Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:44, контрольная работа
Вопрос о происхождении государства - это конечно дискуссионно – познавательный вопрос. Тем он и интерес, что можно сопоставить несколько точек зрения, выявить положительные и отрицательные стороны, и тем самым глубже понять особенные черты государства, увидеть роль государства в жизни общества. Государство – продукт развивающегося общества. В данной работе мне интересно раскрыть вопрос о прогрессе общества с преобладанием насильственной силы и договорной (естественно-правовой).
Введение
1. Теории происхождения государства
1.1. Теория насилия
1.2. Теория общественного договора
2. Сравнительный анализ двух теорий развития государства
3. Заключение
4. Список использованных источников и литературы
Сторонники
естественного права считают
государство результатом
Изложенные в их работах идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 г.) и в других государственных актах. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.
Например в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.: - каждый имеет право на жизнь (Глава 2, ст. 20) ; - на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) ; - каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29) ; - каждый имеет право на труд и отдых (ст. 37).
Гольбах, например, определял общественный договор как совокупность условий для организации и сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного договора изложил следующим образом: “Люди быстро догадывались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей”.
Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на рабов. Они стали деспотами, угнетателями народа. Деспотизм, по Руссо, высшее и крайнее проявление общественных различий: неравенства богатых и бедных как следствия частной собственности; неравенства сильных и слабых как следствия власти ; неравенства господ и рабов как следствия попрания законной власти властью произвола. Это неравенство становится причиной нового отрицательного равенства: перед деспотом все равны, ибо каждый равен нулю. Но это уже не старое естественное равенство первобытных людей, а равенство как искажение природы. Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы “найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше”. * Обосновывая договорную теорию Руссо отмечает: “Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как неразделимую часть целого” Власть монарха является производной не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит Полем Гольбахом (1723 - 1789) в его работе “Священная зараза или естественная история суеверия”.
Александр Радищев (1749-1802) считал, что государство возникает не как результат некого божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Государство, по его мнению, “есть великая махина, цель которой есть блаженство граждан”.
Джон Локк (1632 - 1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа.
Вопрос о том, что собой представляет Общественный договор, каковым должно быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712 - 1778) и особенно в его знаменитом труде “Об Общественном договоре”. Основная задача, которую призван решать Общественный договор, состоит по мнению Руссо, в том, чтобы” найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде”.
Рассматривая
государство как продукт
Государство
рассматривается Руссо как “
Руссо
выдвигает и развивает идею прямого
народного правления ибо, согласно Общественному
договору, “только общая воля может управлять
силами государства в соответствии с целью
его установления, каковая есть общее
благо”.
2.
Сравнительный
анализ двух теорий
развития государства.
Говоря о положительных сторонах договорной теории, нельзя не отметить ее прогрессивное значение:
1) были
разрушены: теологические и
патриархальные представления
2) сделан шаг к созданию гражданского общества;
3) фактически
выдвигается принцип
4) государственные структуры существуют не сами по себе, а служат народу (его интересам);
5) появилась почва для возникновения республик;
6)государство и народ находятся во взаимных обязательствах (народ -соблюдает законы, а государство - регулирует отношения и защищает людей);
7) наличие
у народа права переизбрания
правителей.
Существенным недостатком этой теории является ее идеалистичность:
- «общественный
договор» - нереальная действительность;
государства возникали
- общество принимается одномерно (единое целое), а в реальной действительности оно разделено на различные группы;
-
различные интересы внутри
общества мешали его объединению
и договоренности.
Положительные стороны теории насилия очевидны:
Недостатком
же теории насилия является то, что
насилие не было единственным
фактором, повлиявшим на возникновение
государства. Необходим был высокий
уровень экономического развития общества
и созревшие внутренние условия, содержавший
государственный аппарат.
3.
Заключение.
Государство явление многогранное. Рассмотренные мною теории по разному объясняют причины происхождения государства.
Изучив две теории возникновения государства, выявив все положительные и отрицательные стороны данных точек зрения, мне, кажется, что наше государство могло бы и дальше развиваться по данным направлениям. Но, в связи с исторически сложившимся фактом о сильной классовой неприязни, разности в интересах, теория договоренности слишком идеалистична и поэтому приведение ее принципов в действие будет неэффективным в России.
Пути и способы насилия (власти) создали многие государства. Но развиваться обществу, гоняемому кнутом и чувством страха без «передышки» невозможно. Можно загнать и уничтожить. Хотя великие русские цари как Иван Васильевич Грозный и Петр I Великий – ярчайшие представители – властилины Российского Государства опирались на основные позиции теории насилия, смогли поднять страну, сделав ее непобедимой державой.
В современном
обществе итак хватает насилия.
Лучше ужесточить меру наказания
для истинных преступников,
нежели довести народ
до состояния потерянности,
незащищенности и угнетения.
Каждая из этих теорий раскрывает одну
из возможных сторон процесса возникновения
государства. Любая существовавшая и существующая
теория происхождения государства представляет
собой лишь субъективный взгляд человеческой
мысли на процессы объективного порядка.
Познать закономерности общественного
развития, возникновения и функционирования
государства - задача, как подтверждает
история, чрезвычайно сложная. Ее решение
возможно на основе одновременной интеграции
и дифференциации научных усилий различных
школ и направлений, занимающихся вопросами
происхождения государства и права.
4.
Список использованных
источников и литературы.
1. Бабаев В. К. Теория государства и права. М., 2002 – 591 с.
2. Марченко М. Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
3. Новицкий И. Б. Римское право. М., 1993.
4. Сырых В. М. Теория государства и права. М., 2004 – 703 с.
5. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М., 2001. – 432 с.
6. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1995 – 377 с.
7. "ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: УЧЕБНИК"
(Н.И. Матузов,
А.В. Малько),(Юристъ, 2004)