Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:39, курсовая работа
Понятие права, его сущности - основной вопрос, традиционно рассматриваемый теоретической юриспруденцией. Теория права, сложившаяся в античное время, нашла в учении Аристотеля понятие политической справедливости и идеи естественного права. Правовая теория окончательно нашла свою научную основу в период завершения и разложения феодализма, во времена подготовки буржуазных революций 17-18 веков. Виднейшим ее представителем был голландский государственный деятель и философ эпохи просвещения Гуго Гроций, сделавший вывод о том, что «право имеет своим источником волю».
Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во - первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов...), во - вторых, выделяют право в специально - юридическом смысле, как юридический инструмент связанный с государством. Право, как качественно своеобразное целостное образование, имеет свою специфическую форму.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие форм права и их видов……………………………………………..5
1.1. Понятие форм права……………………………………………………..5
1.2. Классификация источников права……………………………………...8
2. Виды нормативно-правовых актов…………………………………………14
2.1.Общая характеристика нормативно-правовых актов…………………14
2.2. Основные нормативно-правовые акты……………………………......18
Заключение………………………………………………………………………25
Литература……………………………………………………………………….27
Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности, общепринятой морали и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает.
Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Государство санкционирует путем отсылки лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственной властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом.
Правовой обычай — правила поведения, к которым дана отсылка в законе. Когда содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, вряд ли верно считать юридическим источником обычай. Источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая.
Некоторые ученые, например Матузов Н.И., Корельский В.М., рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества (4.С.150.).
Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай — неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.
Договор — эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение имеет в отношениях между государствами. Однако вне меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота. (5.С.62).
В качестве основной формы права выступает договор в международном праве. Международный договор — это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: «Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования»[4].
С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор заключается на следующих принципах: 1) равенства; 2) независимости сторон и их свободного волеизъявления; 3) имущественной ответственности за нарушение обязательства.
Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора — чтобы он не противоречил действующему законодательству. Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора.
Договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это порождает общий интерес сторон в заключение договора и его надлежащем исполнении. Конституционный договор в практике мирового конституционализма является одним из важнейших источников права, прежде всего, государственного. Одновременно с Конституцией данный вид договоров является основой, сердцевиной, национального законодательства, на основе которого развиваются и функционируют все другие отрасли правовой системы государства.
Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Я считаю, что это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.
2. Виды нормативно-правовых актов
2.1. Общая характеристика нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.[5] Это одна из основных, наиболее распространенных и совершенных внешних форм современного права. Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает также как познавательный резервуар, из которого люди черпают сведения об юридических нормах.
Основы нормативно – правовой системы государства закреплены в Конституции Российской Федерации. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.
Статья 15 Конституции России гласит: [6]
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3.Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Эта статья определяет место Конституции в системе нормативных правовых актов страны.
Юридическая сила нормативно-правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. (5.С.654).
Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В настоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части:
Конституцию;
Федеральные конституционные законы;
Федеральные законы, иные акты палат Федерального Собрания;
Указы Президента;
Постановления Правительства;
Акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.
Нормативно- правовой акт признается основной, господствующей во всех современных цивилизациях формой права в силу вполне объективных причин. Ведущая роль нормативно-правовых актов в системе источников права объясняется следующими обстоятельствами.
Во-первых, при его помощи достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, верное отражение реальной деятельности и перспектив ее развития. Это помогает проводить единую правовую политику, не допускать произвольного толкования и применения юридических норм.
Во-вторых, усложнение общественной жизни и в западных демократиях, и на Востоке, рост темпов нынешнего общественного развития, возросшая политизация граждан с неизбежностью влекут повышение роли нормативных актов в системе юридических источников права.
В-третьих, именно нормативные правовые акты более всего приспособлены к постоянному обновлению действующего права. Иными словами, нормативный правовой акт, хотя имеет особые процедуры принятия, может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет ему быстро реагировать на социальные процессы.
В-четвертых, нормативные правовые акты легко систематизируются и кодифицируются, что в дальнейшем позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для его реализации.
Нормативно-правовые акты существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.
1. Нормативно-правовые акты, исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения нормативно-правовых актов негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.
2. Основное содержание нормативно-правовых актов составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно – властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.
3. Нормативно-правовые акты имеют строго определённую документальную форму (закон, указ...), обладают установленными символами и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией.
4. Нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.
5. Реализация нормативно-правовых актов обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.
Таким образом, нормативно-правовые акты можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
2.2. Основные нормативно-правовые акты
Все нормативно-правовые акты существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. Рассмотрим классификацию нормативно-правовых актов, которую представляет Комаров С.А. (2.С. 145).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
Нормативные акты государственных органов;
Нормативно-правовые акты общественных объединений;
Совместные акты государственных и негосударственных организаций;
Нормативно-правовые акты, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действий нормативно-правовые акты делятся на:
Федеральные;
Акты субъектов Федерации;
Акты органов местного самоуправления;
Локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.