об угнетенных классах, об
эксплуатируемых слоях населения. Поэтому
любое государство должно осуществлять
(и всегда осуществляет) общесоциальные
функции, действовать в интересах всего
общества. И любое государство не только
является машиной господства какого-то
класса или социальной группы, но и представляет
все общество, является средством его
объединения, способом ем интеграции.
Общесоциальная
роль государства также является
его сущностной чертой, которая неразрывно
связана с классовой и
Итак, для полного
и объективного познания государства,
понимания его сущности недостаточно
только классового подхода, а следует
использовать и другие теории государства
– элитарной, технократической, плюралистической
демократии и др.
4. Государственная
власть: понятие, свойства
Гос. власть - фундаментальная
категория государствоведения и
самый труднопостижимый феномен
общественной жизни людей. В понятии
"гос. власть" преломляются важнейшие
стороны бытия человеческой цивилизации,
отражается борьба классов, соц. групп,
наций. Будучи разновидностью соц. власти,
гос. власть обладает всеми ее признаками,
при этом имея качественные особенности,
главной из которых заключена в ее полит.
и классовой природе. Основоположники
марксизма характеризовали гос. власть
как "организованное насилие одного
класса для подавления другого". Для
классово-антагонистического общества
такая характеристика в общем и целом
верна. Между тем подлинно народная власть
-это не институт насилия, а великая созидательная
сила обладающая реальными возможностями
управлять действиями и поведением людей
разрешать соц. противоречия, согласовывать
интересы, подчинять их единой властной
воле методами убеждения, стимулирования,
принуждения. Особенностью гос. власти
является то, что ее субъект и объект обычно
не совпадают. В классовом обществе властвующими
субъектами выступает экономический класс,
подвластными - отдельные лица, социальные
группы, классы. В демократическом обществе
тенденция сближения субъекта и объекта
власти. При демократическом режиме нет
и быть не должно только властвующих и
только подвластных. Даже высшие органы
гос. и высшие должностные лица имеют над
собой верховную власть народа, являются
одновременно объектом и субъектом власти.
Однако полного совпадения субъекта и
объекта власти в демократ. обществе нет,
т. к. при полном совпадении гос. влась
утратит свой полит. характер, превратится
в непосредственно общественную, без органов
гос. и гос. управления.